Технология ассоциативно-образного мышления и музыкального восприятия в музыкальном воспитании гимнасток

Автор: Безвугляк Юлия Александровна

Аннотация: в статье рассматривается интегративная технология развития артистической выразительности гимнасток на основе глубокого музыкального восприятия и ассоциативно-образного мышления. Предложена трехэтапная методика, направленная на преодоление разрыва между техническим исполнением и художественной составляющей упражнения.

 

   Ключевые слова: художественная гимнастика, артистизм, музыкальное восприятие, ассоциативно-образное мышление, кинетическая синестезия, методика преподавания.

 

   Актуальность проблемы:

   Современная редакция правил Международной федерации гимнастики (FIG) делает однозначный акцент на артистизм и хореографическую целостность композиции. Оценка за «Артистизм» эволюционировала в сложную систему критериев, анализирующих не только соответствие движений музыке, но и глубину ее интерпретации, оригинальность выразительных средств и эмоциональное воздействие на зрителя и судей. В этой новой реальности педагог сталкивается с системной проблемой: технически безупречное, но художественно бедное исполнение перестало быть конкурентоспособным.   Распространенная практика, при которой музыка выполняет сугубо метрономическую функцию, задавая лишь темп и ритм, исчерпала себя. Требуется педагогическая технология, которая превратит музыку из фонового аккомпанемента в источник смысла и двигательный импульс и в структурную основу упражнения.

 

Теоретическая основа: от звука к движению через образ

 

   В основе предлагаемого подхода лежит целенаправленное развитие «ассоциативно-образного мышления» гимнастки. Это не спонтанная фантазия, а педагогически управляемый процесс создания устойчивого «внутреннего видеоряда» — системы ментальных сценарных образов, рожденных музыкой. Данный метод базируется на принципах психологии восприятия и теории танца, где музыка не сопровождает движение, а порождает его.

   Глубокое «музыкальное восприятие» подразумевает декомпозицию музыкального материала  на компоненты: мелодию (линию развития), гармонию (эмоциональную окраску), ритм (временную организацию), тембр («краску» звука) и динамику (изменение громкости). Анализ этих элементов запускает сложные ассоциативные цепочки, которые, в свою очередь, трансформируются в пластическое выражение.

   Ключевым понятием для описания этого процесса является «кинетическая синестезия»  — нейропсихологический феномен, при котором восприятие музыки вызывает непроизвольные мышечно-моторные и пространственно-пластические ассоциации. Проще говоря, это стойкая связь между звуком и телесным ощущением. Задача педагога — сделать эту связь не случайной, а осознанной и управляемой, превратив ее в рабочий инструмент спортсменки.

 

Методическая часть: технология воплощения музыки в движении

 

   Предлагаемая технология реализуется в три последовательных этапа, трансформируя работу над композицией из заучивания связок, в акт совместного творчества педагога  и гимнастки.

Этап 1: Иммерсивный анализ музыки.

   На этом этапе исключается любое движение. Работа ведется исключительно с аудиовосприятием. Тренер и гимнастка прослушивают музыкальный фрагмент многократно, используя технику «вопрос-ответ» для активации сенсорных ассоциаций:

  «Опиши характер этой музыки одним предложением?»

—  «Какого она цвета? Какая у нее текстура (шероховатая, гладкая, колючая, воздушная)?»

—   «Что или кого ты представляешь, слушая этот переход? Какое это существо, стихия, явление?»

   Цель — выйти за рамки абстрактных понятий «грустно/весело» к многомерным сенсорным образам.

 

Этап 2: Построение «образа-легенды».

   На основе выявленных ассоциаций создается единый сюжет или драматургическая линия всего упражнения. Это не просто набор картинок, а целостная история, которая придает смысл каждому движению. Например композиция  «Зима» из «Времен года» Вивальди,  может быть историей не о зиме вообще,  а о конкретной метели, которая закручивается, набирает силу, сталкивается с препятствием (тема солирующей скрипки — луч света) и затихает, уступая тишине. Этот нарратив становится эмоциональным каркасом соревновательной программы.

 

Этап 3: Инкорпорация образа в движение.

