Автор: Аюпова Александра Евгеньевна
Пояснительная записка
Проблема развития саморегуляции является актуальной в соответствии с ФГОС ДО «становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий» одна из задач образовательной области» социально- коммуникативное развитие» (п . 2.6) [1].
Проблема саморегуляции рассмотрена в разных теоретических контекстах. Необходимо выделить у понятия «саморегуляция» междисциплинарный характер: оно широко применяется в различных областях науки и деятельности, т.к. всегда используется для описания живых и неживых систем, которые основаны на принципе взаимосвязи. Само понятие саморегуляции (от лат. «Re gulare» приводить в порядок, налаживать) определяется как «целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности», что получило развитие, как в зарубежной, так и в отечественной психологии.
П. Жанэ впервые внес понятие регуляции. Он утверждал, что наивысшим критерием развития личности является способность к саморегуляции. П. Жанэ рассматривал саморегуляцию, как систему, которая осваивает социальные норм и ценности, как понимание внутренних требований, которые заставляют человека быть активным субъектом.
З. Фрейд так же уделял внимание саморегуляции и выделял «Я» как регулирующую инстанцию, которая участвует в осознании собственных желаний.
А. Адлер видел связь процессов регуляции с механизмами развития комплекса неполноценности. Автор рассматривал данный процесс, как патологический результат гипертрофированного чувства неполноценности. «Сверхкомпенсация» и «уход в болезнь» понимались им, как неудавшиеся способы саморегуляции, в основе которых лежит переживание и стремление «быть лучше других, быть не таким как другие», и как противоречащее сложившимся собственным нравственным ценностям нормам.
По мнению Г. Олпорта, ведущую роль в процессе саморегуляции играет система ценностей, которая и является своеобразной жизненной философией, которая обобщает и систематизирует опыт, и может придавать смысл поступкам человека.
В концепции логотерапии можно проследить, что В. Франкл специально выделяет смысловую регуляцию поведения. Под смысловой регуляцией поведения он подразумевает поиск и принятие того или иного смысла жизни, пронизывающее любое жизненное событие.
В отечественной психологии саморегуляция тесно связана с именем Л.
С. Выготского, как начало рассмотрения проблем. Л.С.Выготский отмечал необычный человеческий способ регуляции и видел саморегуляцию в явлении овладения собственным поведением.
Знаки понимались Л.С.Выготским, как искусственные стимулы-средства, сознательно вводимые в психологическую ситуацию и выполняющие функцию автостимуляции.
С. Л. Рубинштейн высший уровень саморегуляции связывал с появлением мировоззренческих чувств. Эти чувства он понимал, как осознание значимых отношений человека к миру, другим людям, к себе самому.
Выдающийся советский психолог А. Н. Леонтьев положил начало исследованию «связной системы личностных смыслов» концепцией, которая формулировалась, как межмотивационные отношения, которые характеризуют собой строение личности. А. Н. Леонтьев считал, что самым сильным регулятором жизненных процессов является «личностный смысл». Саморегуляция в этом тексте («личностных смыслов») понимается как особая деятельность, «внутренняя работа» или «внутреннее движение душевных сил», которая преобразует и направляет систему личностных смыслов.[6]
Идеи Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н.Леонтьева получили дальнейшее уточнение в концепции смысловых образований личности, где определение смысловых образований показаны, как целостная динамическая система, которая отражает взаимоотношения внутри пучка мотивов, реализующих то или иное отношение к миру, они порождаются и изменяются в деятельности, и выполняют в ней регулирующую роль.[11]
Принятие их в качестве ценностей — это ничто иное как направляющая роль смысловых образований. В настоящее время психологическая наука имеет значительные сведения о роли сознательной активности субъекта в профессиональной и интеллектуальной деятельности (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.), о сложной структуре саморегуляции, и адаптации ее механизмов (О. А. Конопкин, Б. Ф. Ломов и др.). Я. А.[6]