Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков слабовидящих учащихся младшего школьного возраста

Автор: Авдонина Елена Валерьевна

Роль театрализованной деятельности в развитии коммуникативныхнавыков в младшем школьном возрасте

 

Изучение сложного и многообразного процесса общения позволило выделить его  структуру, состоящую из трех взаимосвязанных компонентов: 

 коммуникативного, который проявляется во взаимном обмене информацией  между детьми, передаче и приеме знаний, мнений, чувств;

 интерактивного, заключающегося в организации межличностного взаимодействия, т.е. когда участники общения обмениваются не только знаниями, идеями, но и действиями;

 перцептивного, который проявляется через восприятие, понимание и оценку детьми друг друга.

Для реализации комплекса данных компонентов важное значение имеют условия, в которых происходит общение. Для детей младшего школьного возраста высоким коммуникативным потенциалом обладает игра и игровая деятельность. Игра является важным и жизненно необходимым компонентом деятельности для любого человека. В детском возрасте ее роль является приоритетной – игра выступает в качестве ведущей деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста .

Как установлено в исследованиях отечественных психологов и педагогов (В. С. Мухиной, А. А. Реана, Г. А. Урунтаевой и др.), в игре – эмоционально насыщенной деятельности, ребенок берет на себя роль другого (ребенка или взрослого) и моделирует его действия, проигрывает эту воображаемую ситуацию. Экспериментирование во время игры, дает пищу детской фантазии, развивает творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребенка, которую ученые рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности.С позиций деятельностного подхода именно с игровой деятельностью на данном этапе

психического развития связано появление важнейших психических новообразований, в игре развиваются другие виды деятельности. Игра как модель содержит в себе «культурный код» детского развития. Согласно определению, форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта,

фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры .В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. В процессе общения идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость

совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения . Именно общение стимулирует развитие речи, оказывая    положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей.

На основании многочисленных теоретических исследований проблемы развития навыков общения у детей (М. М. Лисиной, Б. С. Волкова, А. Г. Рузской, А. П. Вороновой и др.), можно сделать вывод о том, что новые формы общения в на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста носят диалогический характер и участвуют в развитии важных когнитивных процессов. Именно с развитием речи, воображения, памяти, мышления, обусловленным взаимоотношениями со взрослыми людьми у ребенка формируются способности к внеситуативно-познавательному общению. К старшему дошкольному возрасту потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Это изменение связано с тем, что бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности коллективного характера. Дети младшего школьного возраста уже способны самостоятельно наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание их потребности в общении. На основе этого можно сделать вывод о том, что организуемая взрослым практика общения с детьми, обогащает и преобразует их коммуникативные потребности и стимулирует формирование коммуникативных навыков. Развивающий потенциал детской игры реализуется, прежде всего, в логике овладения ребенком игровыми коммуникативными и предметными умениями.

Если на первом этапе развития ребенка в игре связан с овладением специфическими функциями предметов, недоступных ему в его жизни, то второй этап – дает ему возможность овладения отношениями между людьми, опосредствующими отношение к предмету, т.е. коммуникативными моделями, реализуемыми в ролевой игре. Это этап активного развития связной речи, где доминирует диалоговая форма. 

На третьем этапе происходит выделение задач, правил, человеческих действий и отношений, скрытых в коммуникативных отношениях. Здесь происходит вхождение ребенка в контекст игр с правилами, игр- драматизаций, сюжетно-ролевых игр, т.е. игр, основанных на театрально- игровой деятельности. Очевидно, что именно эта деятельность помогает ребенку переходить на новые, более высокие уровни развития коммуникативных навыков и всех ведущих психических процессов и способностей.

Как известно, игра является ведущим видом деятельности в дошкольном и, отчасти, младшего школьного возраста; в ней происходит личностная реализация ребенка посредством наиболее интересных и доступных способов выражения (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

Обобщенное определение театрализованной игры в психолого- педагогической литературе отсутствует. Однако, можно ориентироваться на идеи Л.С. Выготского, рассматривающего детское театральное творчество, как драматизацию [11;12]. Эти идея развиваются в работах Е.Л. Трусовой, которая считает возможным применять понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация» — синонимично .

Большинство исследователей считают, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и художественной деятельности, поэтому часто определяют их как «творческие» (М.А. Васильева, С.А. Козлова, Д.Б. Эльконин и др.).

Что касается определение театрализованной игры, то в нем некоторые исследователи подчеркивают деятельностный аспект: «театрализованная игра – деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненная сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (И.Г. Вечканова).

