Субъективные проявления ребенка в музыкальной деятельности

Автор: Уракова Ольга Владимировна

«Субъективные проявления ребенка в музыкальной деятельности»

Проблема развития ребенка дошкольного возраста как субъекта музыкальной деятельности.

Первым шагом в раскрытии концепции, лежащей в основе проектирования организации процесса музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста, станет определение феномена ребенка как субъекта музыкальной деятельности.

Обоснование линии развития ребенка как субъекта музыкальной

деятельности в качестве ведущей целевой ориентации педагогического процесса было дано в ходе освещения теоретических основ данной концепции.

Субъект ​— это источник познания и преобразования действительности,

носитель активности. Субъектность человека проявляется прежде всего в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему).

Затем на основании отношения формируются инициативы, т. е. желание проявить активность к избранному объекту.

Инициативность трансформируется в собственно деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.

Поведенческая цепочка субъекта деятельности выглядит следующим

образом:

· эмоциональный компонент выражает отношение, интерес, избирательность

к предмету деятельности;

· эмоционально-деятельностный компонент формируется на основании

инициативы и инициирует собственно деятельность;

· деятельностный компонент проявляется в избирательности или свободе

выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека.

Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности,

следовательно, становятся:

· ценностное отношение;

· интерес;

· избирательная направленность;

· инициативность;

· свобода выбора;

· самостоятельность, автономность, творчество.

Принципиальным для становления субъектности  является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру ​или мотивационно потребностная сфера ребёнка. Это годы оформляющегося образа «Я», когда самоидентификация, сравнение Своего Я и Другого Я происходит по начинающей складываться шкале ценностей, ценностных отношений, ориентации. Иными словами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных его возрасту видах деятельности и общения.

Уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. ​Дошкольника смело можно назвать

практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим

путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку

дошкольник —этопрежде всего деятель, стремящийся познать и  преобразовать мир самостоятельно.

Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности. И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развитие.

Субъектные проявления ребенка в музыкальной деятельности.

Можно выделить две группы субъектных проявлений ребенка в музыкальной деятельности: эмоционально-субъектные и деятельностно-субъектные.

Эмоционально-субъектные проявления ​выражаются в интересе ребенка

к музыке, предпочтении этому виду деятельности. Ребенок любит слушать

музыкальные произведения, ему нравится участвовать в разных видах

музыкальной деятельности. Другим не менее важным проявлением субъектности становится избирательное отношение к музыке, т.е.

предпочтение ребенка той или иной возможности взаимодействия с музыкой

(слушать, петь, играть и т. д.).

Уже в раннем возрасте ребенок может выбрать, например, тот или иной инструмент шумового оркестра; может скучать во время пения, но оживляется в ходе музыкальных игр. Чем раньше педагоги заметят

предпочтения ребенка, тем успешнее может быть его музыкальное развитие!

Деятельностно-субъектные проявления с​вязаны с активностью и

инициативностью ребенка в выборе музыкальных видов деятельности. Его

субъектность определяется творческим отношением к выбору содержания

музыкальной деятельности. Ребенок начинает самостоятельно предлагать

варианты интерпретации того или иного музыкального произведения,

предпринимая первые попытки анализа и самоанализа «продуктов»

музыкальной деятельности.

Чтобы определить проявления ребенка как субъекта музыкальной

деятельности нужно понаблюдать за ребенком в минуты его свободной

деятельности. Если он хочет и может заниматься музыкой сам, вне

специально организуемых форм музыкального воспитания, то это и есть

проявления его как субъекта музыкальной деятельности.

музыкальной деятельности.

Характеристика личностных качеств ребенка — субъекта музыкальной деятельности.

Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности,

следовательно, становятся:

· ценностное отношение;

· интерес;

· избирательная направленность;

· инициативность;

· свобода выбора;

· самостоятельность, автономность, творчество.

Но результаты музыкальной деятельности взрослого и музыкальной

деятельности ребенка не идентичны. Музыкальная деятельность ребенка в

чем-то гораздо сложнее, чем у взрослого. Взрослый человек занимается

одним из видов музыкальной деятельности — он либо слушает, либо

исполняет, либо сочиняет музыку. Музыкальная деятельность дошкольника

разнообразна. Часто ребенок выполняет все виды музыкальной деятельности

одновременно.

У ребенка как субъекта музыкальной деятельности проявляются

следующие качества:

· интерес к музыке;

· избирательное отношение к музыке и разным видам музыкальной

деятельности;

· инициативность, желание заниматься музыкальной деятельностью;

· самостоятельность в выборе и осуществлении музыкальной деятельности;

· творчество в интерпретации музыкальных произведений.

Музыкально-исполнительская деятельность детей — это деятельность,

связанная с овладением специальными исполнительскими умениями.

Пение.

Одним из самых любимых музыкальных жанров ребенка является

пение. Для выразительного пения необходимы специальные певческие умения,

которые ребенку помогает развивать музыкальный руководитель.

● Певческая дикция – умение чётко пропевать слова, звуки. Для развития этого

умения музыкальный руководитель учит детей четко произносить текст

песни, выделяя слова, несущие смысловую нагрузку.

● Дыхание обеспечивает напевность, легкость исполнения. Музыкальный

руководитель учит детей правильно расходовать воздух, делая паузы между

фразами.

