Автор: Голубева Ирина Александровна
Модернизация российского образования выдвигает новые задачи для создания условий качественного дошкольного образования. В результате, содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений предполагает внедрения новых инновационных методов, востребованных в новых образовательных условиях. Эффективность образовательно-воспитательного пространства во многом определяется ведущей ролью старшего воспитателя ДОУ. Методическая работа с кадрами должна способствовать повышению профессионального мастерства, совершенствованию деятельности педагогов. Поэтому задачей старшего воспитателя становится применение в методической работе эффективных форм, методов и приёмов для повышения квалификации педагогов. Практика показывает, что при проведении методических мероприятий не все их участники активны, часть педагогов остаются пассивными. Считаю, что одной из оптимальных организационных форм методической работы, обеспечивающей активизацию педагогов, развитие личностных качеств, творческой активности, тем самым повышение профессионализма и квалификации, является технология «Брейнрайтинг» (мозговой штурм).
«Брейнрайтинг» коллективный метод поиска идей и решений, строящийся на творческой активности. Мозговая атака основана на гипотезе, что среди большого числа идей есть, поменьшей мере, несколько хороших, полезных идей для решения какой-либо проблемы. В дошкольной педагогике этот метод имеет особое значение в работе с педагогами на семинарах, практикумах, лабораториях и педагогических советах. Также, данный метод возможно применять в работе с воспитанниками.
Преимущества: Метод весьма прост, доступен и взрослым, и детям, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников, кроме ведущего — педагога, который должен знать теорию метода, специфику его проведения. Можно использовать при обсуждении широкого спектра тем. С его помощью можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое может быть правильным в своих конкретных условиях; научить педагогов не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед публикой и возможностью ошибиться.
Недостатки Брейнрайтинг предназначен для решения сравнительно простых задач, наиболее эффективен при решении проблем «в один — два хода». Решение более сложной задачи возможно только при условии очень сильного дробления на подзадачи применении последующих интеллектуальных процедур.
Цель технологии Брейнрайтинг в ДОУ это повышение педагогического мастерства, профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Развитие коммуникативных, аналитических и творческих способностей педагогов. Сплочение педагогического коллектива.
Виды Брейнрайтинга
Мозговая атака на доске Доска размещается на видном месте. Как только в голову менеджера или другого сотрудника приходит идея, он записывает ее на лист бумаги и закрепляет на доске.
По японски Этот вид мозгового штурма создан японцами Кавакита и Кобаяси. По-другому называется «рисовым градом». Суть в том, что для решения задачи участниками используется одинаковый подход. Рабочий процесс состоит из нескольких этапов: На первом происходит выделение проблемы. Ведущий представляет детали и нюансы обсуждаемой темы. Участники записывают на отдельных листках бумаги свои мысли по решаемой задаче. Причем это делают так, чтобы каждый оставил запись на всех листочках. После нужно отобрать записи, связанные друг с другом, сдать их ведущему. Он прочитает вслух. Останется только придумать название для каждого набора. В нем должна отображаться суть проблемы. Поиск решений. Этап похож на предыдущий. Только на этот раз участники записывают идеи по решению проблемы. В конце их группируют в наборы. Каждому набору придумывают название, выражающее общую суть предложений. Цель этой части мозгового штурма – выделить конструктивные, подходящие к сложившейся ситуации идеи. Коллективная работа в этом случае сближает членов группы, учит работать вместе с коллегами, понимать их позицию.
Многоступенчатый Если говорить кратко, здесь работают 2 группы: 1.Те, кто создает идеи; 2.Те, кто оценивает результаты работы. Желательно, чтобы в первой группе были эрудированные люди с одинаковым темпераментом. Они должны до конца понимать суть проблемы. Достаточно 10 человек. В оценочную группу набирайте тех, кто проанализирует придуманные «генераторами» предложения. В каждую группу назначается руководитель. Его главные качества – деликатность и эрудиция. От них зависит, как быстро участники найдут нужную идею.
Онлайн На практике доказано, что общение через Skype, на форумах или в чатах не менее результативно. А порой дает и больший эффект. Почему так происходит? Есть несколько причин: Многие стесняются участвовать в обсуждениях; Этот метод проведения мозгового штурма требует минимум затрат; Полученные идеи и решения легче обработать; При проведении мероприятия онлайн также важно соблюдать основные правила. Главное из них – высказанные идеи нельзя критиковать.
