Автор: Пятайкина Наталья Николаевна
ПРОБЛЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ.
Даньшова Ольга Александровна,
заместитель руководителя
МБУ ДО «ЦВР «Крылатый» г. о. Самара
Пятайкина Наталья Николаевна,
методист
«Говоря о мигрантах из бывших союзных республик,
надо всегда помнить, что в 1991-м мы все в один миг стали мигрантами…
Журнал «Регионы России»
В современном обществе наблюдается растущая проблема взаимодействия местных жителей и мигрантов, которая проявляется в напряженных отношениях и конфликтах между представителями различных этнических групп. Это отношение к мигрантам также оказывает влияние на учебные учреждения, затрагивая детей-мигрантов и влияя на их образовательный процесс и будущие амбиции.
Миграция — это процесс перемещения людей из одного места проживания в другое с целью улучшения своего положения, поиска работы, лучших условий жизни или из-за политических или экономических причин. Миграция может быть внутренней (в пределах одной страны) или международной (из одной страны в другую).
Социокультурная адаптация — это процесс, в результате которого человек приспосабливается к новым социальным и культурным условиям. Это включает в себя усвоение и адаптацию к новым правилам, ценностям, обычаям, языку и образу жизни в новой общине или стране.
Подростки из семей мигрантов — это подростки, которые родились или выросли в семье мигрантов, переехавших в другую страну. Они часто сталкиваются с особыми вызовами и проблемами, связанными с переездом, межкультурной адаптацией, языковым барьером, изменением социального окружения и сохранением своей идентичности. Подростки из семей мигрантов могут испытывать трудности во взаимодействии с новым обществом и одноклассниками, но также могут преуспеть и достичь успеха в новой среде.
Актуальность проблемы заключается в том, что до сегодняшнего дня недостаточно изучены аспекты адаптации мигрантов в системе образования в России на всех уровнях.
В настоящее время в отечественной и зарубежной педагогике и психологии существуют эффективные практики социально-психологической и психолого-педагогической адаптации детей, подростков и молодежи из мигрантских семей. Однако ученым не уделяется достаточного внимания образовательной среде как фактору успешной интеграции мигрантов.
Как считают В. И. Болли, Р. Р. Туктарова в своей статье «Формирование этнической толерантности и гражданской идентичности как фактора успешной интеграции подростков-мигрантов в образовательную среду» «…быстрая трансформация миграционной ситуации и изменение этнического состава населения в регионах, вызванные масштабными миграционными процессами, а также рост антимигрантских настроений в обществе, особенно в регионах с большим притоком мигрантов, способствуют социальной изоляции и отторжению мигрантов. Это отношение также сказывается на их детях, которые оказываются в ситуации социальной изоляции и испытывают трудности в учебе, а также негативно влияет на их отношение к послешкольному образованию».
Исследования развития педагогической теории и практики демонстрируют, что на протяжении всего процесса формирования многонационального поликультурного общества, проблемы формирования у детей национальных и общечеловеческих ценностей, развития культуры межнациональных отношений в молодом поколении, а также поддержки и защиты личности в их нравственном развитии и самовыражении занимали важное место в работах известных отечественных и зарубежных ученых.
Выдающиеся педагоги прошлого, такие как Я. А. Коменский, Г. И. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий всегда подчеркивали важность развития национальной школы, где основной задачей станет воспитание духовно-нравственной и свободной личности, а также обеспечение высокого уровня подготовки учителей, чтобы обеспечить должную поддержку и защиту детей в поликультурном образовательном пространстве. Значительный вклад в развитие психолого-педагогической проблематики внесли выдающиеся российские психологи, такие как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и другие.
Тема социокультурной адаптации подростков из семей мигрантов является актуальной и важной с учетом современных тенденций мировой миграции и ее влияния на общество. Вот несколько причин, почему данная тема является актуальной.
Миграционный процесс: В настоящее время миграция является глобальным явлением, и многие семьи переезжают в другие страны в поисках лучших экономических и социальных возможностей. Подростки из таких семей сталкиваются с вызовами адаптации к новой среде, языку и культуре.
Повышение культурной разнообразности: Миграция приводит к повышению культурной разнообразности в обществе. Подростки из семей мигрантов могут привносить новые традиции, ценности и представления о мире, что требует понимания и взаимодействия со стороны местного населения.
Психологические и социальные аспекты: Адаптация в новой среде может быть сложной для подростков из семей мигрантов. Они сталкиваются со стрессом, связанным с изменением жизненного стиля, потерей социальной сети и проблемами с языком. Исследование этой темы поможет понять различные аспекты этой адаптации и предложить подходы к поддержке подростков в этом процессе.
