Технологическая карта урока по русскому языку для 3 класса с использованием электронных таблиц

Автор: Никляева Елена Николаевна

Методическая разработка

 «Электронные таблицы MS Excel

 как средство визуализации учебной информации в начальной школе»

 

    Автор методической разработки: Никляева Елена Николаевна, педагог начальных классов Биотехнологического лицея № 21 рабочего поселка Кольцово, учитель высшей категории.

 e-mail: elenanikliaeva@mail.ru

                                                                             

                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2024 г.

 

 

Аннотация

В представленном опыте показаны возможности технологии визуализации учебной информации с использованием табличного редактора Microsoft Excel и сервиса Яндекс Таблицы на уроках в начальной школе. Описаны техники визуализации, направленные на формирование компетенций младших школьников. Предложены авторские приемы визуализации учебной информации в электронных таблицах, которые способствуют достижению обучающимися предметных и метапредметных результатов в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

 

 

Введение

В концепции модернизации Российского образования обозначено, что новое качество образования – это ориентация не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Главными факторами развития личности обучаемого, формирования его компетенций являются активная предметно-практическая деятельность и общение. Поэтому в ходе изучении учебных предметов акцент переносится на сам процесс познания, его организацию и управление, способствуя реализации деятельностного подхода в обучении. Чем большим количеством эффективных приемов и способов мышления владеет ребенок, тем быстрее и с меньшими затратами он сможет решать любые задачи.

Согласно требованиям ФГОС, приоритетными целями и задачами урока становится развитие в процессе обучения способностей учеников к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационно насыщенной среде. Педагогу в ходе проектирования урока необходимо концентрировать внимание на реализацию задач, направленных на формирование соответствующих компетенций (универсальных учебных действий).

Сегодня на первое место выходят умения работы с информацией как со стороны педагога, так и обучающихся. Эти умения проявляются в деятельности педагога при создании и использовании средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а со стороны учащихся – в применении средств, созданных педагогом, и создании собственных. Вследствие чего перед педагогом стоит задача: изменить технологии «подачи» учебного материала, чтобы современным учащимся было комфортно, не нарушив при этом ведущих дидактических принципов образовательного процесса. Одним из методов, позволяющим работать с возрастающим потоком учебной и научной информации, а также реализовывать приемы совместной деятельности обучающихся, является прием визуализации информации и/или знаний.

Термин «визуализация» происходит от латинского visualis – воспринимаемый зрительно, наглядный.

Несмотря на то, что понятие визуализации появилось совсем недавно, визуальные средства, облегчающие построение ментальных образов, имеют давнюю историю. Примерами визуализации могут служить периодическая таблица Менделеева, географические карты, различные диаграммы и графики и т. п. [1].

Сам же принцип наглядности был сформулирован и обоснован еще в семнадцатом веке Яном Амосом Коменским и с тех пор является «золотым правилом» дидактики.

В современном прочтении визуализация в образовании рассматривается, как процесс, при котором обучающийся становится субъектом обучения. Именно сам ученик на основе визуального образа сопоставляет факты, анализирует их, ищет причинно-следственные связи, делает выводы. Это своего рода наглядность в действии, которая обеспечивает диалоговое взаимодействие между обучающимися и учителем.

В связи с активным использованием компьютерных технологий различные приемы визуализации учебной информации можно реализовывать и помощью компьютерных программ и сервисов, поэтому целью методической разработки является описание приемов работы по визуализации учебной информации с использованием табличного редактора Microsoft Excel и сервиса Яндекс Таблицы на уроках в начальной школе.

Задачи:

раскрыть функциональные возможности электронных таблиц и сервиса Яндекс Таблицы;

представить варианты использования электронных таблиц для визуализации учебной информации;

создать в электронных таблицах примеры аналитических, дидактических и раздаточных материалов для использования в начальной школе;

составить справочные материалы по использованию электронных таблиц.

Новизна опыта заключается в демонстрации возможностей электронных таблиц для формирования компетенций младших школьников.

Целевая аудитория: учителя начальных классов.

