Автор: Монгуш Анна Вячеславовна
Технологическая карта занятия
Образовательная область: развитие речи
Тема занятия: «Моя любимая игрушка»
Возрастная группа: старшая
Цель: составление рассказа из личного опыта «Моя любимая игрушка» по аналогии рассказа Виктора Юзефовича Драгунского «Друг детства»
Задачи занятия: Обучающая: формировать навыки связной монологической связной речи в процессе составления рассказа из личного опыта по аналогии рассказа «Друг детства» Виктора Юзефовича Драгунского
Развивающая: развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта
Воспитывающая: воспитывать интерес и желание к рассказу из личного опыта
Игровая задача: выполнить игровые действия на совершенствование знаний рассказа «Друг детства»
Планируемые результаты занятия: чтение рассказа «Друг детства» Виктора Юзефовича Драгунского; беседа по содержанию, выявляющая нравственный смысл сказки, характер героев, рассматривание иллюстраций в книге; определение жанра сказки.
Материалы и оборудование: книга с рассказами Виктора Драгунского, компьютер, интерактивная доска
№ |
Этапы, продолжи-тельность |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Методы, формы, приемы |
Предполагаемая деятельность детей |
Планируемые результаты |
1. |
Организационно-мотивационный этап |
Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия |
Педагог приглашает детей в центр книги и просит найти книгу, которую они читали вчера. Ребята, подойдите ко мне, пожалуйста. посмотрите, как много книг! Дети, я сегодня весь день не могу найти книгу, которую мы читали с вами вчера, вы мне поможете? Ах, вот же она, спасибо! |
Словесный Метод: беседа Прием: вопросы Словесный Метод: беседа Прием: демонстрация наглядного материала в процессе беседы
|
Дети идут в центр книги, находят рассказ, который читали вчера |
Дети проявят интерес к предстоящей деятельности |
2. |
Основной этап
|
|
|
|
|
|
2.1. |
Этап постановки проблемы
|
Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме |
Вам понравилось это произведение? Мне оно тоже нравится, и я очень любила слушать его в детстве. А как же называется это произведение, кто помнит? Да, ребята, книга называется «Друг детства» но у каждой книги есть автор, верно? кто автор этой книги? Да, Виктор Юзефович Драгунский. Это сказка или рассказ? Да, конечно, дети — это рассказ в нем говорится о том, что было в реальной жизни у мальчика. Что же у него было в рассказе, кто помнит? Какая игрушка у мальчика была любимая? У нас у каждого в детстве была или до сих пор есть любимая игрушка, как в нашем рассказе. Сегодня мы составим свои личные рассказы про любимых игрушек, он так и будет называться: «Моя любимая игрушка» а все наши рассказы мы обязательно запишем в книгу и все вместе прочитаем! |
Словесный Метод: беседа Прием: вопросы Словесный Метод: беседа Прием: постановка проблемной ситуации Словесный Метод: разговор Прием: объяснение
|
Отвечают на вопросы, слушают педагога |
На этом этапе ребята вспомнят рассказ «Друг детства» |
2.2. |
Этап ознакомления с материалом
|
Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений |
А как же про свою любимую игрушку- мишку рассказал Дениска? Давайте послушаем этот фрагмент. (прием повторного чтения) Дети, как вы думаете, что Дениска чувствовал, когда рассказывал про мишку? Почему он задрал голову к потолку? Ребята, вы все послушали фрагмент рассказа, скажите пожалуйста, с чего он начинался? Да, ребята, Дениска вспомнил как он с мишкой не расставался ни на минуту. Что же было потом? Чем закончился фрагмент рассказа? Давайте еще раз прочитаем фрагмент рассказа, и мы сможем составить уже свои рассказы о любимой игрушке. (прием повторного чтения) |
Словесный Метод: беседа Прием: вопросы Словесный Метод: рассказ ребенка Прием: образец рассказа Словесный Метод: рассказ ребенка Прием: анализ образца рассказа Словесный Метод: рассказ ребенка Прием: план рассказа |
Отвечают на вопросы, слушают фрагмент рассказа, разбирают его |
Уточнят более обширное представление о рассказе: «Моя любимая игрушка» |
|
Динамическая пауза 0,5 мин. |
Удовлетворение двигательной потребности детей. |
Встаньте со своих стульев, смотрим на меня и повторяем за мной:
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики,
Ручками хлопают,
Ножками топают,
Глазками моргают,
После отдыхают.
Повторяем три раза.
Молодцы, ребята.
Сегодня вы красивые,
Сегодня вы счастливые,
Сегодня вы чудесные
И очень интересные! |
Практический Метод: упражнение Прием: гимнастика |
Выполняют упражнения по показу воспитателя. |
Дети удовлетворят двигательную потребность. |
2.3. |
Этап практического решения проблемы |
Овладение действиями, способами решения проблемы |
Мы с вами послушали как Дениска рассказал про свою любимую игрушку, как он начал рассказ и закончил, теперь вы будете рассказывать о своей любимой игрушке, это может быть машина, зайчик и много других игрушек, но только чтобы она была у вас любимая. Педагог слушает детей, дает оценку каждому ребенку (сначала положительную оценку, затем указание недостатков) |
Словесный Метод: рассказ ребенка Словесный Метод: рассказ ребенка Прием: оценка детских рассказов |
Слушают педагога, составляют рассказы из личного опыта по теме: «Моя любимая игрушка» |
Составление рассказов из личного опыта |
3. |
Заключительный этап |
Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки |
Дети, а удалось ли нам составить рассказ? Да, у вас у всех получились прекрасные рассказы о своей любимой игрушке, мне все они очень нравятся, и мы обязательно их запишем в нашу книгу. Ребята, а что нам помогло в составе рассказа? Да, конечно, мы послушали рассказ, прочитали несколько раз фрагмент рассказа, в котором выделили начало, середину и конец и поэтому у вас все получилось! Вы большие молодцы! Предлагаю вам поиграть в дидактическую игру на компьютере по рассказу Виктора Юзефовича Драгунского «Друг детства» Она называется: Знатоки рассказа «Друг детства»
|
Словесный: Метод: беседа Прием: вопросы Словесный Метод: беседа Прием: рефлексия |
Отвечают на вопросы |
Закрепление умений составлять рассказы из личного опыта по аналогии рассказа |