Образование и будущее: Социокультурная адаптация сильно влияет на образование и будущую карьеру подростков. Изучение этой темы позволит выявить факторы, которые способствуют успешной адаптации и образованию подростков из семей мигрантов.
Интеграция и социальная справедливость: Исследование социокультурной адаптации подростков из семей мигрантов поможет сформировать политику и программы, направленные на их интеграцию и создание более справедливого общества для всех. Также это позволит более глубоко понять и оценить вклад мигрантов в общество и экономику.
В целом социокультурная адаптация подростков из семей мигрантов актуальна для понимания и поддержки этих молодых людей в их процессе адаптации, интеграции и достижения полноценной жизни в новой стране.
Одной из основных целей социализации в подростковом возрасте является формирование этнической толерантности и гражданской идентичности личности. В современном российском обществе, характеризующемся религиозным, этническим, социальным и культурным разнообразием, достижение социального согласия является необходимым условием для укрепления государственности, стабильности и безопасности государства. Увеличиваются требования к ответственности и личной свободе выбора, а также развитию культуры толерантности в ситуациях межнациональных отношений и общения.
Для изучения проблемы формирования этнической толерантности и гражданской идентичности личности детей мигрантов необходимо рассматривать следующие вопросы:
1. Как происходит социокультурная адаптация подростков из семей мигрантов и какие факторы на нее влияют?
2. Какие трудности и проблемы возникают у подростков из семей мигрантов при адаптации в новой культуре?
3. Как социальное окружение, такое как школа, район и сверстники, влияет на социокультурную адаптацию подростков из семей мигрантов?
4. Какую роль играет семья и родители в процессе социокультурной адаптации подростков из семей мигрантов?
5. Какие практические рекомендации и стратегии могут помочь облегчить процесс адаптации подростков из семей мигрантов?
Роль семьи в адаптации подростков-мигрантов играет важную роль во всех аспектах их жизни, так как является основным источником воспитания для подростков. В новой стране подростки-мигранты сталкиваются с новыми нормами, ценностями и образом жизни. Семья должна помочь им разобраться в этих новых правилах и учить их социальным навыкам. Воспитание в семье является фактором сохранения идентичности и культурного наследия подростков, а также эмоциональной и практической поддержки для мигрантов-подростков, которые могут столкнуться с различными вызовами, включая стресс, проблемы адаптации, языковые и культурные трудности. Семья предоставляет поддержку, понимание и руководство для того, чтобы справиться с этими вызовами. Именно родители и близкие являются ключевым фактором в сохранении идентичности и культурного наследия подростков-мигрантов, а также обеспечивают эмоциональную и практическую поддержку в случае возникновения различных проблем, включая стресс, проблемы адаптации, языковые и культурные трудности. Близкие люди предоставляют необходимую поддержку, понимание и направление для того, чтобы справиться с этими вызовами. В целом, роль семьи в адаптации подростков-мигрантов заключается в поддержке, воспитании, что помогает подросткам лучше интегрироваться в новую среду и успешно адаптироваться.
Роль образовательных учреждений, таких как школы и учреждения дополнительного образования, в адаптации подростков очень важна. Эти учреждения выполняют ряд функций, которые помогают подросткам успешно адаптироваться и интегрироваться в новое общество.
Образовательные учреждения предоставляют подросткам возможности для изучения и совершенствования языка, помогают подросткам развивать их коммуникативные навыки. Это способствует лучшей адаптации в новом обществе и повышает шансы на успешную учебу и будущую карьеру.
Культурные программы и различные культурные мероприятия, которые организуют образовательные учреждения позволяют подросткам познакомиться с местными традициями, историей и культурой. Такие программы помогают подросткам лучше понять и принять новую среду, а также учат толерантности и уважению к различиям между культурами.
В настоящее время существует множество программ и рекомендаций по адаптации и социализации детей мигрантов. Они включают в себя программы обучения, технологии психолого-педагогического сопровождения, методические рекомендации, психологические программы межкультурного общения и тренинги толерантности.
«Программа обучения детей мигрантов» (под руководством А. Н. Гуляевой); «Технология психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов», разработанная РГПУ им. А. И. Герцена; «Программа социально-психологической поддержки и помощи детям и подросткам-мигрантам по преодолению отчуждения в новой социокультурной среде (В. В. Гриценко, Н. Е. Шустова); методические рекомендации «Особенности работы педагогов с детьми мигрантов в образовательных организациях», разработанные в Карельском институте развития образования; психологические программы межкультурного общения в образовательном учреждении; тренинги толерантности для подростков по преодолению и профилактике «мигрантофобии»; программа оценки адаптации детей и подростков из семей мигрантов (Г. У. Солдатова, А. В. Макарчук, А. Б. Пантелеева), и др.