Категория детей: обучающиеся 3- 4 классов. Дети 9-11 лет, как правило, с большим интересом участвуют в реализации небольших учебных проектов, и при этом зачастую самостоятельно и без ощутимых усилий, выполняя несложные задания, осваивают новые действия и операции. Часто ребёнку достаточно один раз посмотреть «как это делается», чтобы повторить это действие самому. Дети легко запоминают действия учителя в процессе демонстрации чего-либо на экране компьютера (электронной доске) и визуально осваивают многие операции и способы деятельности с экранными объектами (с символами, словами, абзацами, графическими примитивами, связанные с выделением, изменением цвета, вставкой рисунков и т. д.) В дальнейшем обучении, при возможности поработать самостоятельно, дети активно применяют эти умения. Чем раньше обучающиеся узнают об образовательных возможностях редакторов, программ, сервисов, тем быстрее они смогут воспользоваться новейшими методами получения информации и преобразования её в знания. Начальная школа должна стать первым опытом ребёнка в использовании электронных ресурсов — местом пробы своих образовательных сил.

Актуальность:

Технология визуализации требует специальной подготовки учебного материала перед его предъявлением обучающимся, чтобы в визуально обозримом виде дать необходимые сведения. Нужно подготовить учеников к быстрому восприятию и обработке информации, овладению средствами, методами и технологиями работы с ней. Залог успеха заключается в умении извлекать информацию из различных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать.

В практике работы школы выявляется противоречие между необходимостью работать с большим количеством информации и невозможностью ее усвоения без овладения учащимися учебно-познавательными компетенциями, совокупностью умений в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.

Опыт работы, представленный в методическом материале, предлагает способы разрешения этого противоречия на практике, когда визуализация учебной информации с использование компьютерных технологий (в частности, электронных таблиц) становится органичной частью познавательной деятельности обучающихся, средством формирования и развития компетенций младших школьников.

 

Средства

Инструменты Microsoft Excel и Яндекс Таблицы

Частный случай применения электронных таблиц — табличный редактор Microsoft Excel, который представляет собой инструмент для создания, обработки, анализа и отображения информации. Первоначально программа была создана как средство для подготовки и оформления офисных документов: сводок, ведомостей, счет-фактур, накладных и т.д. С течением времени программа превратилась в инструмент анализа данных.  На сегодняшний день технология работы с электронными таблицами, создаваемыми в среде табличного процессора MS Excel, столь же популярна, как и технология создания текстовых документов. Благодаря этому проверка навыка устного счета может легко превратится в игру, где ребенок знакомится с инструкцией, которая размещена прямо в документе, и вносит полученные ответы, а правильность решений проверяется автоматически. Кроссворды в электронных таблицах могут оперативно проверить знания учащихся с помощью настроек счёта количества правильных ответов и качества выполнения задания. Интерактивные тесты становятся удобными в использовании, поскольку результаты и обучающийся, и учитель видят сразу по окончанию работы. Таблицы MS Excel помогают организовать выполнение домашнего задания, позволяют быстро включить в работу на уроке данные, внесённые в нее детьми дома.

Электронные таблица позволяет производить расчеты по формулам, представлять данные в виде диаграмм, структурировать информацию, делать выборку из больших таблиц и др. Программа обладает богатым арсеналом математических, статистических, логических и других функций, которые позволяют производить любые расчеты с данными, формировать отчеты. Использование возможностей электронных таблиц позволяет автоматизировать процесс обработки планируемых результатов обучения в рамках текущего и промежуточного контроля. С помощью диаграмм результаты аналитической работы представляются в графической форме, что наглядно, улучшает восприятие данных, раскрывает динамику анализируемых показателей. Это, в свою очередь, создает условия для своевременной корректировки содержания и методики обучения, целенаправленного достижения требований ФГОС.

С помощью электронных таблиц можно организовать групповую работу на уроке, совместную проектную деятельность, открывать доступ для просмотра, копирования и редактирования словарей, справочников, читательских дневников. Для этого потребуется сервис Яндекс Таблиц, который предоставляет возможность совместной работы с документами в онлайн – режиме с любого устройства, подключённого к сети Интернет.

