«Стиль народного костюма северо-восточных башкир»

Автор: Забихуллина Эльвира Гильфатовна

«Стиль народного костюма северо-восточных башкир»

 

После зарождения мира расселились люди в разных местах и стали жить-поживать.

« Каждому народу был дан свой определенный язык, своя одежда» — гласит одно из башкирских преданий. Но ведь на самом деле национальный костюм башкир не просто данность, а воплощение многовековой истории и традиций, отражение образа жизни и характера народа.

Башкирский костюм является ярким примером того, как проявляются различия в одежде разных регионов одной страны. Северная Башкирия первой начала переход к оседлому образу жизни. Здесь население занималось изготовлением тонкой пряжи из растительных волокон (конопли, льна), развивалось узорное ткачество. В южных районах выделывали грубое и тонкое сукно, катали обувь и валяли головные уборы, сохраняя навыки скотоводческого хозяйства.

Выделяют целых семь вариаций традиционного наряда: у северо-западных башкир, северо-восточных, юго-западных, юго-восточных, центральных, восточных и башкир самаро-иргизских поселений. В каждой вариации есть элемент, характерный только для этого региона.

                                              Головные уборы

Головной убор играл особую роль в костюме. Он свидетельствовал о материальном и семейном положении человека, а нашитые на него монеты, камни и другие предметы служили оберегом.

Женские головные уборы отличались особым разнообразием и наиболее ярко отражали этнический колорит. В южных районах замужние женщины носили кашмау — шапочку с отверстием на макушке, украшенную кораллами, монетами и подвесками. На спину от кашмау спускалась длинная лента — койрок (в переводе «хвост»), расшитая бисером, с бахромой на конце. Только состоятельные семьи могли позволить себе такой шикарный головной убор. Замужние женщины восточного Зауралья наряжались в башкейем (он же кэлэпуш). Этот головной убор представлял собой высокую округлую шапочку, к которой прикреплялась накидка, закрывающая затылок, уши и плечи. Башкейем, как и кашмау, украшался монетами и кораллами, впереди у него была сеточка, спадающая на глаза. В северных деревнях можно было встретить такыя — полусферические шапочки, расшитые монетами и бляхами, с бахромой из бисера. Башкирские девушки до вступления в брачный возраст (до 10-11 лет) ходили с непокрытой головой. Затем они надевали платки или шапочки наподобие тюбетейки.

В северной Башкирии взрослые девушки и молодые женщины носили так называемые колпачки, или бэлэкэй  калпак. Изготавливали их из бересты, луба, картона или кожи, затем обтягивали тканью, расшивали бисером, жемчугом, металлической нитью, а также монетками и подвесками. У висков пришивали кисточки. Колпачок закреплялся на темени с помощью шнурков, его носили чуть сдвинутым набок и покрывали платком.

Одним из таких платков был кушъяулык — головной убор молодых жен северо-восточных и зауральских башкир. Он отличался большими размерами и украшался монетами по краю около лица. На лоб под кушъяулык повязывался баш бэйзэмэс — маленький ситцевый платок. Другой вид головного убора-покрывала — тастар. Его повязывали пожилые женщины. Меховые шапки женщины носили поверх платка или тастара, накидывая сверху шелковую или кашемировую шаль. Девушки платок под шапку не надевали. А на северо-востоке Башкирии пожилые женщины носили под платком стеганую ватную шапочку тупый.

 Мужские головные уборы не так многочисленны. Повседневной была тюбетейка, а в скотоводческих районах — меховая шапка. По мусульманским обычаям мужчине не следовало появляться на людях с непокрытой головой, поэтому тюбетейку мальчики начинали носить еще в раннем детстве. Пожилые мужчины отдавали предпочтение головным уборам черного цвета, а молодые — светлого. Праздничные тюбетейки молодых обшивались бисером и галуном. Меховые шапки имели вытянутую форму, покрывались сверху бархатом или сукном. У южных и восточных башкир традиционным головным убором был малахай. По спине от него спускался кусок ткани, который защищал шею и верхнюю часть туловища от ветра. Другой головной убор, чалма, стал для башкир атрибутом мусульманской веры.

