Автор: Уракова Ольга Владимировна
«Субъективные проявления ребенка в музыкальной деятельности»
Проблема развития ребенка дошкольного возраста как субъекта музыкальной деятельности.
Первым шагом в раскрытии концепции, лежащей в основе проектирования организации процесса музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста, станет определение феномена ребенка как субъекта музыкальной деятельности.
Обоснование линии развития ребенка как субъекта музыкальной
деятельности в качестве ведущей целевой ориентации педагогического процесса было дано в ходе освещения теоретических основ данной концепции.
Субъект — это источник познания и преобразования действительности,
носитель активности. Субъектность человека проявляется прежде всего в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему).
Затем на основании отношения формируются инициативы, т. е. желание проявить активность к избранному объекту.
Инициативность трансформируется в собственно деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.
Поведенческая цепочка субъекта деятельности выглядит следующим
образом:
· эмоциональный компонент выражает отношение, интерес, избирательность
к предмету деятельности;
· эмоционально-деятельностный компонент формируется на основании
инициативы и инициирует собственно деятельность;
· деятельностный компонент проявляется в избирательности или свободе
выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека.
Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности,
следовательно, становятся:
· ценностное отношение;
· интерес;
· избирательная направленность;
· инициативность;
· свобода выбора;
· самостоятельность, автономность, творчество.
Принципиальным для становления субъектности является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру или мотивационно потребностная сфера ребёнка. Это годы оформляющегося образа «Я», когда самоидентификация, сравнение Своего Я и Другого Я происходит по начинающей складываться шкале ценностей, ценностных отношений, ориентации. Иными словами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных его возрасту видах деятельности и общения.
Уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Дошкольника смело можно назвать
практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим
путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку
дошкольник —этопрежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.
Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности. И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развитие.
Субъектные проявления ребенка в музыкальной деятельности.
Можно выделить две группы субъектных проявлений ребенка в музыкальной деятельности: эмоционально-субъектные и деятельностно-субъектные.
Эмоционально-субъектные проявления выражаются в интересе ребенка
к музыке, предпочтении этому виду деятельности. Ребенок любит слушать
музыкальные произведения, ему нравится участвовать в разных видах
музыкальной деятельности. Другим не менее важным проявлением субъектности становится избирательное отношение к музыке, т.е.
предпочтение ребенка той или иной возможности взаимодействия с музыкой
(слушать, петь, играть и т. д.).
Уже в раннем возрасте ребенок может выбрать, например, тот или иной инструмент шумового оркестра; может скучать во время пения, но оживляется в ходе музыкальных игр. Чем раньше педагоги заметят
предпочтения ребенка, тем успешнее может быть его музыкальное развитие!
Деятельностно-субъектные проявления связаны с активностью и
инициативностью ребенка в выборе музыкальных видов деятельности. Его
субъектность определяется творческим отношением к выбору содержания
музыкальной деятельности. Ребенок начинает самостоятельно предлагать
варианты интерпретации того или иного музыкального произведения,
предпринимая первые попытки анализа и самоанализа «продуктов»
музыкальной деятельности.
Чтобы определить проявления ребенка как субъекта музыкальной
деятельности нужно понаблюдать за ребенком в минуты его свободной
деятельности. Если он хочет и может заниматься музыкой сам, вне
специально организуемых форм музыкального воспитания, то это и есть
проявления его как субъекта музыкальной деятельности.
музыкальной деятельности.
Характеристика личностных качеств ребенка — субъекта музыкальной деятельности.
Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности,
следовательно, становятся:
· ценностное отношение;
· интерес;
· избирательная направленность;
· инициативность;
· свобода выбора;
· самостоятельность, автономность, творчество.
Но результаты музыкальной деятельности взрослого и музыкальной
деятельности ребенка не идентичны. Музыкальная деятельность ребенка в
чем-то гораздо сложнее, чем у взрослого. Взрослый человек занимается
одним из видов музыкальной деятельности — он либо слушает, либо
исполняет, либо сочиняет музыку. Музыкальная деятельность дошкольника
разнообразна. Часто ребенок выполняет все виды музыкальной деятельности
одновременно.
У ребенка как субъекта музыкальной деятельности проявляются
следующие качества:
· интерес к музыке;
· избирательное отношение к музыке и разным видам музыкальной
деятельности;
· инициативность, желание заниматься музыкальной деятельностью;
· самостоятельность в выборе и осуществлении музыкальной деятельности;
· творчество в интерпретации музыкальных произведений.
Музыкально-исполнительская деятельность детей — это деятельность,
связанная с овладением специальными исполнительскими умениями.
Пение.
Одним из самых любимых музыкальных жанров ребенка является
пение. Для выразительного пения необходимы специальные певческие умения,
которые ребенку помогает развивать музыкальный руководитель.
● Певческая дикция – умение чётко пропевать слова, звуки. Для развития этого
умения музыкальный руководитель учит детей четко произносить текст
песни, выделяя слова, несущие смысловую нагрузку.
● Дыхание обеспечивает напевность, легкость исполнения. Музыкальный
руководитель учит детей правильно расходовать воздух, делая паузы между
фразами.
● Звукообразование. Для развития данного умения используются упражнения с
протяжным пропеванием долгих звуков.