Яндекс Таблицы   — это сетевой аналог электронных таблиц MS Excel. Сервис позволяет импортировать таблицы, диаграммы и графики, созданные в программе Excel на Яндекс диск и редактировать их. Яндекс диск может стать основой для создания образовательного пространства с выходом на совместную деятельность участников образовательного процесса. Этот сервис можно использовать для систематизации учебного материала, анализа информации с последующим построением диаграмм или графиков, для оформления результатов практических работ, домашних исследований и экспериментов в разных видах деятельности.

 

Таблица 1 Функциональные возможности электронных таблиц

 

Функциональные возможности электронных таблиц

 область применения для визуализации учебной информации

создание документов, содержащих ЭТ, их редактирование и печать;

копирование и размещения наглядно представленной информации в текстовых документах;

использование печатного варианта представленной информации в качестве раздаточного материала, опорных карточек, индивидуальных заданий и др.

выполнение математических расчетов с использованием арифметических и логических операций, а также встроенных функций;

создание интерактивных карточек, кроссвордов, викторин, и других материалов урока, в которых формулы и функции помогают автоматизировать ввод данных, проводить статистический анализ данных, проверять данные в ячейках и диапазонах, давать обратную связь.

связывание электронных таблиц и файлов при помощи ссылок

использование аудио-, видео-, мультимедиа-материалов и других ресурсов сети Интернет

построение графиков и диаграмм;

сбор и систематизации учебного материала с последующим построением диаграмм или графиков, оформление результатов совместных практических работ, исследований и экспериментов по разным предметам, графическое представление результатов аналитической работы

редактирование и хранение электронных таблиц в облаке Яндекс Таблицы

получение доступа к файлам из любого устройства, имеющего интернет-соединение, возможность делиться информацией с другими пользователями и организовывать групповую и парную формы работы;

возможность выбора прав доступа для разных категорий пользователей (только чтение, редактирование);

 

 

 

Описание методики

Существует множество техник визуализации учебной информации таких как цветопись, инфографика, лента времени, кластер, синквейн, интерактивные плакаты, карточки, интеллект-карты, «фишбоун» и др., реализуемых в электронных таблицах.

Продукт визуализации с помощью программ и сервисов может быть представлен через:

1) анализ учащимися готового продукта, созданного учителем- иллюстративный метод визуализации;

2) создание учащимися своего продукта визуализации под руководством учителя – когнитивный метод визуализации.

Рассмотрим дидактический потенциал иллюстративной и когнитивной визуализации посредством реализации основных принципов обучения, характеризующих сущность целостного педагогического процесса и определяющих эффективность обучения.

Применение перечисленных приемов визуализации учебной информации в электронных таблицах помогает повысить доступность обучения, учитывая не только познавательные возможности учащихся, но и их возрастные особенности, ориентируясь на клиповое мышление современных школьников. Использование электронных таблиц дает возможность перевести трудный учебный материал в категорию доступного; представить информацию в виде образов, используя динамические схемы и анимационные модели; материал, лежащий вне сферы интересов учащихся, сделать увлекательным и захватывающим, привлекая в процесс обучения яркие факты реального мира, комплексно воздействуя на эмоционально-чувственную сферу учащихся. Использование таких возможностей электронных таблиц позитивно отражается на формировании учебной мотивации, повышает уровень познавательной активности ребенка, формирует положительное отношение к учебной деятельности, стимулирует к самостоятельному поиску знаний.

Технологии расширяют возможности использования в обучении деятельностного похода и проблемных методов обучения, тем самым создавая предпосылки для лучшего усвоения и запоминания учебного материала. Так, например, интеллектуальные карты, составленные в таблицах или открывающиеся по ссылкам, помогают ученику планировать и организовывать самостоятельную учебную работу, способствуют выработке умений ставить перед собой конкретные задачи познавательного характера и находить способы их достижения.

Электронные таблицы, составленные для уроков развивающего контроля, создают возможность погружать учащегося в предметную среду, предоставлять ему возможность анализировать, оценивать свои знания и умения.

Принцип научности находит свое воплощение в использовании источников, адаптированных к учебному процессу. Также современные технологии позволяют учителю вовлечь учащихся в самостоятельную активную работу с интерактивной визуальной моделью, направленную на изучение объекта. В процессе такой работы учащиеся овладевают исследовательскими умениями.

