Автор: Айдаркина Наталья Сергеевна
Сущность патриотического воспитания в современном дошкольном образовательном учреждении: уроки прошлого и взгляд в будущее
С вступлением в силу Указа Президента РФ от 16.01.2025 N 28 «О проведении в Российской Федерации Года защитника Отечества», патриотическое воспитание на всех этапах становления личности в 2025 году приобрело приоритетное направление и заняло первую строчку среди всех направлений в развитии дошкольника [1].
В современном мире этот процесс приобретает особое значение, ведь именно с дошкольного возраста закладываются основы гражданской идентичности. Дошкольное образовательное учреждение в данном случае выступает в роли огранщика «драгоценных камней», ведь самое ценное в нашей жизни – это наши дети. Взрастить здоровую нацию и патриотов России – это наша с вами ответственность. Ведь, что нас ждет в будущем, с кем мы будем проживать в нашей стране, напрямую зависит от заложенных ценностей в наших детях. Современное понимание патриотизма не сводится к слепой преданности и лояльности к государству. Оно охватывает более широкое понятие – любовь к своей родине во всем ее многообразии, включая историю, культуру, природу, людей. Патриотическое воспитание в ДОУ должно быть фундаментом для формирования гармоничной личности, способной ценить и защищать свою страну, а также уважать другие народы и культуры.
Однако прежде, чем говорить о сегодняшнем дне, важно обратиться к опыту прошлого, в частности, к системе патриотического воспитания в Советской России [4] [Лаврова Л.Н. С. 90-96. № 1 (22)].
Давайте вспомним из чего складывалось патриотическое воспитание в Советской России: затронем все сильные стороны и поговорим о недостатках. В Советском России патриотическое воспитание занимало центральное место в любой образовательной системе. Его целью было формирование «советского человека» – гражданина, преданного коммунистическим идеалам, готового защищать Родину и строить светлое будущее. На протяжении достаточно долгого времени это с успехом удавалось и реализовывалось, так как работали системно и последовательно. Патриотическое воспитание пронизывало все сферы жизни ребенка – от детского сада до вуза. Существовали четкие методические разработки, программы и мероприятия. Не забываем еще о скудной работе СМИ, тотальных проверках перед выходом любой информации, поэтому, как говорится: «верили всему, что сливалось в массы». Огромное влияние оказывалось и акцентировалось на героическом прошлом: «рассказы о подвигах солдат Великой Отечественной войны, пионерах-героях, достижениях советского народа вдохновляли детей на любовь к Родине и чувство гордости за страну». Вспоминаем такое явление как коллективизм: о воспитании в духе коллективизма, взаимопомощи и товариществе способствовало формированию чувства единства и общей ответственности – это ли не патриотизм? А спортивно-массовая работа: «проведение спортивных соревнований, игр «Зарница», военизированных эстафет, походов способствовало формированию физической выносливости, чувства долга и готовности к защите страны». Огромное влияние оказывала и развитие художественного творчества с патриотической тематикой в литературе, музыке, живописи, театральных постановках, что способствовало эмоциональному вовлечению детей, и это всё плюсы, которые в современном, нынешнем образовании практически отсутствуют, но к огромной радости, частично восстанавливаются.
Хочется для более полной картины затронуть и минусы Советской России в патриотическом воспитании: все, абсолютно все были подвержены чрезмерному воздействию идеологии, в данном случае коммунистической партии, и подчинялись ей беспрекословно, игнорируя другие аспекты любви к Родине. Часто практиковалось одностороннее, выгодное представление истории, где акцент делался на героических страницах прошлого, и в основном всегда замалчивая или искажая трагические события. Формализм и шаблонность царили в Советской России. Внедрение единых программ и методов часто приводило к формальному выполнению задач, лишая процесс воспитания искренности и эмоциональности. Повсюду навязывание определенных ценностей, полное отсутствие выбора и возможности критического мышления приводило к формированию стереотипного мировоззрения.
И наконец, милитаризация сознания — это усиление военной риторики и тематики в обществе. Бесконечный показ фильмов на военную тематику, специальных репортажей о новом вооружении, новостных репортажей об учениях и разработках военной техники, подготовке к защите страны иногда приводили к милитаризации сознания и нивелированию ценности человеческой жизни. Нивелирование ценности человеческой жизни — один из признаков тоталитарного режима.
Вспомнив патриотическое воспитание в Советской России, перечислив основные плюсы и минусы, хочется вернутся к современному ДОУ с приоритетнейшим направлением – патриотическое воспитание, старт которому дал президент Российской Федерации В.В.Путин своим указом от 16/01-2025года, признать 2025 в Российской Федерации Год защитника Отечества.
Мы с вами живем в современном обществе. Для воспитания современного гражданина и патриота своей страны не допустимо использование старых методик: необходимо позаботиться об использовании новых, современных практик, или хорошо адаптированных под современных детей методик. И поэтому современное патриотическое воспитание в детском саду должно строиться на основе лучших традиций прошлого, но с учетом новых реалий и ценностей. Оно должно быть направлено на формирование всесторонне развитой, социально активной личности, способной к критическому мышлению и уважающей ценности других культур.