                                              Женский костюм

Национальный костюм башкирских женщин формировался на протяжении многих веков и продолжает формироваться до сих пор. Его отделка, как и любого элемента женского костюма, отличалась богатством и роскошью. Основу составляло платье кулдэк с оборками, украшенное вышивкой. В начале ХХ века на кулдэке появляются манжеты и защипы на груди. Особенностью таких платьев были широкие проймы, большие квадратные ластовицы и отложной воротник. Вырез на груди стягивался шнурком. Поверх выреза женщины носили нагрудники (селтэр, яра), служившие защитой от проникновения злых духов. В зависимости от местности форма нагрудника могла быть разной: треугольной или округлой, короткой или длинной. Под платье надевали шаровары (ыштан), а сверху — расшитый позументом и серебряными монетами приталенный камзол. Отделывали его по-разному, в зависимости от региона.

 

В северных районах был распространен фартук (алъяпкыс). Изначально его носили во время выполнения работы по дому, но позже он стал нарядным элементом национального костюма.

Распашные халаты бишмэты (на севере) и елэны (на юге) выполнялись из однотонного сукна и украшались монетами, позументом и аппликациями, позже — эполетами. Елэн и бишмэт похожи по крою, но елэн более длинный и расклешенный по подолу.

На ногах женщины носили башмаки (ката, башмак). Они украшались цветной строчкой и кисточками. В южных и юго-восточных районах кожаные сапоги итек носили и мужчины, и женщины. Распространенной была обувь с суконным орнаментированным голенищем – сарык. Летом все башкиры обували лапти (сабата). Обязательным элементом были чулки. Их изготавливали из войлока, сукна, шерсти, праздничные расшивали красными узорами и аппликациями.

                                           Мужской костюм

Мужской костюм, как и головные уборы, отличался от женского меньшим разнообразием и сдержанностью. Он состоял из свободной туникообразной рубахи, нешироких штанов, поверх которых надевали камзол или легкий халат. На юге Урала рубахи шили без воротника, а от горловины по косой спускался разрез, который скреплялся шнурком. В северных районах у рубах был отложной воротничок и разрез был прямым.

Верхней одеждой служили суконные чекмени, халаты темного цвета, отделанные позументом, и расклешенные кафтаны кэзэки со стоячим воротником и глухой застежкой. Малообеспеченные башкиры носили халаты из домотканых материалов. Зимой мужчины надевали овчинные шубы (билле тун) и тулупы (тире тун).

Исключительно мужской деталью костюма был пояс. Их было несколько видов: шерстяные, ременные, матерчатые или кушаки с пряжками. Справа всегда привешивали прямоугольную кожаную суму каптыргу или калту, а слева – ножны.

Как и женщины, мужчины могли носить чулки, либо выбирали портянки. Обувью служили сапоги итек, сарык с суконным голенищем, башмаки ката. В торжественных случаях обували сапожки ичиги, а поверх них – калоши. Это считалось особенностью башкир. При входе в помещение калоши оставляли у порога.

 

Стиль народного костюма складывался веками. Одежда поражает своим разнообразием и фантазией мастериц. Они вкладывали всю свою душу и талант. Каждая деталь костюма напоминает о красоте родного края.

Платья изготавливались  из домашнего или  фабричного полотна.  Особую  любовь среди  местного населения  снискала вышивка тамбуром. Крой женских платьев северо-восточных башкир   отличается  от аналогичных  в других  районах, а именно  оформлением рукава. По окату  рукава  в верхней части  пришивалась  полукруглая деталь, придающую  рукаву пышность и объем.

Признанной одеждой  молодых женщин   был фартук, украшенной  вышивкой.  Они кроились  преимущественно  отрезными  по талии с небольшой нагрудной  частью и застегивались на поясе. В орнаменте  передников и платьев  преобладал  цветочный мотив.