Опираясь на интерактивность и развертываемость схем и моделей, которые можно построить в электронных таблицах, удобно отображать место нового материала в структуре темы, его связи с ранее изученным. Таким образом работает принцип системности и последовательности обучения.

Принцип связи теории с практикой утверждает необходимость раскрыть учащимся практическую значимость знаний, сформировать уверенность ученика в том, что приобретаемые им знания помогут преуспеть в практической деятельности. Техники визуализации играют в реализации этого принципа особую роль, так как предоставляют учащемуся виртуальную модель объекта, которую он может рассматривать, изучать, подвергать различным воздействиям, удовлетворяя свое любопытство и приобретая в процессе такой деятельности основу для осознанного усвоения теоретических знаний.

Таким образом, визуализация учебной информации в электронных таблицах способствуют реализации таких принципов, как принцип доступности, научности, последовательности, сознательности и активности, прочности усвоения знаний.

 

Направления в использовании электронных таблиц

Варианты использования электронных таблиц для визуализации учебной информации представлены по четырем направлениям:

1. создание обучающих, тренировочных и проверочных заданий с использованием формул и функций электронных таблиц;

2. применение гиперссылок для связи ячеек и диапазонов одного или нескольких листов электронной таблицы и использования других ресурсов наглядных материалов, аудио-, видео-, мультимедиа-материалов в сети Интернет;

3. предоставление доступа к электронным образовательным ресурсам и организация групповой работы обучающихся;

4. представление информации в графической форме с помощью различного вида диаграмм, графиков.

 

1. «Чудо — клеточки»

Это направление по созданию интерактивных карточек, кроссвордов, викторин и других материалов урока, в которых настроена связь между различными компонентами задания и проводится автоматическая проверка. Помощниками в выполнении работы данного направления являются формулы и функции, которые помогают автоматизировать ввод данных, проводить статистический анализ данных таблицы, проверять данные в ячейках и диапазонах, давать обратную связь обучающимся.

Примером могут служить таблицы со ступеньками для проверки навыков устного счета, таблицы с кроссвордами для проверки терминов по окружающему миру, таблицы с викторинами по русскому языку.

Рис. 1 Устный счет «Ступеньки»

 

 

Внесённые в ячейки функции типа (=ЕСЛИ(D12=150;»+10=»;»?»)) позволяют при правильном решении открывать следующее действие, а при последнем правильном значении формулой (=ЕСЛИ(H8=10;»Победа!»;»1 высота») оценивать результат ученика.

Приложение 1

 https://disk.yandex.ru/i/ewIZr7uu9SKqWA

 

Рис. 2 Кроссворд «Природные зоны»

 

 

Использование функции (=ЕСЛИ(A2=B2;1;0) в дополнительной вкладке ответов к кроссворду, соотносит внесенный ответ с правильным результатом и присваивает балл, формулы (=’Лист 2′!C21), (=O29/Q29) осуществляют подсчет и выводят процентное соотношение  верно выполненных заданий.

Приложение 2

https://disk.yandex.ru/i/wEQXu_1BHiIyFQ

 

Рис.3  Викторина «Знаешь ли ты фразеологизмы»

 

Приложение 3

https://disk.yandex.ru/i/b-l-ZTNJsNoKeQ

 

Рис. 4  Викторина  «Свойства воздуха»

 

Аналогично функции (=ЕСЛИ(P5=»ветер»;»Верно!»;»Подумай!») указывают на правильно выполненное задание в викторине, функция (=ЕСЛИ(U8=10;»5″;ЕСЛИ(И(U8<10;U8>7);»4″;ЕСЛИ(И(U8<8;U8>5);»3″;»Попробуй еще!»))) автоматически выставляет отметку по указанным критериям.

Приложение 4

https://disk.yandex.ru/i/QMBPG3wE5JtbBA

 

2. Невидимые нити

Это направление предполагает использование гиперссылок, которые позволяют не только связывать между собой ячейки и диапазоны одного листа или разные листы одного документа между собой, но и прямо из документа переходить на нужный ресурс в сети Интернет. Эти функции позволят повысить эффективность и интерактивность образовательного процесса.

