Технологии творческой мастерской в системе творческого развития детей дошкольного возраста

Автор: Ольга Евгеньевна Семёнова

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 73» города Ставрополя

 

Технологии творческой мастерской

в системе творческого развития детей дошкольного возраста

 

Семёнова Ольга Евгеньевна,

воспитатель МБДОУ «ЦРР-Д/С №73»

 

 

По мнению М. Вебера, в основе социального развития ребенка лежит творческое социальное действие, направленное на разрешение проблемных ситуаций или процессов, предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов.

Особенность федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ребенка. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения, воспитания и развития. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности воспитателя, реализующего новый стандарт. Изменяются технологии развития личности ребенка и его социализации, открывающие значительные возможности расширения образовательных рамок.

Одной из альтернативных и эффективных способов познания и творческого формирования системы представлений, умений и навыков является технология творческих мастерских. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, проблемное обучение, метод проектов, безоценочная творческая деятельность.

Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой педагог вводит воспитанников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой каждый ребенок может проявить себя как творец.

Следует отметить положения данных концептуальных подходов раскрыта в трудах В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, Н.Н. Поддьякова, А.А. Усовой, которые отмечают, что ребёнок дошкольного возраста способен усваивать и понимать систему информации о мире в рамках интересной, творческой и практико-ориентированной деятельности. Благодаря усилиям отечественных учёных (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) использование интерпретированного под дошкольный возраст варианта технологии творческих мастерских стало актуальным.

Актуальность технологии творческих мастерских заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного.

В этой технологии все представления и умения формируются ребенком с опорой на свой личный опыт, а воспитатель лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления и продуктивных видов деятельности. Эта технология позволяет личности самой строить своё знание, в этом её большое сходство с проблемным обучением. Создаются условия для развития творческого потенциала детей, формируются коммуникативные качества личности, а также субъектность ребенка как его способность являться субъектом, активным участником деятельности.

В современном дошкольном образовании выделяются определенные концептуальные основы технологии творческой мастерской:

  • форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и проблемных ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности;

  • реализация творческой мастерской осуществляется в следующей последовательности – ставится игровая цель, образовательная деятельность подчиняется общим правилам игры, исследования или продуктивной деятельности; познавательный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с практическим результатом;

  • технология творческой мастерской охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Все вышесказанное обосновало актуальность проблемы исследования: каковы педагогические условия использования технологии творческой мастерской в системе успешного социального развития детей старшего дошкольного возраста?

Выявленные противоречие и проблема позволили сформулировать тему исследования: «Технологии творческой мастерской в системе творческого развития детей дошкольного возраста».

Цель: определение педагогических условий использования технологии творческой мастерской в системе творческого развития детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.

Объект исследования: творческое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия использования технологии творческой мастерской в системе творческого развития детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.

Гипотеза исследования: педагогические условия использования технологии творческой мастерской в системе творческого развития детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ включает в себя следующие аспекты:

  • научно-обоснованная система использования технологии творческой мастерской для творческого развития детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ;

  • ориентированность на развивающее социальное взаимодействие, предполагающее познание через собственный опыт, обмен ролями и результатами работы, высокий уровень коммуникации; устойчивый эмоционально-положительный фон;

  • насыщение многосторонней коммуникации детей личностно значимым и переживаемым социальным содержанием.

Нами были определены следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

  2. Описать общую характеристику технологии творческой мастерской в дошкольном образовании и педагогические условия их использования в системе творческого развития детей старшего дошкольного возраста

  3. Подобрать диагностический материал по определению уровня творческого развития детей старшего дошкольного возраста.

  4. Составить и апробировать программу творческого развития детей старшего дошкольного возраста в системе технологии творческой мастерской.

В процессе решения поставленных задач использовались следующие методы педагогического исследования:

  • теоретические (анализ литературы, сравнение и обобщение полученных данных, сравнительный анализ, систематизация),

  • эмпирические (педагогический эксперимент, диагностирование, беседа, наблюдение),

  • математические (методы обработки результатов исследования).

На данный момент осуществляется систематизация материала по данной проблематике.

Основные задачи технологии творческой мастерской:

  1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в познании и апробировании в личном опыте нового за счёт собственной активности ребёнка.

