Автор: Татьяна Ивановна Попова
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В среднем ЗВЕНЕ НА уроках технологии
Педагог: Попова Т.И.
Современная школа призвана не только давать ребенку знания, но и гарантировать сохранение его здоровья. Плохое состояние здоровья школьников обусловлено достаточно вескими объективными причинами, связанными с условиями жизни и воспитания детей
Ведь здоровье – высшая человеческая ценность.
Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от детей младшего школьного возраста большого умственного и нервно- психического напряжения.
Показатели последних лет говорят о том, что около 25-30% детей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.
За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Поэтому каждый педагог должен работать так, чтобы обучение детей не наносило ущерба здоровью.
Охрана здоровья детей является задачей как в общеобразовательных учреждениях так и системе дополнительного образования .
В законе РФ «Об образовании» «…обязанность образовательного учреждения СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ, гарантирующие ОХРАНУ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ».
Сохранение и укрепление здоровья школьников , может только тогда считаться полноценным и эффективным, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
К здоровьесберегающим технологиям можно отнести:
Оптимальную плотность занятия;
Чередование видов учебной деятельности;
Наличие физкультурной пуазы;
Наличие эмоциональных разрядок;
Правильная рабочая поза;
Положительные эмоции.
Соблюдение норм СанПиН при проведении урочных и внеурочных мероприятий;
Проведение на уроке в момент утомления физкультминутки;
Проведение гимнастики для глаз.
Организация достаточной не травмоопасной двигательной активности;
Частая смена видов деятельности на занятии.
Развитие мелкой моторики руки;
Построение учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей здоровья ребенка.
личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании в праве называть здоровьеформирующией технологией:
- игровые технологии;
- технологию уровневой дифференциации;
- технологию проектного обучения.
- технология деятельностного обучения
В своей практической деятельности я ставлю задачу не только научить но и не навредить здоровью.
Правильная организация обучения дает возможность предотвратить перегрузки и усталость у воспитанников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья
С первых минут занятия стараюсь создать обстановку доброжелательности, спокойная беседа, внимание к каждому ответу, позитивная реакция педагога на желание воспитанника выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок и поощрение к самостоятельности.
Любая технология, любая разработка должны применяться в коллективе с эмоциональным благополучием — это мое убеждение. Я считаю, что педагог обязан обеспечить на занятии благоприятный эмоциональный фон. Сюда относятся и доверительный стиль общения педагога и воспитанника, должна присутствовать ситуация успеха мотивационной включенности, и создание ситуаций со свободной дискуссией по заданной теме, и смена ролей, где воспитанник может выступать в роли педагога.
Положительный эмоциональный настрой очень важен т. к. у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой педагога
В течении каждого занятия проводятся две физминутки, в зависимости от вида деятельности (специальные упражнения для мышц шеи, позвоночника, рук, ног, глаз.
Следует отметить, что подобные упражнения не должны являться просто средством для тренировки глазных мышц, а должны решать общеобразовательные, развивающие задачи, т.е. служить средством для получения новых знаний и развития ряда психических функций: зрительной памяти, внимания, наглядно-образного мышления, пространственных представлений и пр. например физминутка для глаз, загадала загадку отгадку напишите глазами не поворачивая голову.
Я планирую занятие так , чтобы деятельность менялась примерно каждые 10 минут
Также соблюдаем Санитарно-гигиенические требования , мы работаем с газетой . пластилином . дети моют руки , в классе раковина, мыло с дозатором , одноразовое полотенце.
Ещё один организационный момент начала занятия связан с проверкой состояния кабинета, учебных принадлежностей, рабочих мест и проверкой отсутствующих. На перемене проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости проветриваю помещение
Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность создавать на занятие атмосферу доверия и взаимопонимания, дают возможность для развития личности ребенка и в конечном счете снижают риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье школьников. Естественно, что на каждом занятии невозможно применять интерактивные, игровые технологии ,поэтому я стараюсь больше улыбаться на занятиях – так сохраняю здоровье и себе и воспитанникам.
Стараюсь чтобы дети своевременно до начала занятия привели свое рабочее место в порядок положили на стол нужные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть), а также выполнять обязанности дежурных ( раскладывать на столы раздаточный материал, вымыть классную доску, потому что доска нужна практически на каждом занятии) Стараюсь чтобы наглядность имела высокое полиграфическое качество.
Лучший отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании занятия не допускаю однообразия работы, это очень утомляет ребят.
Во время занятия применяю не менее 3 методов преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа и др.
. Дети не любят ждать долго конечный результат поэтому работу планирую закончить на одном уроке На занятии использую 4 – 7 видов учебной деятельности:, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, образцов, вырезание, скручивание, складывание, ответы на вопросы, и др. Продолжительность видов деятельности – 7- 10 минут. Некоторым детям трудно запомнить даже хорошо знакомое действие, поэтому стараюсь развивать у детей зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (размять пальчики , обвести, правильно пользоваться ножницами есть Т/Б при работе с ножницами ,а есть правила работы с ножницами.
Применение различных методов и форм работы, задания с учетом возраста и способностей т.е. комплексное использование Здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, формирует мотивы, потребности и ценности здорового образа жизни, способствует сохранению и укреплению здоровья детей.
Таким образом, здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии – это технологии, создающие безопасные условия пребывания, обучения и работы как в школе, так и системе дополнительного образования.