Технология критического мышления на уроках литературного чтения как средство формирования читательской грамотности младших школьников

Автор: Шафеева Наталия Григорьевна

Томаринский муниципальный округ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Пензенское

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение опыта

Технология критического мышления на уроках литературного чтения как средство формирования читательской грамотности

младших школьников

 

 

 

 

Выполнила:

Учитель начальных классов

  Шафеева Наталия Григорьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  с. Пензенское, 2025

«Технология критического мышления на уроках литературного чтения как средство формирования читательской грамотности

младших школьников »

В современном мире, где господствует Интернет, сотовая связь,
телевидение, компьютерные игры, когда ускоряется темп жизни, а поток информации становится неуправляемым и, очень часто, неподконтрольным (навязчивая реклама на каждом шагу, влияние социального окружения и др.), стремительно сокращается интерес к чтению, особенно у детей.

 Несмотря на обилие книг в магазинах и библиотеках, их
высококачественное оформление, детям зачастую интереснее бывает
посмотреть мультфильм или поиграть в игру на компьютере. Многое идет из
семьи: в силу большей занятости родителей на работе, времени,
затрачиваемого на поездки по городу, взрослым проще бывает открыть детям
доступ в Интернет через компьютер или телефон, чем читать книжки.

С.Я. Маршак говорил: «Основная задача взрослых – открыть в ребёнке талант читателя». Давайте ответим на вопрос: Умеют ли читать наши дети? Кажется, ответ на этот вопрос очевиден: конечно же, ДА! Просто читать написанное умеют. Но читать вдумчиво, оценивать качество и значимость текста, извлекать из текста нужную информацию может далеко не каждый ученик. Уметь читать и читать грамотно – не одно и то же. Вопрос о грамотном чтении остаётся в центре внимания.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».

Таким образом, тема читательской грамотности актуальна для решения проблемы качества обучения среди учащихся начальной школы, а также осознания того, что же нужно предпринять учителю, каким образом работать, чтобы изменить отношение учеников к чтению и всему процессу обучения. Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», продуктивно — важная задача.

С 1 сентября 2022 года в школах России начал действовать обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286. Особая роль в обновленных ФГОС отводится достижению метапредметных результатов, включающих такие умения, как овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.

В обновленном Федеральном государственном стандарте начального общего образования в качестве приоритетной цели выделяется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

Это значит, что формированию и развитию читательской грамотности учащихся необходимо уделять серьезное внимание, так как читательская грамотность рассматривается современными исследователями как ведущая способность XXI века.

Читательская грамотность является составной частью функциональной грамотности.

Функциональная грамотность подразумевает способность младших
школьников решать различные задачи, как в учёбе, так и в жизни, опираясь
на сформированные в процессе обучения предметные, метапредметные и
универсальные способы деятельности, владеть ключевыми компетенциями и
быть готовыми к жизни, деятельности и продолжению обучения в постоянно
меняющемся мире.

        А что же такое читательская грамотность? Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

 

Формировать читательскую грамотность можно и необходимо на любом уроке в начальной школе. Но больше возможностей учителю дается на уроках литературного чтения. Цель уроков литературного чтения в начальной школе состоит не только в обучении детей чтению художественной литературы, подготовке к её систематическому изучению в средней школе, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного.

В своём выступлении я хочу поделиться какие приёмы технологии развития критического мышления я использую на уроках литературного чтения.

Что такое критическое мышление?

Критическое мышление – это направленное мышление, отличающееся взвешенностью, логичностью, использованием таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата.

Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Технология  формирования у детей  правильной читательской деятельности представляет собой трёхступенчатый процесс целенаправленного осмысления:

 

 

1 этап — работа с текстом до чтения. Стадия Вызов Цель этапа –прогнозирование содержания текста. Главная задача учителя – вызвать у детей желание прочитать текст, создать мотивацию. Читая фамилию автора, заглавие произведения, рассматривая рисунки, иллюстрации,  работая с ключевыми словами, дети высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

На данном этапе работы с текстом стадии вызов я использую следующие приёмы критического  мышления

«Верите ли вы, что…»

Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

1.    Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением?

2.    Верите ли вы, что главным героем будет мальчик?

3.    Верите ли вы, что пословица помогает понять основную  мысль?

Таким образом, основная цель работы с текстом до чтения — развитие такого важнейшего читательского умения, как  а н т и ц и п а ц и я, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.