  2. Подобрать средства, активизирующие социально направленную деятельность детей и повышающие её результативность.

Но как любая образовательная технология творческая мастерская также должна соответствовать следующим требованиям:

  1. Технологическая схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы или этапы.

  2. Научная база – опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.

  3. Системность как логика, взаимосвязь всех частей, целостность.

  4. Управляемость как возможность целеполагания, планирования процесса научения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

  5. Эффективность как гарантированность достижения определённого результата.

  6. Воспроизводимость как применение в разных возрастных группах и образовательных учреждениях.

Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема, которую надо решить. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть проблемы, над которой надо работать. В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности. Основные этапы технологии творческой мастерской:

Первый этап направлен на создание эмоционального настроя и мотивации детей к познавательной и творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. В качестве предмета обсуждения может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и неожиданное, загадочное задание.

Второй этап направлен на формирование информационного поля участников. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом.

Третий этап направлен на формирование или систематизацию социального опыта детей. соотнесение своей деятельности с деятельностью других или своего мнения, знания по вопросу с другими для определения оптимального варианта решения ситуации.

Четвертый этап составляет презентация или афиширование результатов. Это может быть продукт творческой деятельности, сочиненный текст, составленная схема, проект. На этом этапе выделяются оригинальные интересные идеи, творческие подходы, самостоятельные достижения.

Последний этап посвящен рефлексии. Это осознание ребенком себя в собственной и коллективной деятельности, это анализ осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

Следует отметить, что технология творческой мастерской представляет собой организацию образовательного процесса в формате различных игровых заданий, познавательной среды, исследовательского и творческого взаимодействия.

Именно в технологии творческой мастерской интегрируются большинство таких культурных практик как:

  • свободные практики детской деятельности,

  • практики взаимодействия ребенка с социумом,

  • коммуникативные практики,

  • практики познания мира и самопознания.

В технологии творческой мастерской ребенок дошкольного возраста развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. В ней создается базис для новой ведущей деятельности – учебной.

Всё, что содержательно и технологически относится к технологии творческой мастерской, находится в едином игровом пространстве, которое служит средством передачи социального опыта и побуждает ребёнка к активной творческой деятельности. При этом взрослые являются участниками процесса, права которых определены общими правилами, что априори определяет сотрудничество и сотворчество взрослого и ребенка во взаимодействии друг с другом.

Технология творческой мастерской – это среда, где ребёнок дошкольного возраста учится:

  • эмоционально вживаться, в природный и социальный мир;

  • переживать жизненные ситуации, как свои собственные, понимать их смысл;

  • осознавать своё реальное место среди других;

  • уважать себя и верить в себя;

  • надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой, возможность ставить и решать собственные задачи;

  • свободно выражать свои чувства, мнения, идеи, решения.

Создание системы использования технологии творческой мастерской для развития детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ включает в себя:

  • последовательная деятельность педагога по отбору, разработке творческой мастерской;

  • включению детей в деятельность творческой мастерской;

  • осуществлению самой технологии творческой мастерской;

  • подведению итогов, результатов творческой мастерской.

Технология творческой мастерской тесно связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Технология творческой мастерской дает ребёнку дошкольного возраста возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли, быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества), прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях.

При грамотной организации и правильном руководстве технология творческой мастерской становится в образовательной практике воспитателя:

  • способом научения ребенка;

  • деятельностью для реализации творчества ребенка;

  • средством успешного социального развития ребенка;

  • методом психолого-педагогического сопровождения развития ребенка;

  • пространством самопознания, саморазвития и самореализации ребёнка дошкольного возраста.

На современном этапе технология творческой мастерской в качестве самостоятельной может быть использована:

  • для освоения темы или содержания изучаемого материала;

  • в качестве занятия или его части;

  • как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

Главный компонент технологии творческой мастерской – непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Её значение раскрывается в характеристиках личностных новообразований ребенка дошкольного возраста:

  • активизирует воспитанников;

  • повышает познавательный интерес;

  • вызывает эмоциональный подъём;

  • способствует развитию творчества;

  • позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Таким образом, технология творческой мастерской позволяет детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе и достичь общих и личных достижений в исследовательской, творческой деятельности. Как показывает опыт, действуя в ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности. Творческие мастерские проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей.

×
×