Автор: Череповская Катерина Сергеевна
Перед школой стоит немало задач которые касаются обучения детей начиная с первого класса по одиннадцатый, подход к обучению детей за последние десятилетия значительно изменился. Для учителя начальных классов главной задачей является сформировать учебную деятельность у младших школьников. Специфика учебной деятельности младших школьников заключается во взаимодействии обучающегося с научными понятиями.
Непосредственно в начальной школе закладывается основы русского языка которые являются основой грамотности, в период изучения русского языка в начальной школе происходит обширное обучение всем видам речевой деятельности, а именно письму, чтению, говорению и слушанию
Особого внимания заслуживает начальное обучение в процессе развития языковой личности ученика. Именно в начальной школе закладываются основы разностороннего развития детей, начинается работа по формированию сознательного отношения к языку, развития культуры речи. Непосредственно лингвистическая компетенция является целью изучения русского языка, ведь на современном этапе она определяет эффективность формирования личности.
Формирование лингвистических понятий в методике преподавания русского языка трактуется не однозначно. Так, например, Е.А. Быстрова указывает, что формирование лингвистических понятий представляет собой результат осмысления младшими школьниками своего речевого опыта. Она включает в себя знания основ науки о русском языке предполагает усвоение комплекса лингвистических понятий. Научный деятель П.Д. Пелетова отмечает, что формирование лингвистических понятий является способностью обучающихся строить синтаксически и грамматически правильные формы .
Организуя образовательный процесс на уроках русского языка в начальной школе с учетом компетентностного подхода, следует обратить внимание на способность в усвоении обучающимися языковых знаний в виде целостной системы. У младших школьников необходимо сформировать представление об уровнях языковой системы, языковая единица должна изучаться комплексно.
Формирование лингвистических понятий должно вестись по следующим направлениям: закрепление и расширение знаний об имени прилагательном; развитие практических способностей анализировать данную часть речи; развитие способностей использовать имя прилагательное в речи.
При работе с учащимися начальных классов над изучением имени существительного необходимо целенаправленно и систематически использовать разнообразные приемы творческого и исследовательского характера.
Аспекты внедрение компетентностного подхода в современную систему образования нашли отражение в трудах ученых-лингвистов таких как: Г. М. Богомазов, Л. С. Выготский, Г. А. Орлова, Е.Д. Божович, и др..
Сущность компетентностного подхода состоит в том, что учащиеся должны не просто учить готовые знания и определения, а они должны научиться самостоятельно формулировать понятия необходимые для достижения своих целей. Особое внимание уделяется организации самостоятельной, созидательной, творческой деятельности обучающихся начальных классов в ходе работы с лингвистическим материалом. Имя существительное является опорным звеном в предложениях. Обогащенная, хорошо поставленная речь- признак высокого развития. Зачатую мы видим, что у обучающихся младших классов словарный запас скуден и неразнообразен.
Имя существительное- это часть речи обозначающая предмет и выражающая категориальное грамматическое значение предметности в частных грамматических категориях (одушевлённости- неодушевлённости, роли, числа и падежа. Существительным называют не только конкретные предметы окружающей действительности ( шарф, автомобиль, стул), но и их совокупности ( мебель, одежда, транспорт) или, наоборот, составные части, а также живых существ (кошка, курица, мужчина). Так же к именам существительным относятся и действия (сон, бег, ходьба) и состояния (грусть, внимание, сонливость) в отвлечении от их производителей, свойства (уникальность, текучесть, продолжительность) и количество (множество, малость) в отвлечении от их носителей. Таким образом, значения предметности имен существительных — это отвлеченное грамматическое значение, которое свойственно всем существительным без исключения.
Изучения определения имени существительного — это лишь первый шаг на пути усвоения понятий. Следующий шаг для формирования лингвистических понятий у детей младшего школьного возраста, включение определения понятий где действия учащихся, которое они выполняют с соответствующими объектами и с помощью которых строят в своей голове понятия об этих объектах. Школьникам необходимо научиться ориентироваться в содержании определения при выполнении различных упражнений.
