Технология продуктивного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Автор: Галина Анатольевна Мордакина

«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот,

 кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться»

 

                                                                                                                                                                                                                         Э.Тоффлер

— Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня на нашем мастер – классе хотелось бы поговорить о том, «Как заинтересовать ребёнка чтением? Как воспитать книголюбов?» и найти пути решения этой проблемы.

        

         Цель современной системы образования вырастить функционально грамотную личность, которая способна самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом. Именно эта способность позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире, включаться в существующие и творить новые виды деятельности и формы общения с другими людьми.

 

         Школьная практика подтверждает, что в досуге сегодняшнего ребёнка чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к литературе заметно снижается. 

        

         Почему современные дети не любят читать? Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникает из-за неумения ученика понимать прочитанное.

 

Сформировать сознательного читателя-ребенка – совсем непростая задача, стоящая перед начальной школой. Но прежде чем книга «заговорит» с ребенком, он должен «оценить» её. А этому в первую очередь способствует технология продуктивного чтения, которая приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.

 

         Тема нашего мастер-класса «Технология продуктивного чтения на уроках в начальной школе».

 — Что такое ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ?

 

         Технология продуктивного чтения – это природосообразная (в своей деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка, согласования всего педагогического процесса не только с возможностями самого ребенка на определенных этапах его развития, но и с природой, в которой он живет, ее изменениями) образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

 

         Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника.

     Основными приёмами работы с текстом в данной технологии являются комментированное чтение и диалог с автором.  А всю работу можно разделить на три этапа.

 

I этап. Работа с текстом до чтения

II этап. Работа с текстом во время чтения

III этап. Работа с текстом после чтения

 

         Iэтап. Работа с текстом до чтения.       

Цель —   прогнозирование будущего чтения.

Именно на этом этапе должна быть определена смысловая и тематическая направленность текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на детский читательский опыт.

Давайте отработаем этот этап на примере: предположите, о чём будет текст

·        Предугадывание  содержания  рассказа  по  фамилии,  имени автора – много рассказов о детях или о детстве.

·        Предугадывание содержания рассказа по его названию – речь пойдет об оценках.

·        Предугадывает содержание рассказа по иллюстрации – главные герои – любители животных или природы.

·        Предугадывание  содержания  рассказа  по  группе  ключевых слов (школьники, учительница, собачонка, обижали)–школьники обижали собачку, а учительница их отругала.

 

         Данный приём акцентирует внимание на названии, помогая понять, что в художественном произведении нет ничего лишнего и название может намекнуть на сюжет, определить тему и основную мысль рассказа.  Ребёнок забегает мыслью вперёд и превращается в соавтора.Прогноз сюжета незнакомого текста повышает интерес к чтению: всегда хочется проверить прав ли я.

 

         На этапе «Работы с текстом во время чтения» решается другая задача: обеспечить полноценное восприятие текста.

 

Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением В.Ю Драгунского «Что любит Мишка», 4 класс «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий.

 

 — Читаем текст вслух по частям. Проверьте свои предположения. (Приложение 1)

—  Совпали ли ваши предположения о теме произведения, героях, развитии действий?

 

1.     Один из приемов работы на этом этапе «Чтение вслух с остановками».

После прочтения каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий, если того требует текст.. Например,

ü Чтение текста до слов «Тут он посмотрел на меня внимательно и сказал…»

— Как вы думаете, чем отличается «просто песенка» от музыки?

ü После 2-й остановки –чтение до слов: «Тут в разговор вмешался Мишка».

    — Что значит в вашем понимании выражение «целый мир»?

ü После 3-й остановки – чтение до слов: «Первый не выдержал Борис Сергеевич».

 — Чего друг от друга молча ждали Мишка и Борис Сергеевич?

 — Какой недостаток Мишки показал в своём рассказе Драгунский?

Словарная работа (по ходу чтения):

ü    Что означает слово кавалерист(кавалерист – военнослужащий кавалерии, опытный наездник).

