Автор: Мухамедьянова Лилия Иршатовна
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ.
В общем смысле запасы могут представлять информацию, финансы и даже нематериальные ценности, например, энергия, здоровье человека, однако в логистике понятие “запас” подразумевает составляющие материального потока, то есть товарно–материальные ценности.
Большинство организаций имеют запасы независимо от вида деятельности, будь то завод или банк, но наиболее значимую роль они играют на производственных предприятиях, в оптовых и розничных торговых компаниях, в сфере логистического обслуживания.
Запасы имеют противоречивую природу, так как, с одной стороны, они влекут за собой формирование нескольких статей затрат и замораживания денежных средств, а, с другой стороны, способствуют бесперебойной деятельности предприятия и обеспечение надлежащего уровня обслуживания потребителей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что запасы могут приносить организации как конкурентное преимущество в виде независимости от поставщиков и колебаний спроса, так и затормаживать темпы повышения качества продукции и препятствовать внедрению инноваций ввиду концентрации внимания на сбыте имеющихся ресурсов, а не инвестировании в новые виды продукции и деятельности.
Для полноценного понимания сущности запасов, необходимо изучить их виды, так как они создаются для достижения совершенно разных целей и выполняют отличные друг от друга функции. На сегодняшний день существует множество классификаций запасов, которые отличаются признаком формирования видов запасов.
Сырье и материалы используются для производства готовой продукции, запасы незавершенного производства (НЗП) определяются как единицы, находящиеся в производственном процессе, изготовляемые из сырья и переходящие в состояние готовой продукции (ГП), которая, в свою очередь, представлена в виде продуктов, предназначенных для продажи потребителю.
По месту нахождения запасы подразделяются на:
— производственные,
— товарные.
Функцией производственных запасов является обеспечение бесперебойности производственного цикла. Само название определяет их локацию, которой является производство предприятия. Товарные же запасы пребывают на складах готовой продукции, если рассматривать промышленное предприятие. У дистрибьютеров и торговых организаций товарный запас распределяется в каналах сбыта.
Говоря о запасах в каналах обращения (сбыта) запасы делятся на следующие группы:
— запасы в пути;
— запасы на предприятиях торговли.
Запасы в пути также иногда называют транспортными или транзитными, потому что на момент мониторинга состава запасов они транспортируются от поставщиков к заказчикам. Согласно Л.А. Савельевой по временному признаку можно выделить следующие группы:
— максимальный желательный запас;
— пороговый запас;
— текущий запас;
— гарантийный запас.
Максимальный желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами.
Пороговый запас, также называемый точкой заказа, является тем уровнем запаса, при котором необходимо осуществить оформление последующей поставки продукции.
Текущий и гарантийный уровни запасов характеризуются аналогичным образом как было описано в предыдущих классификациях.
У другого российского автора, А.М. Ярового можно встретить такую группу запасов в классифицировании по времени как неликвиды, они представляют собой продукцию, которая не используется на протяжении длительного временного промежутка. Чаще всего товар признается неликвидным, если его запасы были нетронуты на протяжении одного календарного года. Причинами образования неликвидов может служить утрата качества товара, моральное устаревание, появление на рынке товара – заменителя, обладающего лучшими свойствами.