Процесс формирования лингвистического понятия условно делится на четыре этапа:
1. Анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия. На данном этапе осуществляется абстрагирование от лексического значения конкретных слов и предложений и выделение того, что является типичным для данного языкового явления, языковой категории.
2. Обобщение признаков, установление связей между признаками понятия (установление внутрипонятийных связей), введение термина. Учащиеся овладевают операциями сравнения и синтезирования.
3. Осознание формулировки определения понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними.
4. Конкретизация изучаемого лингвистического понятия на новом языковом материале. Упражнения на применение знаний на практике, установление связей изучаемого понятия с ранее изученными (установление понятийных связей).
По мере развития детей их психический функций расширение кругозора формируется словарный запас ребенка как в количественном, так и в качественном аспектов. Особое место в развитии учащихся занимает имя существительное, изучение указанной части речи дает большие возможности в работе над языковой и речевой функцией ребенка, которые в первую очередь способствуют интеллектуальному развитию.
Формирование лингвистических понятий у младших школьников, особенно на уроках русского языка при изучении имени существительного, является важным аспектом их учебного процесса.
Для того что бы разобраться в нюансах формирования лингвистических понятий у младших школьников следует рассмотреть ряд ключевых аспектов которые включает выше поставленная задача.
При формировании лингвистических понятий начальной точкой при изучении имени существительного является знакомство с основными характеристиками имени существительного. Для наилучшего усвоения материала следует использовать игровые методы, групповые занятия и интерактивные упражнения. Немаловажным звеном обучения является связь нового материала с повседневным жизненным опытом учеников, необходимо при изучении тем применять различные методики, которые включают в себя и наглядные пособия, и информационные технологии. Быстрому усвоению понятий и их значений способствуют анализ существительных в упражнениях и текстах, благодаря которому у детей развивается критическое мышление.
Для закрепления лингвистических понятий главную функцию выполняет регулярное повторение изученного материала, использование рефлексивных упражнений, при выполнении которых обучающиеся могут самостоятельно оценивать свои знания. Совместное обсуждение пройденных тем помогает глубоко усвоить материал.
Само формирование лингвистических понятий при изучении имени существительного представляет собой процесс, при котором, происходит структурирование и осмысление изученных знаний о данной части речи. Для детального представления о том, как формируются лингвистические понятия при изучении имени существительного у обучающихся младшего школьного возраста, следует разобраться, какие ключевые аспекты, включает изучение имени существительного.
Первым и наиболее важным аспектом является понятие имени существительного, ведь имя существительное одна из основополагающих категорий в языке. Вторым важным этапом стоит умение выделять различные типы существительных: собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевлённые, конкретные и абстрактные. Третьем значительным аспектом является изучение грамматических категорий к которым относится род, число и падеж. Все вышеуказанные аспекты помогают четкому формированию лингвистических понятий при изучении имени существительного, осознание его категорий, способствует более глубокому пониманию структуры языка и механизму его функционирования.
Следует отметить что, контекст, в котором употреблено имя существительное может влиять на его интерпретацию, в зависимости от ситуации в котором употреблено имя существительное может измениться его значение. Для выявления изменения значения имен существительных учащимся следует научиться производить анализ текста. Что бы устанавливать связь, между различными элементами предложения, учащиеся должны знать о том, что в предложении существительное может выполнять различные синтаксические функции (быть подлежащим, обстоятельством или дополнением). Следует дополнить, что имена существительные, а так же их значения могут меняться, со временем, а также значением их культурного и исторического становления.
Таким образом, процесс формирования лингвистических понятий при изучении имени существительного включает в себя многогранный подход, охватывающий как формальные, так и содержательные аспекты языка, что способствует более глубокому пониманию его структуры и функциональности.