Рис. 5  Интерактивные карточки «Путешествие по Тундре»

 

Функции типа (=ГИПЕРССЫЛКА(«https://qmusic.me/mp3/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8+%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2+%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B0″;»Слушать») содержат активные ссылки. При выборе ячейки с такой командой открываются ресурсы на различные аудио-, видео-, мультимедиа-материалы.

Приложение 5

https://disk.yandex.ru/i/9UCu8_6QD-g9CA

Использование гиперссылок можно показать на примере урока обобщения и систематизации знаний по теме «Имя существительное». Тренировочные упражнения и задания открываются через ссылки и позволяют проанализировать изученный материал.  Ячейки, залитые цветом, заполняются примерами из презентации, которая так же открывается по ссылке.

Рис. 6  Обобщение и систематизация знаний по теме  «Имя существительное»

 

 

В упражнениях содержатся задания на установление соответствия, классификацию и сравнение объектов.

Таблица 2 «Тренировочные задания»

Упражнение 1

 

 

 

 

 

Упражнение 2

 

 

Упражнение 3

 

 

Приложение 6

https://disk.yandex.ru/i/dE7sSOtdvEV5gA

 

Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс с использованием Яндекс Таблицы представлена в Приложение 7

 

3. Волшебные превращения

 

Если необходимо представлять информацию в наиболее удобном виде: использовать визуализации, схемы и другие варианты, легко воспринимаемые слушателями, на помощь приходят графики и диаграммы. Выполнить работу в данном направлении можно быстро и красиво, не производя предварительных расчётов и не делая дополнительные записи по результатам таблиц, не прибегая к вычислениям и подсчётам.

 

Рис. 7 Графики и диаграммы по результатам анкет

 

 

Работа в данном направлении способствует достижению планируемого результата основной образовательной программы НОО: извлекать и использовать информацию, представленную на диаграммах, в таблицах (например, расписание, режим работы), а также структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы, столбчатые диаграммы [2].

Приложение 8

https://disk.yandex.ru/i/OFAy-F_dppFmAw

4. «Все вместе»

Это направление позволяют не только осуществлять предоставление доступа к электронным образовательным ресурсам, но и способствуют организации коммуникации и совместной работы обучающихся.

Примером могут служить таблицы для командной работы по заполнению узора.

 

Рис. 8 «Японский кроссворд»

 

 

Приложение 9

https://disk.yandex.ru/i/7zhcBC-TGHEmnA

 

Совместно можно организовать работу по анализу художественного произведения. Для этого группе участников открывается доступ для инструкции и редактирования вкладок таблицы.

Таблица 3 «Дневник пытливого читателя»

Вкладка электронной таблицы

Деятельность обучающихся

Словарь

 

Выписывают незнакомые (непонятные по лексическому значению) слова. Пользуясь различными источниками, объясняют значение слов

Вопросы по рассказу

 

Составляют «тонкие» и «толстые» вопросы по прочитанному произведению.

Характеристика

 

Составляют характеристику персонажей. Подтверждают цитатами из текста.

Лист самооценки

 

Оценивают свою работу в группе, отвечают на комментарии учителя.

Приложение 10

https://disk.yandex.ru/i/57IuKYVV5O9tMg

 

Указанные направления раскрывают возможности использования электронных таблиц на примерах готовых шаблонов, которые вынесены в приложения, открываются по ссылкам, легко скачиваются и редактируются. 

 

Если перед пользователем стоят задачи ввести текст в одну из ячеек, выделить элементы таблицы, изменить ширину столбца или высоту строк, изменить размер, стиль, выравнивание текста в ячейке; добавить обрамление ячеек, разместить текст в несколько строк, объединить несколько ячеек, вставить формулу или вставить функцию в формулу, вставить рабочий лист, переместить или переименовать вкладки, удалить рабочие листы и т.д. в работе представлены справочные материалы с указанием выполняемых действий.

Приложении 11

Диагностика

Наблюдая за деятельностью своих учеников на уроках с использованием электронных таблиц, я увидела более продуктивную работу и вовлеченность в практическую деятельность. На примере урока повторения по теме «Имя существительное как часть речи» в 3 классе, каждый этап которого строился на интеллект-карте электронной таблицы, результаты самооценивания отразили высокие показатели для выполненных заданий. Большинство проверяемых умений оценивались на ступеньках положительными отметками.