«Ассоциации»

Даёт возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию. Ребята высказывают предположения о содержании произведения, обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает. Ребята высказывают предположения о содержании произведения, обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает. Например, при изучении раздела «Люблю природу русскую» можно составить ассоциативную цепочку: таяние снега, тепло , ручьи, трава, солнце.

 

Например:

– Почему именно так называется произведение?

– Что может произойти в рассказе с таким названием?

 «Корзина идей» — это приём критического мышления, который используется на начальной стадии урока для актуализации опыта и знаний учащихся. Этот прием использую, когда идет актуализация имеющегося у детей опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что ученики знают или думают по обсуждаемой теме урока. На доске рисую значок корзины, в которой условно собираем все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

 «Дерево предсказаний» — приём критического мышления, который помогает развить навык прогнозирования и способность соотносить аргументы и факты. Листочки – прогноз, веточки – аргументы , обоснования, ствол – тема

Например:

Тема: М.Пришвин «Ребята и утята»

Предположения детей, как может закончиться рассказ:

  • ребята помогут утке с утятами
  • ребята продолжат закидывать шапками утку с утятами
  • ребята унесут утят и утку домой
  • утята и утка сами улетят от ребят
  • ребята возьмут утку с утятами и донесут их до озера
  • утка и утята нападут на ребят

2 этап — работа с текстом во время чтения. Стадия осмысления Цель этапа – понять текст и создать его читательскую интерпретацию (истолкование, оценку). Главная задача учителя – обеспечить полноценное восприятие текста детьми. Этот этап позволяет проверить предположения детей и через текст организовать «диалог с автором»: первичное чтение, понимание прочитанного после первичного прочтения, повторное чтение и уточняющие вопросы на понимание прочитанного.

На этапе осмысления я применяю такие приёмы как:

 

«Чтение с остановками»

Цели — управление процессом осмысле­ния текста во время его чтения, при первичном чтении

Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку пони­мания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

«Чтение про себя с вопросами»

Цель научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.

 

«Чтение про себя с пометками»

Цель — мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.

Данную стратегию чаще всего использую для работы со сложными научными текстами. Учащиеся  при чтении  делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.

«Ключевые слова». Это наиболее важные слова в тексте. Предлагаю ученикам подобрать в тексте «ключевые слова», которые являются наиболее важными или запоминающимися в изученном мате­риале. Например, пять.

Ученики должны обосновать свой выбор: в связи с чем они выбрали эти слова. Проводим  обсуждение. Очень важно, чтобы оно было. В ходе дискуссии идёт не только многократное оперативное повторение данного блока информации, но и рефлексия учащихся, их осмысление значения выдвинутых слов. Приёмы работы с ключевыми словами

— восстановление содержания текста по ключевым словам

— составление плана с опорой на ключевые слова

— создание собственного высказывания по ключевым словам, по плану

«Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление.

Так, например, предлагаю детям вспомнить пословицы, которые бы подошли к данному произведению. В конце урока дети выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль . (Глаза  страшатся, руки делают. Работа любит не молодца, а незалёжливого. Собирай  по  ягодке- наберёшь кузовок).

«Уголки» использование которого предполагается при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Суть данного приема

состоит в том, что класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, руководствуясь текстом и своим жизненным опытом, другая – отрицательных, обосновывая свое мнение цитатами. Например, в рассказах Осеевой «Волшебное слово», Почему» Учащиеся приводят доказательства положительных и отрицательных качеств мальчиков.

«Лови ошибку» позволяет не только проверить, внимательно ли вас слушают ученики, но и убедиться в том, что пройденный материал усвоен качественно. Расскажу об основных преимуществах этого метода, способах и примерах применения его на уроках. Намеренно допускаю ошибку в своем рассказе или записи на доске ( Это может быть нарушена последовательность событий). Задача учеников — найти и исправить ее. Можно предупреждать детей, что им предстоит «поймать ошибку», чтобы заранее привлечь их внимание. Слушая исправления, которые вносят ученики, сразу обнаружить пробелы в понимании сути вопроса (если таковые имеются)

Один из ребят читает, а остальные внимательно следят и если замечают ошибку делают пометки карандашом. Дальше идёт взаимоанализ прочитанного. Ребята исправляют ошибки,  указывают на причину этих ошибок, также дают советы для улучшения результата. Детям очень нравится этот приём. Каждый  ученик хочет поймать чужую ошибку и при этом сами стараются читать правильно. 