Пожилые на платье надевали  украшенный позументом камзол,  которые по сравнению  с камзолами  юго-восточных  башкир кроились  более приталенными и расклещенными  по низу.

Головными уборами  были платки  и шали.  Невестки  ходили  в  сдвоенных платках — кушъяулык.  Для покрывала  молодой женщины, как одинарного, так и  двойного,  выбирали фабричные  красные платки с характерным  цветочным  (флур яулык) или (француз яулык) узором.

  Башкирское покрывало  невестки сохранило  традиционный красный цвет  — символ огня, призванного охранять  молодую женщину от злых чар, способствовать умножению животворящих природных сил.  Под платок на волосы надевали  колпачки с округлым верхом. Околыш расшивали бисером, металлической нитью, жемчугом.  Середина  длинной стороны платка, приходящаяся на лоб, украшалась  с изнанки  полосой гладкой ткани, вышитой  тамбуром или  счетной гладью. Среди вышитого узора помещали    мелкие монетки.  Подбородник обшивали  монетами.  Подборочная тесьма  с монетами (Хакалдырык), закрывавший шею, вместе с чешуеобразно зашитым нагрудником представлял  выразительный декоративный ансамбль в праздничном костюме.

Украшения в основном изготавливались  из серебра. Наряду с  ювелирными  изделиями  широко применялись  мелкие и крупные монеты. Способом  чешуйчатой  зашивки  тканевой основы  составляли нагрудники, одну-две монеты  прикрепляли к косоплетке.

Обувью служили кожаные сапоги, башмаки, ичиги, бахилы, кое — где и лыковые лапти. Кожаные сапоги носили как мужчины, так и женщины. Их надевали с портянками, с вязанными шерстяными или суконными чулками. Примечательность  северо-восточного комплекса- обувь  с невысоким тканевым верхом. 

 В одном из башкирских преданий о начале жизни на земле говорится: «После зарождения мира расселились люди в разных местах и стали жить — поживать. Каждому народу был дан свой определенный язык, своя одежда, своя особая пища».

Башкирский традиционный костюм не повторяет одежду ни одного другого народа, хотя за долгое время своего развития впитал различные стили предшественников. Он – своеобразный. Башкиры дуванского рода одевалось иначе, нежели упейцы, мишари отличались от татар и русских, словом, что не род, то свой костюм. Если дуванцы носили одежду украшенную вышивкой, то у упейцы в своей одежде  элементы вышивки использовали мало.

Костюм мишарей тот же татарский, но они носят одежду более старинной формы.  У мишарок есть свой национальный камзол- род верхнего платья с короткими полами и рукавами до локтей, с открытым воротом, талия со складками. Камзол застегивается лишь одной застежкой, передние края  только соприкасаются, а не прикрывают друг-друга. На груди носили перевязь, нашитый серебряными монетами. Головная  повязка  у мишарок имеет особую форму, сходную с киргизскою.

Татары носили камзол, который имел приталенный силуэт и распахивался книзу и надевался на рубаху. Камзолы носили как мужчины, так и женщины, разница была лишь в украшении женской модели тесьмой или мехом, а шился камзол в основном из бархата.

Нагрудники

Женский костюм  северо-восточных районов  дополнял  сравнительно небольшой, чуть ниже талии, нагрудник- тушелдерек, муйынса.   Тканевую поверхность  зашивали  чешуеобразно  серебряными монетами. Нижний ряд  состоял из более крупных, выше помещались мелкие монеты. Край нагрудников  обшивались  позументом, цепочками или украшались перламутровыми  и стеклянными пуговицами.  Среди монет прикреплялись ювелирные изделия из сердолика, бирюзы.

 

Список использованной литературы:

Камалиева А. С. «Башкирский костюм. Технология. Конструкция. Декор». – Уфа: Китап, 2012. – 212 с.
Руденко С.И. «Башкиры» — Уфа: Китап, 2006. – 376 с.
Шитова С.Н. «Башкирская народная одежда». — Уфа: Китап, 1995. – 248 с.

×
×