Автор: Наталья Николаевна Барякина
Сегодня всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы навыки, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. У каждого ученика имеются свои природные задатки и свои возможности достичь того или иного уровня творческого развития.
В своей практике я использую проблемно-диалогическую технологию. На уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, проявляют инициативу.
Важно, что при таком подходе новые знания не даются в готовом виде, а приобретаются детьми в процессе самостоятельной исследовательской деятельности
Перед учащимися ставится проблема, и они при непосредственном участии учителя (или самостоятельно) исследуют пути и способы ее решения, т. е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют результаты, рассуждают, доказывают.
Преимущества технологии: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.
Рассмотрим проблемно-диалогическую технологию на уроке «открытия» новых знаний по русскому языку в 7 классе по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на – о и – е».
Предлагаемый урок рассчитан на 40 минут и является первым в данной теме. Он призван ознакомить учащихся с закономерностями слитного и раздельного правописания наречий; сформировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их; научить отличать наречия от сочетаний именных частей речи.
К обучающим задачам урока я отнесла: 1) построить алгоритм решения орфографической задачи о правописании не с наречиями; 2) формировать и развивать умения соблюдать на письме орфограмму «Не с наречиями на — о, — е».