Автор: Фаттахова Регина Рустамовна
Воспитательная работа студентов учреждений среднего профессионального образования
Воспитательная работа со студентами является неотъемлемой частью процесса качественной подготовки специалистов. Из стен техникума должен выходить человек не только обученный, но и воспитанный. Иначе его нельзя назвать образованным.
В условиях становления в России гражданского общества главной целью образования становится формирование личности профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. Приоритетность решения воспитательных задач в системе образовательной деятельности четко обозначена в законе Российской Федерации «Об образовании», определяющем образование как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства».
Система воспитания должна четко ориентировать молодого человека в ценностном мире, формировать личность, умеющую четко отстаивать свои интересы, учитывая при этом интересы своей социально-профессиональной группы и всего общества в целом.
Потребность создания единой воспитательной системы в колледже, обновления содержания воспитательной работы и определяют необходимость разработки данной концепции.
Цель — формирование студента как творческой, всесторонне развитой личности, воспитание гражданина, способного осмысливать, ставить решать проблемы общества с учетом социальных, этических, культурных, экологических аспектов, быть толерантным, нравственно ответственным, легко адаптирующемся в коллективе, готовым трудиться в условиях конкуренции.
Исходя из поставленной цели, можно выделить ряд задач:
1) формирование активной гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры;
2) укрепление и совершенствование физического состояния, формирование стремления к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к табакокурению, наркотикам, алкоголизму, антиобщественному поведению;
3) формирование у студентов высокой нравственной и эстетической культуры, приобщение студенческой молодежи к художественному творчеству, развитие эстетических способностей, здоровых потребностей и высокого эстетического вкуса;
4) привитие умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления;
5) привлечение студентов к активному участию в различных мероприятиях общественной, спортивной и политической жизни колледжа, города, области.
В соответствии с основной целью воспитания студентов в качестве основных приняты три направления работы: воспитание активной жизненной позиции, культурно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание.
Воспитание активной жизненной позиции
Активная жизненная позиция – это осознанное участие студента в жизни отдельного коллектива и общества в целом, сознательные реальные действия, направленные на реализацию общественных ценностей и достижение общественных целей при разумном соотношении личных и общественных интересов.
Активность как жизненная позиция формируется тогда, когда у молодого человека есть возможность самостоятельно находить решение доступных ему проблем, испытывать свои силы и способности, проходить через различные ситуации успеха и временных неудач.
Активная жизненная позиция говорит о социальной зрелости студента, отражает, прежде всего, чувство ответственности и тревоги за дела общества, заставляет заниматься самообразованием.
Воспитание активной жизненной позиции осуществляется через:
— культурно-массовую и спортивную работу (участие студентов средне-специальных учебных заведений в разных мероприятиях, проводимых техникумом),
— привлечение студентов к организационно-массовой работе на добровольной основе;
— социально-правовую и информационную работу (консультирование по социально-правовым вопросам через работу юридической консультации, распространение информации о предстоящих мероприятиях, возможностях самореализации и т.п.)
Культурно-нравственное воспитание
Культурно-нравственное воспитание включает в себя духовно-нравственное, эстетическое и физическое воспитание.
Воспитание и развитие у студентов высокой нравственной культуры российского интеллигента является одной из самых важных задач в процессе становления личности. Интеллигентность является мерой культуры и воспитанности человека. Интеллигентность как показатель нравственной и социальной зрелости человека проявляется в его образовании и культуре, честности и порядочности, неравнодушии к боли и страданиям окружающих. Культурный человек – это свободная, гуманная, духовная, творческая и практичная личность, которой присущ эстетический вкус, хорошие манеры, умение творить повседневную жизнь по законам красоты, создавать и приумножать материальное благополучие семьи и богатство страны.
Эстетическое воспитание предполагает формирование устойчивой потребности постоянного восприятия и понимания произведений искусства, проявления интереса ко всему кругу проблем, которые решаются средствами художественного творчества.
Основным направлением работы, способствующим отвлечению студентов от негативного поведения, является организация досуга студента, раскрытие и реализация личностных творческих способностей, привлечение его к участию в научной, спортивной жизни, в художественной самодеятельности.
Основными средствами культурно-нравственного воспитания студентов являются широкое привлечение студентов к активным занятиям художественной самодеятельностью, знакомство с различными видами и жанрами искусств.
В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний, убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. В целом это можно определить как уровень нравственной культуры личности, которая должна проявляться во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.
Гражданско-патриотическое воспитание
Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации. Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества.
В этом виде воспитания интегрированы гражданское, правовое, патриотическое, семейно-бытовое направления воспитания.
К числу эффективных методов формирования гражданственности, патриотического и национального самосознания следует отнести целенаправленное развитие у студентов лучших черт и качеств человека. Таких как: доброта, любовь к родной земле, коллективизм, высокая нравственность, упорство в достижении цели, дух дерзания, готовность к сочувствию и сопереживанию, доброжелательность к людям независимо от расы, национальности, вероисповедания, чувство собственного достоинства, справедливость, высокие нравственные нормы поведения в семье и в обществе.
На основе вышеизложенного, можно выделить ряд основных особенностей воспитательной работы студентов именно средних профессиональных учебных заведений:
— Во-первых, каждый педагог среднего профессионального учебного заведения должен иметь целью своей деятельности воспитание нравственно-свободной, социально-активной, профессионально-ориентированной и ответственной личности, способной к качественному осуществлению своих профессиональных обязанностей.
— Во-вторых, целью всего процесса воспитания выступает многогранное развитие личности, то есть у студента за годы обучения происходит не только профессиональное, но и творческое, гражданско-патриотическое, социальное, а также культурно-духовное становление. Получается, что внимание уделяется не только профессионализму выпускника, но и социальному опыту, который он приобретает за годы обучения в образовательном учреждении.
— В-третьих, задачи воспитания неразрывно связаны с рядом общих и профессиональных компетенций, которые необходимы для дальнейшего совершенствования личности как в социуме, так и в профессиональной деятельности. По итогу воспитательного процесса личность должна быть развита как в интеллектуальном, так и в культурном, социальном и нравственном плане.
— В-четвертых, содержание воспитательного процесса при получении среднего профессионального образования обусловлено различными аспектами, например, возрастными особенностями, современными социальными условиями, спецификой различных образовательных программ и т.д. Исходя из этого, можно отметить, что содержание воспитания в колледжах и техникумах полностью нацелено на личность студента, на его ценности и индивидуальность.
Таким образом, содержание воспитания имеет двоякую природу. Со стороны человековедения под ним понимается совокупность типов воспитательной деятельности, при помощи которых обучающийся овладевает рядом ролей социального характера. Эти роли устанавливают задачи саморазвития и самовоспитания, педагогического воспитания, а действия по реализации данных задач можно обозначить компонентами содержания воспитания. Главными приоритетами для рационального и эффективного воспитания являются правильная мотивирующая составляющая, окружающее человека общество, творческий компонент, новаторские и современные позиции педагогов, стремление к лидерству, коммуникациям, сотрудничеству.