Автор: Кулиш Виктория Михайловна
Технологическая карта к уроку
русского языка во 2 классе по теме:
«Слова с безударными гласными
в корне слова»
(по системе Занкова Л.В.)
Тип урока: открытие нового знания
Разработала: Кулиш В.М.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар лицей № 4 имени 57-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона противовоздушной обороны
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по системе Л.В.Занкова
Тема урока |
Слова с безударными гласными в корне слова |
|
Тип урока |
Открытие новых знаний (ОНЗ) |
|
Цель |
Научить школьников проверять написание слов с безударными гласными |
|
Планируемый результат |
Предметные умения |
Универсальные учебные действия (УУД) |
· сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова; · подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными; · расширить словарный запас учащихся |
Личностные: · осознание алгоритма учебного действия; · способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности. Метапредметные Регулятивные: ü освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; ü планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; ü формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; ü вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. Познавательные: ü освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;
ü формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные: ü формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; ü принимать на себя ответственность за результат своих действий; ü наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их. |
|
Основные понятия |
Орфограмма, корневая орфограмма, безударные гласные, предложение, текст.
|
|
Межпредметные связи |
Русский язык – развитие речи – литературное чтение |
|
Ресурсы: — основные -дополнительные |
Полякова А.В. Русский язык. Учебник для 2 класса. Часть 2 Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Слова с безударными гласными». Карточки с творческим заданием. Карточки «Рефлексия урока» |
|
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.
|
ХОД УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые универсальные учебные действия |
Мотивация к учебной деятельности |
Включение в деловой ритм Устное сообщение учителя |
Готовятся к работе |
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
(Слайд 1 )
— Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия.
Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений |
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. |
Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание |
1) Минутка чистописания
v Запишите букву, которая следует в алфавите за буквой М. (н)
v Вторая буква состоит из длинной наклонной линии и короткой с закруглением вверху и внизу. (р)
v Буква, которая обозначает гласный звук [э] после мягких согласных. (е)
v Буква, которая звука не обозначает, но указывает на мягкость предыдущего согласного. (ь)
v Буква, которая обозначает глухой согласный звук, парный звонкому звуку [г]. (к)
v Буква, которая обозначает звук [о] после твердого согласного. (о)
— Какие буквы записали? (н, р, е, ь, к, о)
(Слайд 2)
— На какие группы можно разделить эти буквы? (1 группа — гласные, 2 группа– согласные, 3 группа – буквы, не обозначающие звука, 4 группа – буквы, элементы которых выходят за границу строки, 5 группа – буквы, в написании которых есть овал)
Постановка учебной задачи |
Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. |
Ставят цели, выявляют место и причины затруднения. |
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели; логические – формулирование проблемы. |
2) Работа в парах
— Составьте слова, используя только эти буквы. (Конь, корь, корень)
— Запишите слова. В написании какого слова возникло затруднение. Поставьте ударение, «опасные» места обозначьте точкой.
— В каком слове не совпадает произношение с написанием слова? (В словах конь, корь все звуки слышим отчетливо , а в слове корень при написании гласной во 2 слоге можно ошибиться)
— Почему возникло затруднение? (Во втором слоге – слабая позиция)
— В какой части слова гласная в слабой позиции? (В корне)
— Что такое корень? (1 уч. -корень – часть растения, 2 уч. – общая часть родственных слов, 3 уч. – главная часть в слове)
Построение проекта выхода из затруднения |
Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. |
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) |
Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
— Какую цель ставим? (Узнать какая орфограмма в этом слове, как ее проверить)
-Какое наше действие следующее? (1. Назвать орфограмму.
2. Составить алгоритм проверки данной орфограммы.
3. Сравнить наш алгоритм проверки с правилом в учебнике.
4. Поупражняться в написании таких слов.)
Реализация построенного проекта |
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. |
Работают в соответствии с составленным планом |
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция. Познавательные: общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
— Какое название вы предлагаете для данной орфограммы? 1 уч. — путанные буквы, 2 уч. – буква без ударения, 3 уч. – сомнительные гласные)
— Давайте проверим, чей вариант был точнее. Откройте учебник на странице 83 и прочитайте название темы.
(Слайд 3) Безударные гласные в корне слова.
(Слайд 4) Алгоритм
— Составим алгоритм проверки слов с безударными гласными.
1. Читаю слово.
2. Определяю ударение.
3. Подбираю однокоренные слова.
4. Выделяю корень.
5. Подбираю проверочное слово.
6. Пишу гласную.
— Сравним наш алгоритм с правилом на странице 87. Какой вывод сделаете?(Наш алгоритм верный)
(Слайд 5)
— Докажите, что в слове корень надо писать безударный гласный е. (Проверочное слово: коренья)
Физкультминутка
Обобщение новых знаний |
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. |
Выполняют задания с объяснением |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. |
(Слайд 6)
На доске слова:
мосты
ковёр
зима
страна
ряды
— Что скажете? (Здесь записаны слова с безударными гласными)
— По составленному алгоритму найдем безударную гласную в каждом слове.
-Запишите слова в столбик.
— Какие шаги выполним? ( Поставим ударение, выделим корень в слове, опасное место обозначим точкой)
— Проверяем.
Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону |
Организует деятельность по применению новых знаний |
Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
1) Выполнение упражнения 416 на странице 87
2) Проверка в парах
Физкультминутка для глаз
Включение в систему знаний |
Организует выполнение творческого задания |
Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение. |
Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
Работа в группе
1) Вставь пропущенную букву в слова, объясняя свой выбор.
гр…за оз…ро
т…шина д…жди
бер…г д…ревья
2) Составьте с данными словами рассказ из 3-4 предложений
Защита проекта
Проверка написания безударной гласной в слове и составление предложений осуществляется по группам.
Рефлексия деятельности |
Организует рефлексию |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |
(Слайд 7)
— С какой орфограммой познакомились на уроке?
— Как проверить безударную гласную в корне слова?
— Подберите устно слово на эту орфограмму?
(Слайд 8)
У каждого ученика лист с двумя шкалами
Интересный урок Моё участие
— Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.
Обсуждение результатов рефлексии
(Слайд 9)
— Спасибо за работу на уроке!
Карточка для работы в группе
1. Вставь пропущенную букву в слова,
допиши проверочное слово
гр…за — _______________________________
оз…ро — _______________________________
т…шина — _____________________________
д…жди- _______________________________
бер…г — ________________________________
д…ревья — ______________________________
2. Составьте с данными словами
рассказ из 3- 4 предложений
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
Интересный урок Мое участие
|
Интересный урок Мое участие |
Интересный урок Мое участие
|
Интересный урок Мое участие
|
Интересный урок Мое участие |
Интересный урок Мое участие |