Также театрализованная игра представляет собой действия в реальности, заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом, т.е. она может носить репродуктивный характер. Причем роль требует большего, чем в сюжетно-ролевых, подчинения сюжету, почти правилу, отражающему фиксированную автором логику отношений и взаимодействий объектов окружающего мира, но не исключает творчества .

Необходимо отметить, что театрализованные игры представляют собой «рубежный» вид деятельности, связанный с литературным и художественным творчеством, в которой происходит перенос акцента с процесса игры на ее результат. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены не только фантазией играющих или моделью заданных жизненных ситуаций, а содержанием произведения. Подготовленность к театрализованной игре исследователи определяют как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа (С.А. Козлова, Т.А. Куликова).

Театрализованная игра представляет собой одну из ведущих форм театрализованной деятельности, в которой в преобразованной форме отражаются впечатления детей об окружающей жизни, происходит углубление чувств и отношений. Но, что гораздо важнее, в них проявляется самостоятельность, свобода детей в общении. Показательно, что содержание игр, построенных на театрализованной деятельности, дети часто придумывают сами .

В сравнении с определением сущности театрализованной игры, театрализованная деятельность имеет более обобщенное определение, как «…деятельность по формированию личности, направленная на развитие творческих способностей посредством элементов театрального искусства. Основными характеристиками театрализованной деятельности является ее интегративность, проявляющаяся в создании драматического содержания, в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета и исполнение собственного замысла – умение адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности, оформление разыгрываемого действия».

Отмечается, что театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность), но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. 

Театрализованная деятельность позволяет детям решать многие проблемы ситуации опосредованно, от лица какого-либо персонажа. Это помогает им преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Не менее важно, театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, – как отмечал В.М. Теплов, – создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» .

Таким образом, театрализованная деятельность – это важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя не его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия, то есть, развивает коммуникативные навыки. Обратимся к характеристикам значимой для детей младшего школьного возраста театрализованной деятельности. Театрализованной деятельности присущи все основные свойства игровой деятельности: эмоциональная насыщенность, увлеченность детей, самостоятельность, активность, творческие действия.Одним из признаков театрализованной деятельности является сюжетность, основой которой является  воображаемая ситуация. Ведущим признаком такой деятельности является доминирующая самостоятельность дошкольников, их свобода в выборе темы игры, пространства ее осуществления, средств, партнеров, игровых правил. 

Особенности театрализованной деятельности в условиях игры раскрыты в работах педагогов Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой, Н. Я. Михайленко. В театрализованной деятельности сюжетами часто служат любимые сказки, истории, театральные представления. Существует разделение театрализованной деятельности по внешнему, инструментальному признаку – на игры с настольным театром, игры теневого театра, игры с марионетками, кукольные игры (классификация Н. А. Реуцкой). Однако, гораздо важнее внутренние, сущностные свойства творческой театрализованной деятельности. Они заключаются в образном характере деятельности детей, творческом перевоплощении и содержании речевого общения и

театрализованной деятельности. Значимость театрализованной деятельности для младших школьников составляют, во-первых, связь театрализованной деятельности с личными переживаниями, во-вторых, единая природа драматического творчества и игры. Также важно то, что всякая театрализованная деятельность формирует  творческую инициативу ребенка, так как действия в ней не даются в готовом виде, фабула – это только повод для игрового творчества. Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность ребенка к идентификации себя с героями оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных навыков детей. Многообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, которое, реализуя важные образовательные, воспитательные, развивающие задачи, в то же время, доставляет ребенку положительные эмоции, удовольствие, радость, удовлетворяет его разносторонние познавательные интересы, развивает коммуникативные навыки .

Следует подчеркнуть, что самостоятельность детей – один из главных показателей развития навыков общения. На наш взгляд, в руководстве театрализованной деятельности, необходимо учитывать специфику общения младших школьников со сверстниками, отличающегося от общения с взрослыми отсутствием жестких норм и правил. Необходимо помнить, что максимальное невмешательство взрослого в совместную деятельность позволяют ребенку самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны.

Например, выбирать партнеров по общению; самим устанавливать правила взаимодействия; следить за их выполнением определенных норм поведения; регулировать взаимоотношения.

Все эти виды творческого сотрудничества и составляют главное содержание потребности в общении, которая требует оснащения ребенка необходимыми коммуникативными навыками. Диалогическое общение в театрализованной деятельности позволяет как реализовать данные потребности ребенка младшего школьного возраста, так выступить в качестве благоприятного условия для развития коммуникативных навыков.

×
×