ü    Что означает слово зельц? (Зельц – варёное прессованное колбасное изделие в оболочке или банке из свиного мяса, шпика, а так же языков, печени и других субпродуктов, немецкая разновидность холодца).

ü    Объясните, как вы понимаете выражение «Мишка поёрзал на подоконнике…» (беспокойно двигаться в разные стороны на одном месье, беспокойно сидеть).

 

         На данном этапе пока нет анализа текста в полном смысле слова. Это первое чтениеи оно осуществляется на диалоговом уроке путем постепенного «погружения» в текст, в процессе «разговора с текстом».

         Дети должны учиться самостоятельно находить скрытые в тексте вопросы, делать остановки в чтении, когда появляются возможности для прогнозирования дальнейшего содержания.

         III этап. Работа с текстом после чтения рефлексивное чтение

         Главная задача – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста на уровне концептуальной информации.

        

         Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

         Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

         Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

         Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

ü Подтвердились ли наши предположения?

ü Какой жанр произведения представлен: басня, рассказ или сказка? (Рассказ, т. к. это небольшое по объёму произведение. Содержащее 3 действующих лица, имеющее одну сюжетную линию.)

ü Прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль? (Получается, что Дениска любит целый мир, а Мишка целый продуктовый магазин.)

ü Что узнали, прочитав текст? (что нужно быть всесторонне развитой личностью, не всегда нужно думать о еде, надо развивать свой внутренний мир).

ü Кого осуждает автор? (Мишку)

ü Составим модель – описание героев рассказа.

Работа в группах.

1 группа – Дениска. Какой он?

2 группа – Мишка. Какой он?

ü Проверим ваши работы

ü (На данном этапе урока можно использовать чтение произведения по ролям)

Прочитаем вслух по ролям.

ü Как будем читать за учителя Бориса Сергеевича? (Сначала весело, затем серьёзно, строго, удивлённо, назидательно).

ü А за Дениску? (увлечённо, с интересом)

ü А как прочитаем слова Автора? (Слова Автора надо прочитать спокойным голосом)

ü А за Мишку? (сначала обиженно, затем торопливо, устало)

ü Важны ли эмоции? (конечно, чтобы передать состояние героев и отношение автора)

 

Практическая работа (Приложение)

— Установите правильный порядок действий учителя при организации работы учеников с художественным текстом (проставьте буквы в графе «Порядок»)

Технология продуктивного чтения

Цель: учим самостоятельно понимать текст.

Средство – приёмы освоения текста до чтения, во время чтения, после чтения.

Традиционный урок

Продуктивное чтение

До чтения.

Учитель готовит к восприятию текста, например: «Сейчас я расскажу вам о писателе…» или «Сегодня узнаем о…»

До чтения.

Ученики прогнозируют содержание текста: «предположите, о чём этот текст по его названию…. А иллюстрация подтверждает это?» Возникает мотивация к чтению.

Во время чтения.

Учитель сам читает вслух, дети слушают.

Во время чтения.

«Читаем и ведём диалог с автором: задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту». Возникает читательская интерпретация.

После чтения.

Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданиям учителя.

После чтения.

Беседуем, уточняем позицию автора.

 

— Какие универсальные учебные действия формировались на разных этапах работы над текстом?

Формирование УУД

До чтения

Во время чтения

После чтения

1.Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

5. Слушать и понимать речь других.

1. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

2. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

3. Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

4. Ориентироваться в учебнике.

5. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

6. Выразительно читать и пересказывать текст.

7. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

1. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

2. Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

3. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

4. Учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли.

5. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 

Достоинства технологии продуктивного чтения:

ü применима самостоятельно вне урока

ü возрастосообразна и доступна

ü  ориентирована на развитие личности читателя

ü развивает умение прогнозировать результаты чтения

ü способствует достижению понимания на уровне смысла

 

         Трудно вырастить интеллектуала с богатым внутренним миром и прекрасной душой, но мы уверены, что благодаря знаниям, опыту, житейской мудрости, Вам это удаётся делать. Надеемся, что наш мастер-класс немного Вам в этом поможет.

×
×