● Чистота интонирования — умение интонационно точно воспроизвести
мелодию песни. Развитие данного умения возможно только при достижении
всех предыдущих навыков (дыхание, певческая дикция, звукообразование).
Музыкально-ритмические движения.
Ребенок реагирует на звучащую музыку посредством движением, т.к. музыкально-ритмические движения, наряду с пением также являются одним из самых любимых музыкальных жанров для ребенка. Выделяются 3 группы музыкально-ритмических умений:
● Умение выполнять под музыку основные и гимнастические движения,
перестроения. По мере взросления ребенок дошкольного возраста может
выполнять данные движения ритмично и выразительно, используя различные
предметы.
● Танцевальные умения. Ребенок дошкольного возраста способен освоить
простые танцевальные движения (выставление ноги на пятку и носок,
притопы и т.д).
● Имитационные умения. Это умения подражать движениям животных,
различных персонажей.
Для развития музыкально-ритмические умений музыкальный руководитель
должен соблюдать приоритет музыки по отношению к движениям. Ребенок может правильно реагировать движениями на музыку, только в том случае, если музыка полноценно воспринимается.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Это еще один вид детской исполнительской деятельности, который чрезвычайно привлекает дошкольника. В младшем дошкольном возрасте детей привлекают ударные и
шумовые музыкальные инструменты (бубен, барабан, деревянные ложки, колокольчики).
Взрослея, ребенок переключается на звучащие инструменты, например,
металлофоны. Ребенок учится играть на слух, т.к. еще не знаком с нотами, что обеспечивает высокую эффективность развития специальных
музыкальных способностей.
Музыкально-игровая деятельность.
В играх используется музыка в соответствии с задачами развития музыкальных способностей.
Все дети в дошкольном возрасте являются исполнителями. Дети любят петь,
двигаться под музыку, извлекать звуки из музыкальны инструментов.
Взаимосвязь музыкальных способностей и исполнительских умений детей дошкольного возраста.
Опыт — содержание и результат жизнедеятельности человека, индивидуально-личностная форма, итог освоения действительности во всем
ее многообразии. Опыт — важнейшее условие развития личности выступает
тем основанием, которое предопределяет мотивы, выборы, поступки личности.
Музыкальный опыт, или опыт музыкальной деятельности, является
разновидностью социокультурного опыта. Структура музыкального опыта
включает:
· опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке;
· опыт знания музыки;
· опыт умений взаимодействовать с музыкой;
· опыт творческой деятельности или творческого включения в
музыкальную деятельность.
Опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке выражается в
возникающих у ребенка интересах к музыке, определенных музыкальных
предпочтениях, первых попытках оценки музыкального произведения.
Эмоционально-ценностное отношение к музыке определяет оформляющийся
музыкальный вкус дошкольника.
Опыт знания музыки складывается из музыкального кругозора ребенка
и музыкальной эрудиции.
Выделяются две группы опыта умений взаимодействия с музыкой:
1. Умения, необходимые в любом виде музыкальной деятельности, позволяющие ребенку: адекватно реагировать на характер музыки; осуществлять художественно-эмоциональное восприятие музыкального образа; понимать музыкальный образ; деятельностно выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу; интерпретировать музыкальные образы в разных видах художественной и
деятельности;
2. Умения, необходимые для участия в разных видах музыкальной
деятельности. Они могут быть охарактеризованы в большей степени
как технические — певческие, инструментальные, танцевальные.
В этом возрасте создаются предпосылки для развития показателей
Певческого голосообразования. Основным видом детского певческого
исполнительства становится игра.
Благодаря возросшей самостоятельности и накопленному музыкальному опыту ребенок 4 — 5 лет становится уже активным участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности.
У детей этого возраста появляется важнейшее умение — переносить
полученный на занятиях в детском саду музыкальный опыт в иную среду,
например, использовать его в домашнем музицировании, пении. Все это
свидетельствует об уровне освоения музыкальной культуры.
В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных
впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки.
Дети уже могут устанавливать связи музыки с литературой, живописью,
театром. С помощью педагога искусство становится для шестилетнего
ребенка целостным способом познания мира и самореализации.
Естественной базой и предпосылкой для получения знаний становится
накопленный в младшем и среднем дошкольном возрасте эмоциональный
опыт общения с музыкой.
Старшему дошкольнику свойственны эмоциональный подъем и
переживание чувства волнения от участия в спектакле, празднике,
выступлении детского оркестра или хора, что характеризует изменившееся
отношение ребенка к исполнению музыки. Для ребенка этого возраста
главным становится не процесс участия в деятельности, а ее результат.
Список используемой литературы:
1. Акулова О. В, Гогоберидзе А. Г, Гризик Т. И. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей : основные формы: пособие для педагогов – М. Просвещение, 2012.
2. Березина Н. О., Веннецкая О. Е, Герасимова Е. Н. Успех. Методические рекомендации: пособие для педагогов – М. Просвещение, 2012.
3. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации — М. : «Гном-Пресс», 1999.
4. Равчеева И. П Настольная книга музыкального руководителя – Волгоград: Учитель, 2014.
5. Радынова О. П, Катинене А. И, Палавандишвили М. Л: Музыкальное воспитание дошкольников. – М, 1997.