Ключевые принципы современного патриотического воспитания в ДОУ:
Гуманистическая направленность: в центре внимания всегда должен находится ребенок, его развитие и благополучие. Патриотизм должен основываться на любви к людям, уважении к их достоинству и правам. Культурологический подход: патриотизм без знания своей культуры не имеет глубины и смысла. Изучение национальных традиций, фольклора, искусства, музыки, литературы позволяет детям почувствовать свою принадлежность к определенной культуре и народу. Это не означает отвержение других культур, а наоборот, понимание их уникальности и ценности.
Краеведческая направленность: архиважно начинать патриотическое воспитание с любви к своей малой родине – родному городу, деревне, поселку. Дети должны знать историю своего края, его достопримечательности, знаменитых земляков, особенности природы. Экскурсии, походы, проекты, исследовательская деятельность помогут им установить непосредственную связь со своей малой родиной.
Развитие гражданской ответственности: современный патриот – это не только тот, кто любит свою страну, а тот, кто осознает свою ответственность за ее будущее. Важно воспитывать у детей уважение к законам, правам и обязанностям гражданина, формировать активную гражданскую позицию, желание участвовать в жизни общества, помогать другим.
Толерантность и уважение к другим культурам: в современном мире, где постоянно происходят миграционные процессы, важно воспитывать у детей уважение к людям других национальностей и культур. Необходимо учить их понимать и принимать различия, избегать стереотипов и предрассудков. Это поможет им стать гражданами мира, способными к межкультурному диалогу.
Активность и самостоятельность: современное патриотическое воспитание должно стимулировать наших с вами детей к самостоятельному поиску знаний, критическому мышлению, проявлению инициативы и творчества. Необходимо создавать условия для того, чтобы дети могли задавать вопросы, высказывать свое мнение, участвовать в дискуссиях, предлагать собственные проекты [2] [ФОПДО].
Игровой формат обучения: как известно, основной вид деятельности детей в дошкольном детстве — это игра. Дети лучше всего усваивают знания через игру. Использование игровых форм, викторин, конкурсов, театрализованных представлений, проектной деятельности делает процесс обучения интересным и эмоциональным, что повышает его эффективность.
Современные акценты в патриотическом воспитании в ДОУ:
Эмоциональное вовлечение: патриотизм – это чувство, которое должно рождаться в сердце, конечно, если оно заложено. И для этого «чувства» важно создавать условия, чтобы дети могли эмоционально прочувствовать красоту родной природы, величие исторических событий, глубину культурного наследия.
Примеры из повседневной жизни: героизм проявляется не только на войне. Важно показывать детям примеры патриотизма и героизма посредством СВО, приглашать участников-ветеранов Специальной военной операции, а также из повседневной жизни – заботу о ближних, помощь нуждающимся, честный труд.
Развитие критического мышления: дети должны уметь анализировать информацию, отличать правду от лжи, формировать собственное мнение. И опять же, необходимо формировать умения у детей. Патриотизм не должен быть слепым, а должен основываться на понимании и осознании.
Использование современных технологий: мультимедийные презентации, интерактивные игры, виртуальные экскурсии, видеоролики могут сделать процесс обучения более интересным и наглядным. Важно использовать современные технологии для того, чтобы вовлечь детей в процесс изучения родной страны. И наконец-то − взаимодействие с семьей: семья играет ключевую роль в патриотическом воспитании, только при тесном и последовательном взаимодействии, при согласии двух сторон возможен желаемый результат, а именно воспитание патриота и гражданина РФ. Для этого очень важно привлекать родителей к участию в воспитательном процессе, проводить совместные мероприятия, обмениваться опытом.
Обобщая всё выше сказанное, мы можем прийти к выводу, что современное патриотическое воспитание в ДОУ – это очень сложный и многогранный процесс, который требует от педагогов глубокого понимания целей и задач, гибкости, творчества и постоянного самосовершенствования [3]. Опыт советской системы дает нам понимание того, что важно не только содержание, но и методы и формы работы. Ориентируясь на гуманистические ценности, принципы культурологического подхода, краеведческой направленности, развивая гражданскую ответственность, толерантность, активность и самостоятельность, а также применяя игровые формы обучения и современные технологии, мы сможем воспитать настоящих патриотов своей Родины – людей, любящих ее, уважающих ее историю и культуру, готовых к труду на ее благо, ответственных граждан и добрых соседей в мире.
Список используемой литературы.
1. Указ президента РФ [от 16.01.2025 № 28 «О проведении в Российской Федерации Года защитника Отечества» дата обращения 28.01.2025г].
2. ФОП ДО [от 30 сентября 2022 г. № 874. Дата обращения 27.01.2025г]
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы» — Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493.
4. Лаврова Л.Н. Современный взгляд на проблему формирования патриотических чувств личности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами краеведения//Региональное образование: современные тенденции. – 2014. – № 1 (22). – С. 90-96.