 

Рис. 9 «Ступеньки успеха»

 

 

 

Благодаря интерактивным карточкам, которые открывались по ссыпкам в ячейках электронной таблицы, содержательной презентации, к которой можно было обратиться в момент затруднений, множеству памяток на предложенной в таблице интеллект-карте в виде «Паспорта Имени существительного» результат по классу составил 96 % успеваемости выполняемых заданий.

 

Таблица 4 «Результаты  по классу»

Результаты по классу

 

кол.
чел

%

 

%

Молодец!

7

28

положительный результат

96

Хорошо!

13

52

Достигай высоты!

4

16

требует повторения

4

Повтори еще раз.

1

4

 

Итого:

25

 

 

Еще одним примером диагностирующим продуктивность визуализации учебной информации в совместной творческой деятельности, направленной на формирования предметных и метапредметных компетенций обучающихся, могут послужить синквейны, составленные учениками  в группах после анализа изученных  с детьми произведений на уроках литературного чтения.

Рис. 11 «Синквейн к произведению «Слон»

 

 

Рис. 12 «Синквейн о героях повести» «Как я влиял на Севку

 

Важно отметить, что групповая работа по составлению синквейнов к повести Геомара Куликова была предложена ученикам 3 класса  в рамках внеурочной деятельности в качестве домашнего задания по заполнению страниц читательского дневника.

Благодаря сервису Яндекс диск, подготовленные таблицы импортировались и совместно редактировались в образовательном пространстве, созданном для обучающихся. Таким образом читательские дневники у многих учеников имели не только бумажный, но и электронный вариант страниц, отражающих результат совместной деятельности. Приложении 12

Такая форма работы на учебных занятиях была направлена на формирование ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности и способствовала достижению предметных результатов:

• характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);

• участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения

и метапредметных результатов работы с информацией:

• выбирать источник получения информации;

• анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

• самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации [2].

 

Выводы

Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения информационных технологий. Они расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию.

Учитель, идущий в ногу со временем, готов использовать цифровые образовательные ресурсы в преподавании и оживить любой этап урока внедрением новых технических средств. Электронные таблицы MS Excel можно использовать для сбора и систематизации учебного материала с последующим построением диаграмм или графиков, для оформления результатов совместных практических работ, исследований и экспериментов по разным предметам, для создания тренировочных и проверочных заданий. Этот ресурс позволяет организовать разные формы работы на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную деятельность учащихся, увеличить объем выполняемой работы на уроке, обеспечить высокую степень дифференциации обучения.

Способность электронных таблиц визуализировать учебную информацию в образовательном процессе создает возможности для формирования универсальных учебных действий обучающихся,  повышает качество и результативности обучения за счет возможности реализации ведущих дидактических принципов обучения, учета когнитивных особенностей современного поколения обучающихся, а также потребностью ёмкого представления учебного материала в виде, наиболее удобном для его восприятия, понимания, усвоения и запоминания.

Богатый арсенал функций электронных таблицы MS Excel становятся обогащающим и преображающим элементом развивающей предметной среды для младших школьников, вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост учителя.

 

 

 

Библиографический список и ссылки:

1.Морозова Н. Н. Семинар «Визуализация учебной информации как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся»

https://infourok.ru/seminar-vizualizaciya-uchebnoj-informacii-kak-sredstvo-aktivizacii-uchebno-poznavatelnoj-deyatelnosti-uchashihsya-5801400.html

2. Федеральная образовательная программа начального общего образования https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty

 

Список литературы:

3.  Заболотнова, Е.Ю. Организация данных в виде таблиц: практическая работа с программой Microsoft Excel: Практикум / Под ред. д-ра физ.-мат. наук В.А.Гриценко. — Калининград: Калинингр. ун-т., 2000. — 36 с.

4.Свиридова, М.Ю. Электронные таблицы Excel: Учебное пособие для нач. проф. Образования / М.Ю.Свиридова. — М.: Издательство: Академия, 2008.- 144 с.

×
×