 «Верные и неверные утверждения» Учащимся предлагаются несколько утверждений по изучаемой теме, из которых дети, опираясь на собственный опыт, выбирают верные.

 

Использование этих и других приёмов помогает:

-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

-находить в тексте требуемую информацию;

-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;

-читать внимательно и вдумчиво.

 

3 этап – работа с текстом после чтения. Стадия рефлексия

На данном этапе необходимо обеспечить углубленное восприятие и понимание текста детьми.

        Для  формированию навыков читательской деятельности используются приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, что позволяет формировать у ученика способность к выполнению необходимых мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации.

 

Приёмы послетекстовой деятельности:

«Тайм-аут»

Цель — самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.

Дети задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, выносятся во­просы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.

 «Работа с вопросником» . Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт.

 

 «Синквейн» Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности. Структура : 1. Существительное (тема). 2. Два прилагательных (описание). 3. Три глагола (действие). 4. Фраза из четырех слов (описание). 5.Существительное (перефразировка темы)

«Кубик Блума» На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

 «Толстые и тонкие вопросы» — этот приём развивает умение задавать вопросы. Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ, основанный на фактах. Толстые вопросы — это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы, требующие обстоятельного, развёрнутого ответа. Рассмотрим данный приём, на примере изучения сказки К.И.Чуковского «Федорино горе».

     Вопросы предлагаются в таблице, В левой части таблицы, простые «тонкие» вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», а в правой части – «толстые» вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.

 

                  Тонкие? 

                          Толстые?

    – Кто главный герой?

    – Кого обидела Федора?

    – Куда ушла посуда?

  -Дайте объяснение, почему это 

произведение  называется «Федорино горе»?

  – Почему от Федоры убежала посуда?

  – Что Федоре  надо делать, чтобы  подобная 

ситуация не повторилась?

 

Прием «Кластер» – это один из методов технологии критического мышления, который стимулирует интеллектуальное развитие учеников. Он универсален и может применяться на любом этапе урока. Существуют различные кластеры

При использовании на уроках в начальной школе представленных в работе приемов технологии развития критического мышления у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

К приему «Знаю, узнал, хочу узнать» обращаюсь как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления

 

 «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Оформить  Читательский дневник,

 

творческое оформление книг, прочитанных летом. Иллюстрации к произведениям.

 

Также провожу следующую работу с текстом:

— сравнительный анализ произведений на заданную тему

— составление плана, характертстики героя, отзыв

— работа со средствами художественной выразительности

— словарная работа

Все перечисленные мною приёмы технологии критического мышления помогают развивать и формировать читательскую грамотность у детей, умение сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы. Я использую их на уроках с учётом возрастных особенностей детей, темы, целей и задач урока.

Результатом работы считаю – повышение качества знаний, стремление к

чтению, умение применять приемы анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать.

 

При проверке техники чтения у детей во 2 классе за 1 полугодие были выявлены результаты:

Справляются – 86 % учащихся

Правильно читают -75% учащихся

Эмоционально читают – 58 % учащихся

 

Грамотное чтение заключается в том, что кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда будет читателем. Помочь ребёнку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых, задача всех, кто верит в силу чтения.

 

 

 

 

Список литературы

1.    Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. — 2020. — С. 49-51.

2.    Дьякова, Е. А. Развитие грамотности чтения как компонента функциональной грамотности в школе / Е. А. Дьякова ; под общей редакцией Н. С. Болотновой // Русская речевая культура и текст : материалы XI Международной научной конференции. — 2020. — С. 250-255

3.    Игнатьева, Е. Ю. Метапредметный потенциал учебного текста: актуализация в основной школе / Е. Ю. Игнатьева, С. В. Дмитриева // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2020. — № 1 (94). — С. 162-172.

4.    Кириллова, О.А. Кейс-технология как средство развития функционально-графической грамотности учащихся / О. А. Кириллова, М. Ю. Пермякова // Мир науки, культуры, образования. — 2019. — № 1 (74). — С. 246-248.

5.    Козлова, М.И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования / М. И. Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса.- Петрозаводск, 2020. — С. 116-125.

6.    Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. — 2012. — № 6

7.    Лысова, О.В.Особенности формирования рефлексии российских школьников в свете функциональной грамотности и стандартов XXI века / О. В. Лысова, А. Ш. Абдуллина, Л.К. Нуримхаметова // . — 2020. — Т. 3. — № 2. — С. 22-27.

 

 

×
×