Автор: Филиппов Арсений Александрович
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
st1\:*{behavior:url(#ieooui) }
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}
ТЕМА: Театральная жизнь города Троицка в конце XIX –начале XX веков
Автор : Филиппов Арсений Александрович,
обучающийся 7 класса «Б»
Театр прямо и непосредственно отражает жизнь того общества, в котором он существует. Никогда и ни при каких условиях ничто не сможет заменить живой театр. А ведь многие пророчили ему смерть сразу после появления кино. Однако этого не произошло. Сегодня продолжают свою работу театры самых различных направлений и народностей, естественно с опорой нашу великую русскую литературу. В течение нескольких веков в России сформировался свой «русский» театр, были созданы величайшие произведения классической драматургии, режиссерский театр, воплотившийся в деятельности К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Увлечение театром не могло не коснуться и российской провинции, в том числе нашего региона.
Тема эта до сих пор малоизученна — большинство исследований написаны о развитии театрального дела в крупных губернских городах (Пермь, Уфа, Оренбург). Первой значительной работой об истории южно-уральских театров, стала монография М. Незнамова «Старейший русский театр на Урале», посвященная Оренбургскому драмтеатру.[1] Из исследований позднесоветского времени можно отметить работы И.Ф. Петровской и А.Я. Альтшуллера, посвященные общим проблемам провинциального театра. И.Ф. Петровская определяет русский провинциальный театр как «самостоятельное культурное явление в русле общественной жизни страны».[2] А.Я. Альтшуллер значительное внимание уделяет роли русского театра в культурной жизни провинции на рубеже XIX–XX вв. и рассматривает провинциальный театр как средство общественно-политического воспитания, оказавшего влияние на развитие демократической народной культуры.[3] Лишь в последние десятилетия стали появляться публикации, в которых затрагиваются различные вопросы истории театрального дела в малых городах, рабочих посёлках или даже в крупных сёлах (волостных центрах) Южного Урала.
О театре в Троицке первое и, пожалуй, единственное упоминание есть у маститого краеведа Е.И. Скобелкина; вот, что он писал: «…драматический театр … был открыт в 1881 году. Сцена для профессиональных актёров этого театра была представлена в здании дворянского собрания, или, как его стали называть впоследствии, зимнего клуба (ныне здание ГДК). О том, какую популярность имел у троичан драматический театр, можно судить хотя бы по тому факту, что в начале нынешнего столетия общественность Троицка поставила перед городской думой вопрос о строительстве специального театрального здания…».[4] На фотографии можно рассмотреть здание нынешнего автовокзала, бывшей школы № 2 и неоштукатуренное здание современного городского дома культуры.
В 1885 г. корреспондент губернской газеты сообщал как о чём-то будничном: «… В декабре, в зале «общественного собрания» нашими любителями драматического искусства дан был спектакль «Не в свои сани не садись», комедия в 4-х действиях, соч. Островского. Из действующих лиц более или менее хорошо играли И.В. Б-в и Н.Д. Б-ва. Об остальных лицах я ничего не могу сказать. На рождественских праздниках будет дано ещё два или три спектакля, тоже любителями. Желательно, однако, цены на спектакли видеть доступными».[5] За указанными инициалами афиши «Оренбургского листка» скрывался 26-летний и. д. секретаря съезда мировых судей Троицкого округа Илиодор Васильевич Бисарнов. Вот, что говорится о нём в справочнике: православный, на службе с 1875 г., не имеющий чина (классного), жалованье – 300 руб., столовые – 150 руб., квартирные – 150 руб. Постановки, как видно, были все любительские, да это и не удивительно – в Троицке, того времени, профессиональный театр просто бы не выжил. Даже гастролирующие труппы, как правило, выступали в крупных городах. Летом, в период работы ярмарки, в Троицк наезжали обычно циркачи, комедианты и кукольники. В холодное время года уездный городок артисты посещали только транзитом, обычно, это были выступающие индивидуально медиумы, спириты, фокусники и прочие: «Проездом из Сибири чрез наш город известный престидижитатори спирит Леон Певзнер дал нам три представления и поехал в Оренбург, доставив нам много удовольствия…», и там же: «На днях в Троицк прибыл ещё гость, тоже престидижитатор, Жорж Роде. Он будет давать представления на святках, и, кажется, оренбуржцам известен».[6] Подтверждением того, что в конце XIX в. Троицкий театр был любительским, служит афиша за январь 1896 г., переданная в начале2014 г. известным южноуральским краеведом В.И. Завершинским в дар Троицкому краеведческому музею. Оформление афиши само по себе оригинально, текст отпечатан на голубой атласной ленте. Интересен состав актёров, занятых в постановках. Это, прежде всего, супруги Роецкие. Глава семейства — Михаил Иосифович (по местному – Осипович), на тот момент имел чин коллежского секретаря, трудился присяжным поверенным. На юридическую стезю он ступил ещё в начале 90-х; будучи действительным студентом, служил судебным следователем 1-го участка Оренбургского уезда.