Сюжетная ролевая игра в работе с детьми дошкольного возраста

Автор: Столярова Олеся Михайловна

Не только дети, но и взрослые любят играть. К играм взрослые не остаются равнодушными, будь то захватывающие компьютерные игры, подвижные игры для отдыха и прогулок, интеллектуальные игры с разгадыванием ребусов и кроссвордов или специальные военные игры для взрослых. Даже у взрослых, не только у детей, обучение проходит более легко и результативно, когда они активно взаимодействуют с преподавателями в игровой форме.

Свободная сюжетная игра представляет собой наиболее привлекательное занятие для детей дошкольного возраста. В процессе этой игры ребёнок испытывает субъективное ощущение свободы, когда он чувствует, что может управлять событиями, действиями и отношениями.

Сюжетная игра не предполагает достижения конкретного результата, как это происходит в других видах деятельности, ориентированных на продуктивность. В ней главным является сам процесс игры. Эти возможности ролевой игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутреннее эмоциональное благополучие.

В настоящее время активно используется особый вид терапии, основанный на играх. В рамках этого подхода применяются разнообразные виды деятельности для коррекции различных поведенческих проблем, таких как агрессия, замкнутость, трудности с адаптацией и других. Кроме того, этот метод может быть использован для лечения различных заболеваний.

И снова мы задаёмся вопросом: стоит ли играть? Ответ очевиден: конечно, стоит! И детям, и взрослым. Но у взрослых есть и другая важная деятельность — работа. А вот детям остаётся только играть, играть и ещё раз играть! Чем больше, тем лучше. Тогда процесс адаптации ребёнка в нашем сложном мире пройдёт легко и без лишних переживаний.

Игра для ребёнка — это его особый мир, где он взаимодействует с реальностью. Если дети играют плохо, то, вероятно, причина кроется в их раннем воспитании. Возможно, взрослые слишком опекали их, не давая возможности действовать самостоятельно. Это могли быть гиперопека, чрезмерный контроль и другие факторы.

Исследования также показывают, что ещё одним фактором является недостаток знаний о жизни взрослых и, что особенно важно, об их взаимодействии друг с другом. Нередко эти факторы влияют друг на друга.

Как приобщить ребёнка к игре в домашних условиях или в детском саду?

Бывает, что на практике часто возникает самое худшее, что сможет в этом случае произойти — педагоги начинают «проводить» с воспитанниками игру точно так же, как и проводят занятие. Они устанавливают нормы поведения для детей, определяют функции участников, устанавливают порядок действий, оценивают поведение детей в соответствии с правилами игры и т. д.

И здесь воспитателю достаточно только сказать: «Дети, сегодня будем играть в стройку», как дети привычно и слаженно включаются в… игру. К сожалению, это не полноценная игра, а лишь ее имитация, часто излишне организованная.

Для того чтобы осуществить верное педагогическое руководство по отношению к сюжетной ролевой игре детей, необходимо хорошо понимать её специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе. Взрослым важно уметь играть с детьми. Это ключевое условие для организации ролевых игр в детском саду.

На протяжении всего дошкольного периода роль воспитателя в развитии детской игры имеет большое значение. Однако с возрастом детей меняются и функции взрослого. По мере взросления детей организация игры становится всё более сложной. Взаимодействие воспитателя с детьми способствует формированию новых, более сложных игровых навыков и развитию творческих способностей.

Педагогическая практика показывает, что с раннего возраста можно обучать детей продуктивному игровому взаимодействию. Это возможно благодаря умению объяснять игровые замыслы друг другу и согласовывать их. Такие навыки способствуют развитию эффективной коммуникации на всю жизнь. Если ребёнок растёт в разновозрастной группе или постоянно играет с детьми разных возрастов на площадке, старшие ребята помогают ему легче войти в ролевую игру.

Если таких условий нет, то в качестве партнёра он обязательно выберет себе взрослого. И папе, и маме настойчиво скажет: «Давай поиграем…».

В педагогическом процессе воспитатель играет важную роль. Он занимается двумя видами деятельности: участвует в совместных играх с детьми, помогая им развивать новые навыки, и создаёт условия для самостоятельной игры детей, не вмешиваясь напрямую. По мере взросления детей меняется и форма взаимодействия воспитателя с ними.

Вот такая простая для детей и одновременно очень сложная для педагогов и родителей игра. О ней написано много умных книг и пособий. В завершение нашего небольшого экскурса в психологические основы детской ролевой игры, хочется привести слова выдающегося учёного-исследователя Д. Б. Эльконина, который посвятил большую часть своей жизни экспериментальному изучению психологии детской игры. Он приходит к выводу, что «методическое руководство детской творческой игрой — это сложный процесс, требующий особого педагогического такта». Чтобы усовершенствовать эту методику, необходимо иметь чёткое представление о психологической природе игры и о её главной роли в развитии личности ребёнка. В этом нам поможет бесценный труд — монография «Психология игры», которую автор оставляет педагогам для глубокого и тщательного изучения.

×
×