Такое количество программ свидетельствует о важности организованной интеграции детей мигрантов в российское общество на разных уровнях: на государственном, региональном, городском, районном и школьном. Только многоуровневая организация процесса социализации детей мигрантов может позволить формировать у них социально приемлемую активную форму социализации. В школе, как институте социализации детей мигрантов, важно организовывать поддержку таких детей через психолого-педагогическое сопровождение.
Образовательные учреждения создают условия для социальной интеграции подростков и предлагают различные внеклассные активности, спортивные мероприятия, клубы и команды, которые помогают подросткам находить единомышленников и заводить дружеские отношения. Это помогает подросткам почувствовать себя включенными в школьную среду и создает благоприятные условия для общения и обмена опытом.
Роль образовательных учреждений в адаптации подростков является существенной, поскольку они предоставляют им необходимые навыки и знания, поддержку в изучении языка, возможности для культурных программ и социальной интеграции. Они помогают подросткам успешно адаптироваться к новой среде и строить свою будущую карьеру.
Главная цель школы заключается в том, чтобы она стала местом активного обсуждения культуры, что позволит учащимся и молодым людям научиться пониманию, осознанию и осмыслению разнообразия современного многокультурного мира, личностных и культурных различий, а также научит их решать проблемы и конфликты межкультурного взаимодействия через диалог и сотрудничество.
Общественные организации и социальные службы также играют важную роль в адаптации подростков-мигрантов. Они предоставляют необходимую помощь и поддержку в процессе адаптации и интеграции в новой стране. Оказывают подросткам-мигрантам помощь в адаптации к новой культуре, языку, образовательной системе и социальному окружению. Они предоставляют информацию о доступных ресурсах и услугах, помогают решить практические вопросы, такие как оформление документов и поиск жилья, проводят консультации с подростками-мигрантами и их семьями, чтобы помочь им разобраться с проблемами, возникающими в процессе адаптации. Это могут быть консультации по образованию, профессиональной ориентации, психологической поддержке и т.д. Данные организации реализуют интеграционные программы, которые помогают подросткам-мигрантам успешно интегрироваться в новое общество. Эти программы могут включать в себя языковые курсы, культурные мероприятия, тренинги по профессиональной адаптации и т.д. Они также способствуют созданию сообщества подростков-мигрантов, где они могут обмениваться опытом и поддерживать друг друга. Их работа помогает поддерживать их физическое и психологическое благополучие, облегчает процесс обучения и создает условия для полноценного участия в обществе.
Подростки мигранты сталкиваются с рядом проблем и вызовов, которые могут повлиять на их адаптацию и благополучие:
— столкновение с негативными стереотипами и предрассудками, связанными с их национальностью, религией или культурой, что приводит к ощущению изоляции, неприятия и затрудняет процесс адаптации;
— недостаток знания языка может создавать трудности в общении, обучении и взаимодействии с окружающими, затруднения в учебе, интеграции в школьную среду и нахождении новых друзей;
— различия в культуре, традициях и ценностях могут вызывать конфликты и непонимание, как внутри семьи, так и в обществе, сложности при согласовании своих культурных представлений с местными традициями;
— столкновение с дискриминацией и препятствиями при получении образования, доступе к услугам, может негативно сказаться на их самооценке и возможностях;
— переезд в новую страну может сопровождаться утратой родной среды, друзей и близких связей, вызывать чувство горя по утраченному и связанное с этим чувство потери и одиночества;
— подростки мигранты могут столкнуться с трудностями в адаптации к новой школьной и социальной среде, к новые правилам, обычаям и нормам поведения.
— подростки мигранты могут сталкиваться с сравнением с другими мигрантами или молодыми людьми из своей родной страны, что может приводить к чувству неполноценности или ущербности.
Для того чтобы помочь подросткам мигрантам справиться с этими проблемами и вызовами, важно создавать поддерживающую и инклюзивную среду, предоставлять им доступ к языковым и образовательным ресурсам, участвовать в диалоге о миграции и межкультурных вопросах, а также продвигать равенство и справедливость на всех уровнях общества. Важно также обеспечить доступ к профессиональной ориентации и поддержке, чтобы дети мигрантов имели возможность развивать свои таланты и интересы.
Межкультурный обмен играет важную роль, так как он позволяет подросткам мигрантам познакомиться с местными подростками и погрузиться в новую культуру. Это включает в себя общение, совместные проекты, экскурсии и культурные мероприятия. Включение подростков во внешкольные работу, спортивные команды и художественное образование поможет им найти новых друзей, развить свои увлечения и участвовать в местной жизни школы.