Классический мозговой штурм. Каждый из участников, сидящих в кругу, получает карточку, разделенную пополам вертикальной чертой. Ведущий предлагает на левой стороне карточки написать три проблемы, которые можно вынести на обсуждение. Писать необходимо кратко, понятно и разборчиво. После этого по сигналу ведущего карточки передаются соседу слева. В течение 20 секунд участник читает, что написано на полученной карточке, и на ее правой стороне ставит знак «плюс» напротив проблемы, которую он считает наиболее значимой. Если такой, по его мнению, нет, то никаких знаков он не ставит. По сигналу ведущего карточка передается дальше. Так происходит до того момента, пока карточка не вернется к владельцу. Помощник ведущего собирает карточки и быстро обрабатывает их: выписывает формулировки проблем, получившие самый высокий рейтинг (две-три). Эти формулировки озвучиваются, и совместно выбирается одна проблема для обсуждения. Например: «Как педагогу взаимодействовать с гиперактивным ребенком?», «Приемы и методы снятия эмоциональной напряженности», «Каким образом общаться с конфликтными родителями?»
Генерация идей. Это самый важный этап работы. От качества выдвинутых идей будет зависеть итог «мозгового штурма». Участники группы разбиваются на несколько команд (по 5–6 человек в каждой). Команды получают по стопке пустых карточек. Именно на них они будут записывать новые идеи — по одной на каждой. Ведущий информирует участников о правилах этого этапа. Категорически запрещается критика выдвигаемых идей. Это нужно для того, чтобы не мешать свободному полету творческого мышления. Необходимо положительно оценивать любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной. Это, конечно же, бывает сложно сделать, но демонстрируемая поддержка и одобрение очень стимулируют и вдохновляют генераторов идей. Самые лучшие — это сумасшедшие идеи. Желательно, чтобы педагоги попытались отказаться от стереотипов и шаблонных решений и сумели посмотреть на проблему с новой точки зрения. Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все.
Анализ идей.Основной задачей этого этапа является глубокая обработка, шлифовка высказанных предложений. Правила этого этапа следующие.
Ø Самая лучшая идея — та, которую ты рассматриваешь сейчас. Анализируй ее так, как будто других идей нет вообще. Указанное правило подразумевает предельно внимательное отношение к каждой идее. Хотя критика уже не возбраняется, но она не должна быть огульной. Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее. Это означает, что нужно сосредоточиться на поиске конструктива в любой идее. Отбрасывать идеи нельзя.
Ø Время — тоже 30 минут, иногда требуется немного больше. При необходимости участники пишут на карточках свои соображения, развивающие высказанную идею.
Поиск возможностей для реализации. Самые хорошие идеи так и останутся идеями, если не будут продуманы шаги по их внедрению. Ведущий предлагает просмотреть снова все предложения с точки зрения их соответствия двум критериям — оригинальности и возможности реализации. Каждая карточка с идеей должна быть помечена такими значками:
Ø + + — очень хорошая, оригинальная идея;
Ø + — неплохая идея;
Ø 0 — не удалось найти конструктива;
Ø НР — невозможно реализовать;
Ø ТР — трудно реализовать;
Ø РР — реально реализовать.
Разумеется, возможны самые разные сочетания этих значков. Ведь идея может быть блестящей, яркой, необычной, но возможностей для ее реализации в данный момент просто нет. Время этого этапа — 20 минут. В заключении представители групп делают сообщения об итогах своей работы. Они рассказывают о тех идеях, которые получили либо два «плюса», либо значок «РР», либо оба эти значка. Вот тут-то и выясняется, насколько продуктивным оказался «мозговой штурм». Опыт показывает, что практически всегда находятся такие идеи, которые раньше никому из участников в голову не приходили.
Вывод: БРЕЙНРАЙТИНГ— это творческий процесс, позволяющий открыться участникам в неформальной обстановке.Он является эффективным способом решения множества задач, применение в различных ситуациях определенных видов мозгового штурма способствует принятию наиболее эффективных решений, особенно при рассмотрении нестандартных, творческих задач. Технологии мозгового штурма имеют большую значимость, так как полезны не только для коллективного решения проблем, для развития творческого потенциала его участников, но также для развития смысловой, коммуникативной и эмоциональной компетентности специалистов, формируют у них эффективные навыки говорения и слушания. Кроме того, «мозговой штурм» позволяет продемонстрировать педагогам, что у одной и той же задачи может быть несколько различных решений и каждое из них является правильным. Просто все зависит от конкретных заданных условий. Применение данного метода у воспитанников формирует умение высказывать свои мысли, способствует раскрепощению сознания детей, развитию их критического мышления и творческих способностей.