● Звукообразование. Для развития данного умения используются упражнения с

протяжным пропеванием долгих звуков.

● Чистота интонирования — умение интонационно точно воспроизвести

мелодию песни. Развитие данного умения возможно только при достижении

всех предыдущих навыков (дыхание, певческая дикция, звукообразование).

Музыкально-ритмические движения.

Ребенок реагирует на звучащую музыку посредством движением, т.к. музыкально-ритмические движения, наряду с пением также являются одним из самых любимых музыкальных жанров для ребенка. Выделяются 3 группы музыкально-ритмических умений:

● Умение выполнять под музыку основные и гимнастические движения,

перестроения. По мере взросления ребенок дошкольного возраста может

выполнять данные движения ритмично и выразительно, используя различные

предметы.

● Танцевальные умения. Ребенок дошкольного возраста способен освоить

простые танцевальные движения (выставление ноги на пятку и носок,

притопы и т.д).

● Имитационные умения. Это умения подражать движениям животных,

различных персонажей.

Для развития музыкально-ритмические умений музыкальный руководитель

должен соблюдать приоритет музыки по отношению к движениям. Ребенок может правильно реагировать движениями на музыку, только в том случае, если музыка полноценно воспринимается.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Это еще один вид детской исполнительской деятельности, который чрезвычайно привлекает дошкольника. В младшем дошкольном возрасте детей привлекают ударные и

шумовые музыкальные инструменты (бубен, барабан, деревянные ложки, колокольчики).

Взрослея, ребенок переключается на звучащие инструменты, например,

металлофоны. Ребенок учится играть на слух, т.к. еще не знаком с нотами, что обеспечивает высокую эффективность развития специальных

музыкальных способностей.

Музыкально-игровая деятельность.

В играх используется музыка в соответствии с задачами развития музыкальных способностей.

Все дети в дошкольном возрасте являются исполнителями. Дети любят петь,

двигаться под музыку, извлекать звуки из музыкальны инструментов.

 

Взаимосвязь музыкальных способностей и исполнительских умений детей дошкольного возраста.

Опыт ​— содержание и результат жизнедеятельности человека, индивидуально-личностная форма, итог освоения действительности во всем

ее многообразии. Опыт — важнейшее условие развития личности выступает

тем основанием, которое предопределяет мотивы, выборы, поступки личности.

Музыкальный опыт, или опыт музыкальной деятельности, является

разновидностью социокультурного опыта. Структура музыкального опыта

включает:

· опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке;

· опыт знания музыки;

· опыт умений взаимодействовать с музыкой;

· опыт творческой деятельности или творческого включения в

музыкальную деятельность.

Опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке ​выражается в

возникающих у ребенка интересах к музыке, определенных музыкальных

предпочтениях, первых попытках оценки музыкального произведения.

Эмоционально-ценностное отношение к музыке определяет оформляющийся

музыкальный вкус дошкольника.

Опыт знания музыки складывается из музыкального кругозора ребенка

и музыкальной эрудиции.

Выделяются две группы опыта умений взаимодействия с музыкой:

1. Умения, необходимые в любом виде музыкальной деятельности, позволяющие ребенку: адекватно реагировать на характер музыки; осуществлять художественно-эмоциональное восприятие музыкального образа; понимать музыкальный образ; деятельностно выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу; интерпретировать музыкальные образы в разных видах художественной и

 деятельности;

2. Умения, необходимые для участия в разных видах музыкальной

деятельности. Они могут быть охарактеризованы в большей степени

как технические — певческие, инструментальные, танцевальные.

В этом возрасте создаются предпосылки для развития показателей

Певческого голосообразования. Основным видом детского певческого

исполнительства становится игра.

Благодаря возросшей самостоятельности и накопленному музыкальному опыту ребенок 4 — 5 лет становится уже активным участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности.

У детей этого возраста появляется важнейшее умение — переносить

полученный на занятиях в детском саду музыкальный опыт в иную среду,

например, использовать его в домашнем музицировании, пении. Все это

свидетельствует об уровне освоения музыкальной культуры.

В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных

впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки.

Дети уже могут устанавливать связи музыки с литературой, живописью,

театром. С помощью педагога искусство становится для шестилетнего

ребенка целостным способом познания мира и  самореализации.

​Естественной базой и предпосылкой для получения знаний становится

накопленный в младшем и среднем дошкольном возрасте эмоциональный

опыт общения с музыкой.

Старшему дошкольнику свойственны эмоциональный подъем и

переживание чувства волнения от участия в спектакле, празднике,

выступлении детского оркестра или хора, что характеризует изменившееся

отношение ребенка к исполнению музыки. Для ребенка этого возраста

главным становится не процесс участия в деятельности, а ее результат.

Список используемой литературы:

1. Акулова О. В, Гогоберидзе А. Г, Гризик Т. И. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей : основные формы: пособие для педагогов – М. Просвещение, 2012.

2. Березина Н. О., Веннецкая О. Е, Герасимова Е. Н. Успех. Методические рекомендации: пособие для педагогов – М. Просвещение, 2012.

3. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации — М. : «Гном-Пресс», 1999.

4. Равчеева И. П Настольная книга музыкального руководителя – Волгоград: Учитель, 2014.

5. Радынова О. П, Катинене А. И, Палавандишвили М. ЛМузыкальное воспитание дошкольников. – М, 1997.

 

 

×
×