Театрализованная деятельность как средство обучения младших дошкольников башкирскому языку

Автор: Баймурзина Азалия Димовна

Аннотация. В статье рассмотрены особенности использования театрализованных игр как средство обучения младших дошкольников башкирскому языку, их виды и значение, а также методика проведения театрализованной деятельности с младшими дошкольниками.

Annotation. The article discusses the features of the use of theatrical games as a means of teaching younger preschoolers the Bashkir language, their types and meaning, as well as the methodology of performing theatrical activities with younger preschoolers.

Ключевые слова: башкирский язык, младший дошкольный возраст, театрализованная игра.

Keywords: Bashkir language, younger preschool age, theatrical game.

В Башкортостане и его столице Уфе проводится большая работа по сохранению, изучению и развитию родных языков народов, населяющих регион. Создаются условия, позволяющие каждому жителю получать образование на родном языке, развивать свою национальную культуру, сохраняя и приумножая традиции.

Одним из основных средств речевого развития является обучение. Это – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений. Роль обучения в овладении ребенком родным языком подчеркивалась К. Д. Ушинским, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной и другими. Е. И. Тихеева, первая из последователей К. Д. Ушинского, использовала термин «обучение родному языку» применительно к детям дошкольного возраста. Она считала, что «систематическое обучение и методическое развитие речи и языка должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду».

Одной из главных задач воспитания подрастающего поколения является привитие дошкольникам любви к своей Родине и своему народу. Использование региональной  программы «Академия детства», которую разработали наши коллеги  Азнабаева Ф.Г, Фаизова М.И., Агзамова З.А позволяет детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием. Забытые добрые традиции и положительный опыт старших поколений, народное искусство, все то, что запечатлено народом, что сохранено народом, что народ пронес через столетия, представляет огромную ценность для воспитания детей.

Основным  направлением обучения башкирскому языку в дошкольном учреждении является формирование и развитие у детей простейших умений и навыков овладения башкирской речью в устной форме.

 Методика обучения башкирскому языку через театрализованную деятельность, является отраслью педагогической науки и имеет свои цели, задачи и содержание. Театрализованная деятельность позволяет комплексно решать образовательные задачи:

  Общение детей на башкирском языке стараться, чтобы было мотивированным и целенаправленным. Создавать у  ребенка с положительную психологическую установку на иноязычную речь. Способом создания такой положительной мотивации является театрализованная деятельность. В основе лежит создание воображаемой ситуации и принятие ребенка той или иной роли. Через  театрализованную деятельность дети овладевают языком как средством общения.

Огромную, ни с чем сравнимую радость доставляет детям  театр, праздничное радостное представление. Увиденное  и пережитое в настоящем театре, в их самодеятельных театрализованных представлениях, расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребенка вступать в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передать свои впечатления в монологической форме.

 Итак, можно сказать, что творческая театрализованная деятельность детей играет огромную роль в процессе обучения их башкирскому языку и способствует его лучшему усвоению. Основным компонентом национальной культуры выступает национальный язык. Именно благодаря нему сохраняется нация,  правильное понятие о древних традициях и культуре, знания о своей религии. В образовательной деятельности при обучении башкирскому языку дошкольники получают не только новые знания о родной земле,  о национальностях, проживающих на территории республики, а тем самым создаются  условия для формирования нравственных чувств.

×
×