Сюжетно-ролевая игра и её значение в нравственном воспитании дошкольников.

Автор: Галь Марина Викторовна

Сюжетно-ролевая игра и её значение в нравственном воспитании дошкольников.

  В настоящее время вопросы социально-нравственного воспитания детей встают особенно остро. Социокультурная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется изменением традиционных нравственных норм и правил морали, нарастанием стрессовых обстоятельств, снижением устойчивости нравственных убеждений и отношений, приводит к нежелательным последствиям в нравственном становлении подрастающего поколения. Наблюдается слабая мотивация к нравственному самосовершенствованию; размытость критериев добра и зла; низкий уровень развития эмоционально-волевой сферы личности.

Основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключаются в следующем:

  • воспитывать культуру поведения, гуманные отношения между детьми и взрослыми (выполнение элементарных правил общежития, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям;
  • воспитывать чувство коллективизма, формировать коллективистические взаимоотношения детей, воспитывать любовь к Родине, уважение и симпатия к людям разных национальностей;

воспитывать трудолюбие, проявляющегося в устойчивом желании и умении трудиться.

  В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей, потому что ведущим видом деятельности дошкольников является сюжетно-ролевая игра. в ней ребёнок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребёнок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе. Считаю, что сюжетно-ролевую игру трудно переоценить. Ценность её как средства  и действенного метода нравственного воспитания состоит в том, что эта деятельность даёт ребёнку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели. В ролевой игре отчётливо проявляются достижения и недостатки нравственного воспитания, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения. Когда ребёнок копирует жизнь взрослых, он проникается их заботами и делами, усваивает моральные нормы нашего общества. 

  Разыгрывание ролей взрослых — няни, мамы, папы, бабушки — содействует развитию положительных форм поведения детей: в коллективной игре надо выполнять хорошо и работу повара, и работу водителя, быть заботливой бабушкой. По моему мнению, содержание игр должно вводить ребёнка в широкую сферу моральных отношений: заботы, взаимопомощи, ответственности и т.д.; в игре он должен осваивать и моральные правила. В игре также дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам, в игре формируется положительное отношение к поступкам,нормам и правилам поведения в обществе.

Поэтому в своей работе я стараюсь, чтобы сюжетно-ролевая игра выступала и как средство формирования культурного общения. Опираясь на свой опыт, могу сказать, что сюжетно-ролевые игры «Парикмахерская», «Больница», «Стройка», «Путешествие», «Магазин» и т.д. при правильной их организации помогают воспитывать уважение к взрослым, интерес к этим профессиям.

  Для воспитания патриотических чувств у воспитанников нашей группы мы используем игры в военных, полицейских, пожарных. Эти игры помогают воспитывать у наших детей взаимопомощь, взаимовыручку, дисциплинированность, умение подчинять свои интересы общим интересам, уважение к родной армии. А в  игре, связанной с трудом, ребёнок похож на неутомимого исследователя: он всё время сравнивает, сопоставляет, выбирает то, что соответствует желаниям коллектива играющих. Своеобразной формой труда является конструирование из строительного материала в процессе игры.В своих играх дети редко обходятся без построек. Иногда необходимость строительства подсказывает уже сама тема. Таким образом, стройка — органичная часть творческой игры, одно из средств осуществления игрового замысла.

  Необходимо помнить, что игра для ребёнка — желанное, интересное,увлекательное занятие. Моя задача, как воспитателя, сделать эту игру полезной, обучающей способам взаимодействия и сотрудничества, дающей возможность формировать определённые навыки общения детей друг с другом.

  Руководство сюжетно-ролевой игрой, как правило, начинается с отбора литературных произведений. Выбор произведений был обусловлен задачами нравственного воспитания и осуществляется мною по следующим принципам:

  • сюжет должен иметь чётко выраженное воспитательное взаимодействие;
  • эмоциональную выразительность персонажей с присущими им нравственными качествами, наличие противоположных персонажей;
  • увлекательный сюжет: повороты в тексте, динамические действия;

богатый и яркий иллюстрированный материал.

  Формируя нравственные представления ребёнка о самом себе, о сверстниках , нельзя забывать, что на определённом этапе развития дети нередко оценивают товарищей, основываясь на своей симпатии.

  Нравственное воспитание личности в игровой деятельности — это сложный процесс, который проходит ребёнок от 3 до 7 лет. За это время ребёнок-дошкольник приобретает новый опыт, переносящийся в жизнь.

×
×