Автор: Егорова Галина Борисовна
По мнению Н.Б. Крыловой и О.М. Леонтьевой образование можно назвать продуктивным, если в результате некоторого процесса есть продукт. Немецкие ученые из берлинского Института продуктивного обучения в Европе (IPLE), которые уже много лет занимаются методологией и методиками продуктивного обучения, отмечают, что в основе его лежит принцип «learning by doing» — «обучения через деятельность (делание)», впервые сформулированным Джоном Дьюи и реализованный в практике. В отношении понятий «действие», «делание», «деятельность», «дело» возможны различные объяснения, расширить понимание продуктивности [51, с. 4].
Объясняя продуктивность обучения, учителя делают акцент на том, что действия и продукт должны быть социально значимыми, ориентированными на социум. Если дети ставят спектакль в своей школе, то это еще не продуктивное образование, а если со спектаклем выезжают в область – уже продуктивное. На самом деле все эти вопросы оказываются малозначимыми, если четко связать понятие продуктивности с образованием, в которое включен реальный труд. В нашей системе, единый процесс обучения = учения = практической деятельности [51, с. 5].
В энциклопедической литературе творчество в широком значении ориентируется как всякая практическая или же теоретическая работа человека, в которой появляются новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты: познания, заключения, методы воздействия, материальные продукты [1, c. 536].