[6] Его отец – Иосиф Петрович Роецкий, из польских дворян Подольской губернии, родился в 1853 г., в1870 г. окончил Каменец-Подольскую гимназию. Получил медицинское образование, с 1876 г. работал младшим ординатором Оренбургского военного госпиталя, одновременно врачом Оренбургского учительского института. В 1888 г. он уже младший врач госпиталя, надворный советник. В 1896 г. он защитил докторскую диссертацию.[7] Остальные актёры также связаны с кругом троицких юристов – О.М. Лаврова – дочь статского советника Михаила Яковлевича Лаврова, прокурора Окружного суда, члена троицкого уездного отделения губернского тюремного комитета.[8]А.Т. Польнер – жена губернского секретаря Владимира Николаевича Польнера, служившего секретарём уголовного отделения Троицкого суда. Молодых людей играл Сергей Кенский, годом раньше закончивший Троицкую гимназию.[9] В дальнейшем он окончил Юрьевский университет, в чине действительного студента служил секретарём при прокуроре Окружного суда, в 10-е гг. отставной титулярный советник Кенский стал известным троицким адвокатом. Его жена, Е.А. Кенская, после смерти родителей в 1914 г., стала владелицей «Пивоваренного завода А.П. Лорец». На должностях секретарей городской управы, вместе со старшим братом Сергея Ивановича — статским советником Иосифом Кенским, служил ещё один актёр-любитель – 44-летний коллежский регистратор Николай Павлович Макаров. Возможно, именно он и привлёк брата своего сослуживца к театральной самодеятельности… Остаётся добавить, что юные актрисы А.Н. и Е.Н. Васильевы, игравшие служанок — дочери уездного исправника (т.е. начальника полиции) коллежского советника Николая Игнатовича Васильева, давшего разрешение на спектакль и подпись которого украшает эту афишу. Впрочем, подобные продукты Троицкой полиграфии, представлявшие, видимо, одновременно и программки и билеты, использовались до, как минимум, начала I Мировой войны. Это видно на примере программок «Восточных вечеров» (приложение 4), организуемых «Мусульманским музыкальным обществом». Другое его название — «Троицкое общество поощрения татарского сценического искусства и музыки», во главе его стоял завзятый театрал — фельдшер городских школ и «Объединённой Пупышевской больницы-богадельни».
Судейские, чиновники прокуратуры и полиции Троицка, а также адвокаты и купцы (потенциальные клиенты всех вышеперечисленных), играли вместе не только за ломберным столом, но и на сцене, причём зачастую с членами своих семей. Объяснить это можно тем, что большинство из них имело высшее юридическое образование (не профессиональное актерское), которое можно было получить в крупных городах. К тому же многие были выходцами из западных губерний Империи, где была развитая театральная культура. Но, не следует полагать, что троичане постигали прекрасное только в балаганах на ярмарочной площади.
Социальные перемены, связанные с Великой Октябрьской революцией, не могли не коснуться и театра, требовались идейные постановки, соответствовавшие новому политическому строю. Советский театр продолжил лучшие традиции дореволюционного реалистического искусства. 9(22) ноября 1917 года Декретом СНК театры были переданы в ведение отдела искусств Государственной комиссии по просвещению. В Декрете определялось значение театрального искусства как одного из важнейших факторов коммунистического воспитания и просвещения народа. В театр пришли новые зрители: рабочие, крестьяне, красноармейцы. Так закончился определённый этап развития театральной деятельности называвшийся — театральное дело старого Троицка.
Театр XIX в. начала XX в. в городе Троицке, со своими любительскими постановками, может быть, не всегда профессиональной игрой актеров, формировал необходимые качества для тогдашней интеллигенции — быть интеллектуально грамотным, разбираться в искусстве и моде, знать литературные достижения своего времени, да и само по себе это было культурное времяпрепровождение.
Список литературы:
1. Адрес-календарь личного состава служащих в Оренбургской губернии по всем ведомствам на 1884 год. – Оренбург: Издание Оренбург.губ. стат. комитета, 1884.- С. 35;
2. Адрес-календарь лиц, состоящих на службе в правительственных и общественных
учреждениях Оренбургской губернии на 1891 год. – Оренбург, 1891. – С.75;
3. Адрес-календарь и памятная книжка Оренбургской губернии на 1896 год. – Оренбург, 1895. – С.65;
4. Альтшуллер А.Я. Провинциальный театр // Русская художественная культура конца XIX начала XX вв. Кн.1. Зрелищные искусства. Музыка. – М., 1968. – С. 158–176.
5. Зеленецкий А. К., Пушнов О.И., Лавровский В.А. Двадцатипятилетие Троицкой гимназии (1873-1898). Историческая записка. Составлена по поручению Педагогического Совета Троицк, 1900. — С. 95.
6. Незнамов М.Н. Старейший русский театр на Урале. – Чкалов, 1948;
7. Петровская И.Ф. Театр и зритель провинциальной России. Вторая пол. XIX в. – Л., 1979;
8. Скобелкин Е., Шамсутдинов И. Возвращаясь к прошлому. – Троицк, 1993. – С. 155.
г. Троицк. 12 декабря 1885 г. // Оренбургский листок. — 1886. — 1 января. — №1. — С. 3.
9. Роецкий И.П. К кроветворной деятельности костного мозга: дис. на степ. доктора медицины / — СПб.: Тип. Штаба Отд. Корп. Жандармерии, 1896. — 48 с. — (Серия докторских диссертаций, допущенных к защите в Императорской Военно-Медицинской Академии в 1896-1897 учебном году; № 3);