Важна поддержка психологов, так как подростки мигранты могут столкнуться с различными проблемами и стрессом при адаптации. Работа психологов поможет им справиться с эмоциональными трудностями, улучшить самооценку и развить навыки социальной адаптации.
Исследование проблем подростков мигрантов важно для понимания и адаптации этой уязвимой группы на новом месте проживания. Дальнейшие перспективы исследования включают следующие аспекты:
1. Изучение социальной, культурной и эмоциональной адаптации подростков мигрантов. Это позволит выявить основные факторы успеха или проблем, с которыми они сталкиваются при адаптации в новой среде.
2. Исследование образовательных возможностей для подростков мигрантов. Важно понять, какие программы и услуги доступны этой группе лиц и какие возникают преграды на пути получения качественного образования.
3. Анализ проблем связанных с дискриминацией и расовой неравенством. Исследование может сфокусироваться на выявлении случаев дискриминации и нарушения прав подростков мигрантов, а также на оценке эффективности существующих законов и политик борьбы с этим явлением.
4. Исследование ментального здоровья и эмоционального благополучия подростков мигрантов. Оно может помочь в выявлении факторов риска и разработке программ поддержки и помощи для этой группы лиц.
5. Исследование молодежной интеграции и участия подростков мигрантов в общественной жизни. Это позволит определить активные пути участия и включения подростков мигрантов в различные сферы общества, такие как культура, спорт и политика.
Результаты таких исследований могут быть полезны для разработки более эффективных политических, социальных и образовательных программ, направленных на поддержку и интеграцию подростков мигрантов. К сожалению, трудно предсказать конкретные дальнейшие перспективы в этой области, так как они зависят от различных факторов, включая интерес и вовлеченность исследователей, финансирование и заинтересованность со стороны общества и государства.
В МБУ ДО «ЦВР «Крылатый» ведется активная работа по адаптации детей и подростков из семей мигрантов:
— педагог Ожогина Евгения Олеговна, работает с такими подростками по дополнительной общеразвивающей программе «Люблю мою Самару» (школа № 77), и реализует социально-образовательный проект «Велосипедная Самара», осуществляемый в рамках участия в городском конкурсе «Гражданин» «Родному городу желаем…»;
— дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по изобразительному творчеству педагога Чесноковой Ольги Николаевны (школа № 141) обеспечивает возможность обучения детей с различным стартовым уровнем готовности к её освоению;
— дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Стрельба из лука» педагога Афанасьева Никиты Владимировича (школа № 141) и участие в спортивной программе способно помочь детям мигрантам вступить в контакт с местными сверстниками, развивая дружеские отношения, интегрируясь в местное общество.
Все программы способствуют воспитанию целого ряда ценностей, навыков и знаний:
— содействуют формированию уважения у детей мигрантов к разнообразию культур, традиций и обычаев, а также поощряют взаимодействие и понимание между культурами;
— помогают детям мигрантам в изучении русского языка и развитии языковых навыков, что является ключевым для успешной адаптации в новой среде и обучении;
— -содействуют освоению правил поведения, норм и ценностей российского общества, а также развитию самостоятельности и адаптации к новым условиям;
— помогают в освоении учебных программ, стимулируют мотивацию к учебе, поддерживают усвоение новых знаний и навыков;
— предоставляют возможность для участия в различных мероприятиях, праздниках, выставках, концертах, проектах и других мероприятиях, способствующих интеграции и развитию творческих способностей.
Это лишь некоторые из способов успешной социокультурной адаптации подростков из семей мигрантов. Конкретные практики могут отличаться от школы к школе. Необходимо обеспечить оптимальные условия и социальную поддержку, чтобы помочь подросткам мигрантам успешно адаптироваться и интегрироваться в новую среду.
Социокультурная адаптация детей мигрантов является важной задачей, требующей системного подхода и совместных усилий педагогов, психологов и других специалистов.
Важно применять комплексный подход к социокультурной адаптации детей мигрантов, учитывая их индивидуальные потребности и особенности. При этом необходимо постоянно оценивать и адаптировать практики, исходя из изменяющейся ситуации и потребностей детей и их семей.
1. Андреева, Г. М. Психология социального познания. — М.: Аспект Пресс, 1997. — 338 с.
2. Асмолов, А. Г., Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. О смыслах понятия ≪толерантность≫. // Век толерантности:
3. Научно — публицистический вестник. — 2001. — № 1. — с. 8–18.
4. Болли, В. И. Формирование этнической толерантности и гражданской идентичности как фактора успешной интеграции подростков-мигрантов в образовательную среду / В. И. Болли, Р. Р. Туктарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 988-990.