 Технические элементы и хореографические связки «примеряются» к созданной легенде. Педагог  использует образные корректировки для работы над качеством движения:

—  вместо «сильнее толкайся в прыжке» — «оттолкнись от земли как легкая пена, уносимая порывом ветра»,

— вместо «держи осанку» — «представь, что от макушки до кончиков пальцев тебя вытягивает невидимая нить, как у марионетки».

— вращение под резкие стаккато может быть «падением и разбиванием хрустальной капли», а плавная волна телом — «перетеканием воды из одного сосуда в другой».

 

Пример для разных жанров:

— классика (Сен-Санс, «Лебедь») — образ — угасание, преображение, последний взмах крыла. Движения — предельно плавные, с акцентом на эксцентрическое растяжение мышц, непрерывные линии, взгляд, направленный «внутрь».

— эстрада (активная электроника) — образ — электрический импульс, кибернетическое существо, сборка и разборка механизма. Движения — резкие, угловатые, с четкими фиксациями, изоляциями, с акцентами на импульсных сокращениях.

— аmbient (Брайан Ино, музыка для аэропортов)- образ — парение в невесомости, медленное прорастание кристалла, туман. Движения — медленные, минималистичные, с микроамплитудной работой стоп и кистей, создающие иллюзию замедленного времени.

 

Ожидаемые результаты и заключение

 

   Внедрение данной технологии приводит к конкретным педагогическим результатам:

1.  Формирование осознанной мысли — двигательной связи: движение становится не просто элементом, а воплощением идеи, что снижает количество механических ошибок, вызванных мышечным зажимом или отсутствием концентрации.

2.  Повышение эмоциональной вовлеченности и устойчивости к стрессу. Погружение в образ создает психологическую «буферную зону», позволяя гимнастке абстрагироваться от соревновательной тревожности и действовать в рамках заданной художественной реальности.

3.  Создание запоминающегося визуального впечатления. В эпоху социальных медиа и телевизионных трансляций, упражнение, несущее яркий образ, обладает большей зрелищностью и лучше запоминается судьями.

   В заключение следует отметить, что описанный подход принципиально меняет роль педагога. Из технического инструктора он превращается в режиссера-постановщика, задачей которого является не только развитие физических качеств спортсменки, но и воспитание ее художественного и эмоционального интеллекта.

 

Практические рекомендации педагогу:

 

1.  Индивидуализация образов. Старайтесь подбирать ассоциации, резонирующие с внутренним миром конкретной гимнастки. Навязанный образ, скорее всего, будет механистичным.

2.  Работа с музыкальным материалом. Анализируйте музыку вместе с гимнасткой до начала хореографической постановки. Используйте качественные акустические системы для полноценного восприятия тембра и динамики.

3.  Последовательность и терпение. Не совмещайте этапы. Полное погружение в музыку и проработка образа должны предшествовать разучиванию движений.

4.  Визуализация. Используйте видеоряд (фрагменты фильмов, клипы, работы художников), который соответствует настроению музыки, для усиления ассоциативного ряда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Список использованной литературы:

 

1.  **Винер-Усманова, И. А.** Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике : монография / И. А. Винер-Усманова, Е. С. Крючек, О. Д. Рыбакова. — Москва : Человек, 2020. — 215 с. : ил. — ISBN 978-5-907336-45-2.

2.  **Карпенко, Л. А.** Методика подготовки гимнасток высшего класса на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей : диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Карпенко Лариса Анатольевна. — Москва, 2019. — 189 с.

3.  **Лисицкая, Т. С.** Художественная гимнастика: путь к мастерству / Т. С. Лисицкая, Л. А. Карпенко. — Москва : Спорт, 2021. — 180 с. — ISBN 978-5-907225-67-8.

4.  **Петрушин, В. И.** Музыкальная психология : учебное пособие для вузов / В. И. Петрушин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2021. — 379 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12631-1.

5.  **Родионов, А. В.** Психология физического воспитания и спорта : учебник для вузов / А. В. Родионов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2022. — 411 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14822-1.

6.  **Семенова, Г. И.** Технология развития артистизма у юных гимнасток на основе ассоциативно-образного мышления / Г. И. Семенова // Теория и практика физической культуры. — 2022. — № 5. — С. 45–47.

×
×