Автор: Распутина Анастасия Анатольевна
Распутина А.А.
ТАНЕЦ КАК ФАКТОР РАЗВТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Педагогическая практика, приобретенная мною за годы работы педагогом — хореографом в ДШИ, заставила меня задуматься о той роли танца, которую играет он в жизни человека, особенно в период становления личности, её самоопределения и самоидентификации, обратить внимание на те необъятные резервы, которые таит в себе хореография и осознать, к сожалению, как мало изучены её возможности и какой огромный потенциал для её практического применения не востребован сегодня.
Очень многие люди, особенно дети, задают себе вопрос: как овладеть танцевальным искусством , увидев на сцене или на экране телевизора знаменитые постановки «Щелкунчика» или «Лебединое озеро», задорные народные пляски И.Моисеева или энергичные современные танцы в исполнении «Тодеса». Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания и непосредственно влияет на воспитание эстетической культуры личности, ведь он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, принося радость, как исполнителю, так и зрителю, он раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. В сравнении с музыкой, пением, изобразительным искусством, имеющим своё постоянное место в сетке школьного расписания, танец, несмотря на усилия многих педагогов, хореографов, психологов, искусствоведов, так и не смог войти в число обязательных предметов образования школьника. Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребёнка, формирует его художественное «Я» как составную часть орудия общества, посредствам которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа.[1]
Прежде всего, движения под музыку улучшают настроение. Это верный способ снятия стресса. Если говорить о подростках, то многие их проблемы порождены присуще этому возрасту заниженной самооценкой. Угловатость и нескоординированность движений, сутулость вызывают постоянное недовольство собой. И как следствие- неуверенность, скованность. И уроки танцев очень помогают почувствовать своё тело, принять его таким, какое оно есть.
Танец — это способ выражения личных чувств и переживаний, и он особенно полезен детям, испытывающим трудности в общении, в налаживании контактов. Именно этот вид творчества помогает освоить навыки общения в коллективе. Наряду со всем вышесказанным,занятия хореографией так же прививают детям основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получения сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучения всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, так как каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, так как в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков. Так же изучение танцев различных эпох не только позволяет проследить эволюцию бытового танца, но привить чувство эстетического вкуса , любовь к прекрасной музыке прежних эпох.
Искусство хореографии, тесно связанно с действительностью, являясь её отражением, основанным не на буквальном соответствии жизненного и художественного материала, а на степени верности метафорическому, поэтическому отражению жизни. Реальность, в свою очередь неизбежно, оказывает влияние на хореографию, диктуя свои меняющиеся условия, вкусы, потребности. В условиях естественных изменений с одной стороны, и необходимости сохранения и развития богатейшего, веками накопленного хореографического материала – с другой, возникает потребность в новых методах и направлениях современной хореографии, переосмыслении её роли и возможностях применения в различных областях человеческой деятельности.
Практики художественного воспитания детей дошкольного, младшего и старшего школьного возраста в дополнительном образовании свидетельствует о противоречии между потенциальной возможностью хореографии в художественном воспитании детей, развитии эстетической культуры личности и недостаточно эффективном практическом её использовании . Отчасти это объясняется тем, что возможности эстетического воспитания в дополнительном образовании используются не в полной мере. Так, многие школы преимущественно уделяют внимание передаче знаний, а формирование нравственных и эмоциональных чувств либо считается второстепенным, либо вообще не принимается во внимание. А в искусстве хореографии как раз и заложены многие формы художественного, эстетического воспитания детей.
В настоящее время необходимо создавать школы нового типа, или, по крайней мере, усовершенствовать раннее сформированные, где художественному , эстетическому воспитанию детей будет придаваться особое внимание. Всё это обусловило целесообразность и необходимость комплексного исследования потенциальных возможностей хореографии в системе эстетического воспитания в дополнительном образовании детей.
Сегодня сложилась уникальная ситуация, при которой соседствуют и взаимодействуют различные хореографические направления (от народно-сценических танцев и классического балета до различных современных хореографических направлений). В подобном многообразии возможностей есть место и традиции и современности. Постмодернистский балет обращен к философской природе танца как синтезу духовного и телесного, природного и искусственного, прошлого и настоящего. Средства языка хореографического искусства позволяют воплотить идею единства жизни, связующей человека и природу. В противовес индивидуалистическим устремлениям, мы ищем нового контакта с миром, нового приобщения к гармонии целого с опорой на представление о новой картине мира. Хореографический образ, неповторимый в синхронной полифонии своих частей, в то же время открытый для сколь угодно долгого контакта и проникновения, меняя свое место в культуре, неизменно сохраняет за собой функции такого ее формирования и выражения, какое невыполнимо никаким другим путем.
Сегодня складывается новый уровень восприятия хореографических интерпретаций глубин человеческой души, её уникальных проявлений в пространстве и времени В XXI в. язык хореографии соединяет ироничный тон постмодерна с классической верностью идеалу. По -этому не возможно не сказать о значении классического танца, где, безусловно, центральное место в обучении занимает признанная во всем мире методика А. Я. Вагановой, где внимание учащихся обращается на особенности и детали исполнения классических движений, составляющих неповторимый эстетический петербургский стиль классического танца, осмысленный и одухотворенный. . Важно подчеркнуть, что на протяжении пяти столетий классический танец формировался и развивался не только как художественно-эстетическая система, но и как научная система воспитания человеческого тела.
Современная педагогическая практика хореографии требует таких методов обучения, которые могли бы быть применимы для повседневной творческой работы в учебных заведениях, школах искусств, танцевальных коллективах различных жанров и направлений.
В книге «Возникновение и развитие техники классического танца» Л. Д. Блок, — система художественного мышления, оформляющего выразительность движений, присущих танцевальным проявлениям человека на различных стадиях культуры. В классический танец эти движения входят не в эмпирически данной форме, а в абстрагированном до формулы виде» [2]
Возможно, переосмысление поможет изменить существующее ныне положение, при котором явно недооценивается роль эстетического воспитания подрастающего поколения в учебных заведениях и учреждениях по средствам приобщения детей к разным видам искусства, в том числе и хореографии. Возникла масштабная необходимость внести вклад в усовершенствование системы художественного эстетического воспитания в дополнительном образовании детей и в создании школ нового типа, где к развитию эстетической культуры детей будут обращаться по и по средствами хореографии, что несомненно, будет способствовать оздоровлению социальной обстановки и культурному возрождению нашего общества.
Используемая литература
[1] Т.В.Пуртова. Учите детей танцевать. учеб. пособие для студ.учреждений сред. проф.образования – М.,Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003 – 256с.
2Блок Л. Д. Классический танец. История и современность. — М.: Искусство, 1987. — 330с.