Автор: Яськова Татьяна Сергеевна
Статья о здоровьесберегающих технологиях на уроке математики
Здоровый образ жизни, как ценность человека в нашем обществе не занимает первое место. Нам, учителям, необходимо учить школьников ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Всем учителям через предмет надо сформировать здоровьесберегающую среду, способствующую развитию у школьников потребности в здоровом образе жизни. Сейчас в нашей стране только 15% детей рождаются практически здоровыми. В нашей школе только 5 % можно считать практически здоровыми. Цель здоровьесберегающих технологий на уроках математики- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения, сформировать знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, побудить у подростков мотивацию по формированию практических навыков здорового образа жизни.
Мною разработан цикл уроков для каждого класса с 5 по 8, в котором используется пропаганда здорового образа жизни
Прогнозируемые результаты.
· Укрепление здоровья школьников через овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье.
· Формирование негативного отношения к вредным привычкам.
Содержание.
1. Организационный момент урока.
Обязательной частью каждого урока является эмоциональный настрой. Чтобы вызвать интерес, повысить готовность ребенка к восприятию нового материала, создать обстановку взаимного доверия, спокойствия, уверенности, защищенности и значимости для каждого ученика необходимо создать соответствующую обстановку. Для этого на каждом уроке служит вводная часть урока. В ее содержание входят элементы тренинга (умение держать правильную осанку, для сохранения зрения).
2. Устные упражнения.
Одним из средств, способствующих лучшему усвоению математики, являются устные упражнения. Они эффективны кажущейся легкостью, эмоциональностью, своей простотой увлекают и слабых школьников, создают в классе обстановку соревновательности, повышают интерес к изучаемому материалу.
Проводимые в начале урока устные упражнения помогают учащимся быстро включаться в работу, в середине или конце урока служат своеобразной разрядкой после напряжения и усталости, вызванной письменной или практической работой. В ходе выполнения этих упражнений учащиеся чаще, чем на других этапах урока, получают возможность отвечать устно, причем они сразу проверяют правильность своего ответа. В отличие от письменных упражнений содержание устных таково, что решение их не требует большого числа рассуждений, преобразований, громоздких вычислений.
3. Основная часть урока.
1) Текстовые задачи. С целью формирования основ ЗОЖ подбираю текстовые задачи, условия которых содержат советы и рекомендации.
2) Кодированные задания. Почти регулярно в начале или конце урока можно включать кодированные задания, содержащие высказывания о необходимости ЗОЖ.
3) Эстафета. Не только младшим, но и старшеклассникам нравятся задания на соревновательность и подвижность. К доске выходят по очереди с учетом желания учащихся по своим возможностям и решают задания, тот кто раньше из них закончит выполнение задания получает высший балл. Независимо от сложности ученик, выполнивший задание первым, получает оценку «5». Получившие оценку «5», решившие легкое задание на следующей эстафете обязательно решают задание средней сложности и т.д) .
4) Самостоятельная работа. Для того, чтобы психологически не нагружать учащихся можно практиковать проведение разноуровневых самостоятельных работ.
4. Физкультминутка.
Для снятия и предупреждения нарастающего утомления на уроке используется физкультминутка примерно на 2 минуты. Время, когда следует провести физкультминутку, определяет учитель, сигналом к смене деятельности служит заметное двигательное беспокойство, нарушение внимания (где-то к середине урока). Так как профилирующим заболеванием является ОДА, применяется комплекс “красивая осанка”.
5. Итог урока.
При подведении итога урока можно рекомендовать учащимся самостоятельно заглянуть в глубь урока и делать выводы, наводящими вопросами, исходя из содержания рассмотренных задач.
6. Домашнее задание.
Рекомендуется включать задачи практического характера, которые позволяют привлечь в воспитательный процесс воспитателей ОСШИ и ЦППРиК.
Разработаны физкультурные минутки, как обязательная составляющая урока:
— общего воздействия на различные группы мышц;
-для улучшения мозгового кровообращения;
-для снятия утомления с плечевого пояса и рук;
-комплекс упражнений гимнастики для глаз.
Я стараюсь через математику привить любовь к здоровому образу жизни на многие годы!!!