Автор: Долин Даниил Романович
На сегодняшний день большинство молодых людей имеют серьезные или незначительные проблемы со здоровьем. Для начала, давайте разберемся в самом понимании слова «здоровье». Данное понятие можно рассмотреть с различных сторон, понимается оно по-разному. Под здоровьем подразумевается состояние человека, которое обеспечивает необходимую продолжительность и качество жизни, также необходимое для нормальной жизнедеятельности (способность выполнять работу различного вида и т.д.).
Если рассматривать определение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), то здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или физических дефектов.
Под физическим здоровьем понимается объективное и субъективное чувство своих функциональных пределов, а также чувство возможностей уровень развития всего организма в целом [2].
Психическое здоровье – это благоприятное и благополучное состояние, которое характеризуется адекватным восприятием всех окружающих факторов, а также желанием человека в социализации.
Нравственное, а другими словами социальное здоровье – это желание и возможности человека в усвоении и овладении определённых жизненных и духовных ценностей, а также способность к развитию и передаче своих нравственных ценностей и убеждений.
Физическая культура и спорт – это способ и решения многих спектров жизненных необходимых человеческих факторов, с помощью данной деятельности закаляются такие качества как способность грамотно и целесообразно распределять своё личное время на образовательную деятельность, свои домашние дела и обязанности, отдых и рекреацию. Также это залог успеха для достижения максимальных возможностей своего потенциала. Данная деятельность даёт возможность и желание постоянно развиваться (искать новую информацию).
С помощью исследований не раз доказано, что занятие физической культурой и спортом активно и благотворно влияет на мозговую деятельность (особенно у детей младшего возраста). И не раз доказано, что школьники, занимающиеся ФК и С намного активнее и быстрее схватывают новый школьный материал. У них происходит более выраженная активность в участии в творческих конкурсах. Также на все трудности, с которыми может столкнуться школьник, ребята, которые занимаются данной деятельностью (ФК и С) реагируют намного спокойнее, адекватнее, а главное рациональней. Даже простые занятия физической культурой в большинстве случаев плодотворно влияют на продолжительность жизни людей пожилого возраста. Регулярные занятия ходьбой положительно влияет на всеобщее объективное и субъективное состояние человека.
По мнению Спирина В. К. физкультурно – оздоровительная деятельность – это деятельность, направленная на формирование здоровья, а здоровье включает в себя физическую, психологическую и социальную составляющие.
Задачи физкультурно – оздоровительной деятельности заключаются в формировании факторов всесторонне развитого человека. И направлена она на решение всех задач (образовательных и воспитательных), необходимых для осознанных и рациональных поступков человека [1].
При рассмотрении и преподавании предмета «Физическая культура» заметен повышенный интерес со стороны лекторов и слушателей, так как это является актуальным и модным направлением в современных реалиях жизни.
Так как на занятиях физкультурно – оздоровительной и спортивной деятельностью ребёнок в большинстве случаев находится в коллективе, его социализация в обществе происходит значительно раньше и конкретнее. Ведь в коллективе ребёнок испытывает всю палитру эмоций: радость – расстройство, терпение, гнев, злость, восторг, переживание.
Основой сохранения здоровья детей и подростков должна стать специально организованная физкультурно-оздоровительная деятельность.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что занятия физкультурно – оздоровительной и спортивной деятельностью – это жизненно необходимая составляющая для гармоничной и благоприятной жизни как для младшего, среднего и пожилого возраста.
Под физкультурно-оздоровительной деятельностью можно понимать окультуренную двигательную активность, направленную на улучшение физического, психического и социального благополучия человека, ориентированную на ценность здоровья и формирование здорового образа жизни [3].
Культура здоровья – это часть общей культуры человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья.
Культура здоровья личности характеризуется жизненными позициями человека (наличием позитивных целей и ценностей); грамотным и осмысленным отношением к своему здоровью, природе и обществу; организацией здорового образа жизни, позволяющего активно регулировать состояние человека с учетом индивидуальных особенностей организма, реализовывать программы самосохранения, самореализации, саморазвития, приводящие к гармоничному единству всех компонентов здоровья и целостному развитию личности.
Процесс формирования культуры здоровья личности осуществляется в первую очередь в системе образования и неразрывно связан с методологией обучения основам здорового образа жизни. В то же время существующая система образования нередко приводит к ухудшению состояния здоровья детей и молодежи. Интенсификация учебного процесса, увлечение компьютерными играми, недостаток возможностей для занятий физической культурой и спортом – главные причины гиподинамии школьников и студентов. Кроме того, большинство руководителей и педагогов образовательных учреждений слабо владеют специальными знаниями и умениями диагностики состояния здоровья, организации физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях. В связи с этим одной из приоритетных задач модернизации образования должно стать сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, формирование у них ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Культура здоровья с позиции системно-структурного подхода представляет собой целостную систему взаимодействия следующих факторов: системообразующих, системонаполняющих и системообусловливающих.
Системообразующими факторами являются состояние индивидуального здоровья человека в его динамике и практико-ориентированный здоровый образ жизни. При этом критерии состояния здоровья следует рассматривать с позиции повышения или сохранения его количественного и качественного потенциала как при относительно высоком уровне здоровья, так и при наличии каких-либо отклонений, физических дефектов, тех или иных заболеваний.