Автор: Елена Владимировна Шайхулова
Своеобразие дидактических игр как формы воспитания и обучения дошкольников
Ведущей деятельностью детей дошколят является игровая деятельность.
Познание мира у детей происходит через игру. Поэтому организации игровой активности в дошкольных образовательных учреждениях определяется особая роль в образовательном процессе. А от воспитателя требуется методически грамотное включение разных видов игр и в качестве самостоятельной деятельности детей, и как организация познавательной, творческой активности и развития показателей физического роста.
В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.Л. Усова, В.Н.Аванесова и др. В последние время поиски ученых (З.М.Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.О. Смирнова, А.К. Бондаренко, Н.Я. Михаленко, Н.А. Короткова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта. В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще. Дидактическая игра способствует: развитию познавательных способностей;
По инициативе педагогов чаще всего организуются дидактические игры, цель которых – умственное развитие. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
И в играх и на занятиях развитие знаний, умений, навыков, отношений, мотивов учения имеет разную зону развития. Ведущая роль принадлежит обучению на занятиях . Здесь целенаправленно и последовательно выполняются требования «Программы воспитания в детском саду». Но дидактические игры также осуществляют задачи обучения, значит, являются формой обучения.
Дидактическая игра как игровая форма обучения- явление очень сложное. Особенность дидактической игры заключается в том, что цель её проведения скрыта от ребёнка. Ребенок не понимает, что он не просто играет и веселится, а участвует в процессе непроизвольного, неосознаваемого обучения. Педагог равноправно играет с ребенком, а ребёнок свободно общается как с ним, так и со сверстниками и имеет возможность проявить самостоятельность.
При этом воспитатель также активно влияет на ребёнка, как и на занятии. Но обучение воспитателя осуществляется незаметно, с помощью подбора дидактических игр, через их правила и условия.
В чём же отличие игры от занятия?
В игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим педагог в одно и то же время и учитель, и друг, он учит детей и играет с ними, а дети, играя, учатся.
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Но, если участник дидактической игры не овладевает знаниями, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Например, в дидактической игре «Мир в цвете» каждый играющий должен поместить на игровом поле игрушки и предметы определенного цвета. Успешное выполнение игровых действий позволяет выявить педагогу, научился ли ребенок различать цвета, находить по этому признаку предметы. Таким образом, активное участие в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел определенными знаниями и умениями – это побуждает ребенка быть внимательным, способствует тому, чтобы он старался запоминать, учился классифицировать и т.п.
Учебное, познавательное начало в каждой игре выражается в определённых дидактических задачах. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, роднит обучающие игры с занятиями, хотя в игре и на занятиях эти задачи различны по характеру. В отличие от прямой постановки воспитателем учебных задач на занятии, дидактическая игра становится подлинной формой игрового обучения лишь в том случае, когда учебные задачи ставятся перед детьми через игру. Тесно связываются с игровым, занимательным началом, с игровыми задачами и игровым действием дидактической игры. Очень важно, что в игре учебное задание становится игровой задачей самого ребёнка. Её решение является условием достижения того. Что в данный момент более интересует ребёнка и служит ближайшей целью игры. Этим определяется особая активность детей в решении таких игровых задач, имеющих учебное значение, которое по своему содержанию близко мотивам детской игры. Дидактическая задача, таким образом, как бы замаскирована, скрыта от ребёнка. Это и делает дидактическую игру особой формой обучения и непреднамеренного усвоения знаний и умений детьми. Как только исчезает игровой характер взаимоотношений между педагогом и детьми, и воспитатель становится на путь прямого обучения, дидактическая игра перестаёт быть сама собой, попадает в разряд упражнений (Усова). Во избежание этого в каждой дидактической игре должно быть представлено развёрнутое игровое действие. произвольный внимание дидактический игра
Как отмечается в работах Е.И. Удальцовой и Блехер, дидактическая игра становится игрой благодаря наличию в ней игровых моментов: ожидания, неожиданности, элементов загадки. Именно игровые действия, достижение их в процессе игровых результатов, является основным для дидактической игры. И если мы хотим действительно игровую форму обучения, надо заботиться не только о выполнении дидактических задач, но и о том, чтобы получилась интересная игра. В дидактической игре основным стимулом познавательной деятельности, мотивом выполнения дидактической задачи становится не прямое указание воспитателя и желание детей научиться у него, а естественное для дошкольников стремление играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть. Именно это заставляет детей лучше воспринимать окружающее, внимательнее всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство и тем самым усваивать необходимые знания и способы действия.
Дидактические игры характеризуются значительным своеобразием и особенностями в способах организации воспитательно-образовательной работы. Если на занятиях предъявляются общие задачи, и все дети производят однотипные действия, то в дидактических играх деятельность одновременно играющих детей чаще носит разный характер: одни загадывают, другие отгадывают. Всё это показывает, что признание дидактических игр в качестве особой формы организации обучения, отличной от учебных занятий, требует определения её должного места в дидактическом процессе детского сада и не только внутри занятий, а наряду с ними и даже вместо некоторых из них.
Вывод: Дидактическая игра является важной формой обучения, наряду с занятиями. Главная её особенность в том, что обучение осуществляется средствами активной и интересной для детей игровой деятельности. Дети учатся играя.
Дидактическая игра оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребёнка.
Дидактическая игра является важной формой обучения детей дошкольного возраста, наряду с занятием. Её главная особенность в том, что обучение осуществляется средствами активной и интересной для детей игровой деятельности;
Существует много видов дидактических игр, но все они связаны между собой тем, что имеют одинаковую структуру, которая включает в себя следующие компоненты: дидактическая и игровая задачи, игровое действие и правила. Эта структура и отличает дидактические игры от всех других игр и упражнений.
Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет, но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент дальнейшего роста.
Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей среднего дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Благодаря игре вы больше проникните во внутренний мир ребенка, и вы узнаете много нового и интересного о ваших детях, что поможет вам сохранить отношения с ними в настоящем и будущем.