Автор: Татьяна Владимировна Вараксина
ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
«Образование – это то, что остается,
когда забудешь все, чему учили в школе»
А.Эйнштейн
К современному уроку в начальной школе предъявляются многочисленные требования. Он должен быть обучающим, в максимальной степени развивающим, воспитывающим, личностно – ориентированным. Опыт работы показывает, что одним из вариантов реализации многоцелевой направленности урока является личностно – ориентированный подход совместно с информационно – коммуникативными технологиями.
В последнее десятилетие вариативность начального образования позволила получить более существенные результаты обучения, приблизиться к реальной организации личностно — ориентированного развивающего обучения. Это означает, что учителя начальной школы стали больше внимания уделять не репродуктивным заданиям, рассчитанным в основном на восприятие и память, а заданиям, в выполнении которых принимают участие мышление и воображение. Направленность процесса обучения на поисковую, творческую деятельность детей – это то новое, что пришло в школу вместе с новыми технологиями.
Личностно – ориентированная развивающая модель обучения даёт высокий результат, но она рассчитана на учителя творческого, не жалеющего сил и времени для её реализации. У такого учителя учащиеся нестандартно и чётко мыслят, с удовольствием, обоснованно, аргументировано строят свою речь. Не надо менять программы и учебно–методические комплекты, не надо менять типы и структурные этапы урока. Изменяются функции ученика и его статуса в учебном процессе. Школьник становится не только объектом, но и субъектом обучения.
У учителя, работа которого ориентирована на личность каждого ребёнка, ученики по-другому относятся к тем предметам, освоение которых считали трудным. И в среднем, и в старшем звеньях они не теряют желания учиться. Они учатся также успешно, как и раньше.
Обучение, всегда сочетающееся с напряжённой мыслительной деятельностью, поиском, творческой работой, — это то, что привлекает самого ученика к процессу учения и захватывает самого учителя. Подведение итогов мониторингов показывают, что в классах, где учителя применяют личностно – ориентированный компетентностный подход в обучении, наблюдается резкий рост качества обученности. Школьники принимают активное участие в исследовательской деятельности, различных интеллектуальных проектах, нередко занимая в них призовые места
Современная школа должна обеспечить достижение таких результатов учебно-воспитательного процесса, которые могут помочь человеку достойно жить в обновленном обществе. Для этого необходимо создать условия для обучения, которые помогут получить ребенку качественное образование. Одним из главных условий, работающих на повышение качества образования, является внедрение компетентностно — ориентированного подхода в обучении и воспитании. На смену знаний, умений и навыков выходит понятие компетентности. Это инструмент, при помощи которого можно значительно повысить эффективность современного образования.
Компетентностное обучение ориентировано на развитие личности, культуры мышления, аналитической рефлексии, самостоятельности и ответственности за принятие решений. Все это должно быть в единстве с духовными и моральными ценностями личности. Школа должна помочь ученикам в овладении технологиями жизнедеятельности, создать условия для формирования способностей самооценки, самопознания и самоконтроля, раскрыть потенциал самореализации, самоактуализации и саморегуляции.
Основная цель такого обучения – формирование высокого уровня социальной зрелости учащихся, компетентностного отношения личности к жизни. Критериями такого отношения являются: осмысленное решение жизненных ситуаций, межличностных конфликтов, способность к оценке пределов своей активности, высокая культура потребления, ответственное отношение к здоровью, осмысление своей жизни и другое. Школа должна внедрять такие образовательные технологии, которые будут способствовать развитию ключевых компетентностей учащихся:
· учебно-познавательной
· социально-трудовой
· общекультурной
· ценностно-смысловой
· коммуникативной
В начальной школе идеи компетентностного подхода реализуются в первую очередь через содержание образования, когда компетентность из цели обучения превращается в желаемый результат и становится приобретенным качеством ученика. В целях определения конкретных, фиксированных результатов усвоения содержания начального образования в исследовании была разработана модель личности младшего школьника. Согласно данной модели, в результате усвоения педагогически адаптированного социального опыта (содержания образования) ребенок приобретает систему ключевых компетентностей: в области предметных и надпредметных знаний («Я знаю»), в области предметных и надпредметных умений и навыков («Я умею»), в области творчества («Я создаю»), в области эмоций и ценностей («Я стремлюсь»). Каждая из ключевых компетентностей находит отражение в содержании начального образования и конкретизируется в более узких характеристиках учебно-познавательной деятельности ребенка.
Свою деятельность по организации учебно-воспитательного процесса я строю по алгоритму: создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока, сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока, применение знаний, позволяющий ученику самому выбирать тип, и форму материала, использование проблемных творческих заданий, стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий, оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чем. Тогда модели занятий, система заданий существенно меняются.
Наряду с традиционными способами повышения мотивации я отдаю предпочтение таким приемам, которые повышают внутреннюю мотивацию ребенка. Я использую 5 правил:
· Стараться не навязывать учебных целей «сверху». Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
· Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка.
· Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.
· Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.
· Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.
· Учитель должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося по формированию и развитию ключевых компетентностей. Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и даёт возможность расширить рамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитие учащихся.
Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет” — говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно-ориентированный подход в обучении.