Автор: Андреева Софья Сергеевна
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тамбовское областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Педагогический колледж г. Тамбова»
сборник заданий по технологии развития критического мышления для повышения уровня учебной мотивации обучающихся на уроках литературного чтения
«Колесо баланса»
Автор-составитель:
Андреева Софья Сергеевна
Тамбов
2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Технология развития критического мышления является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки владения открытыми источниками информации и научиться применять эти навыки.
Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни: умение принимать обоснованные решения, работать с информацией и анализировать различные аспекты явлений.
Базовыми философскими аспектами технологии РКМ являются идея открытого общества и современное понимание культуры, предполагающее активность её субъектов, актуальность взаимодействий между ними и существование различных мировоззрений при отсутствии единой, жёстко заданной нормы восприятия и поведения.
Цель сборника заданий по технологии развития критического мышления для повышения уровня учебной мотивации младших школьников на уроках литературного чтения – сделать процесс обучения интерактивным и увлекательным, а также способствовать формированию у учащихся интереса к чтению, навыков анализа и интерпретации текста, критического мышления и умения формулировать собственные мысли и выводы.
Задачи:
– Развить интерес к чтению через использование приёмов ТРКМ, которые делают процесс обучения более интерактивным и увлекательным.
– Способствовать формированию навыков анализа и интерпретации текста, что поможет учащимся глубже понять содержание произведений.
– Стимулировать критическое мышление и умение формулировать собственные мысли и выводы на основе прочитанного.
– Развить умение работать с различными видами текстов (художественные, научно-популярные и др.) и извлекать из них необходимую информацию.
Сборник заданий по технологии развития критического мышления «Колесо баланса» ориентирован на учащихся 2-4 классов.
Сборник включает в себя инструкции к применению конкретных заданий, их цели и примеры использования на уроках литературного чтения.
1. Таблица ПМИ.
Цель: закрепить полученные знания, трансформировать первоначальные представления об изучаемом материале, целостно осмыслить новую информацию, интегрировать её в систему существующих знаний.
Инструкция к применению:
1. Изготовление шаблона таблицы ПМИ.
2. Заполнение таблицы по содержанию изучаемого произведения.
3. Обсуждение положительных аспектов (Плюс). Попросите учащихся перечислить и кратко описать положительные моменты в произведении, например:
— какие персонажи им понравились и почему;
— какие сюжетные линии вызывают положительные эмоции;
— какие идеи или темы представлены в произведении и как они могут быть позитивными.
4. Обсуждение отрицательных аспектов (Минус). Попросите учащихся и кратко описать отрицательные моменты в произведении, например:
— какие персонажи или события вызывают негативные эмоции;
— какие сюжетные линии могут быть сложными для понимания или неприятными;
— какие идеи или темы могут быть спорными или негативными.
5. Обсуждение интересных аспектов (Интересно). Попросите учащихся перечислить и кратко описать, что в произведении их заинтересовало, например:
— неожиданные повороты сюжета;
— интересные персонажи и их развитие;
— темы и идеи, которые вызывают вопросы или размышления.
6. Групповая работа или обсуждение. Разделите класс на группы и попросите каждую группу обсудить и кратко представить свои выводы по каждой колонке. Это поможет учащимся увидеть разные точки зрения и развить навыки аргументации.
7. Обобщение и выводы. После обсуждения в группах попросите учащихся сделать обобщающие выводы о произведении на основе таблицы ПМИ. Это поможет им лучше понять и запомнить содержание и основные идеи произведения.
8. Рефлексия. Попросите учащихся поделиться своими мыслями и впечатлениями о работе с таблицей ПМИ. Это поможет понять, насколько эффективно этот метод работает для анализа литературных произведений.
В качестве примера можно привести использование приёма на уроке литературного чтения по теме «О наших близких, о семье». У каждого обучающегося получается индивидуальный результат заполнения представленной таблицы. Дальнейшее обсуждение позволит ученикам не только поделиться своим мнением о тех или иных деталях книги, но и посмотреть на них с другой точки зрения.
2. Приём «шести шляп».
Цель: развитие у учащихся многогранного и всестороннего понимания литературных произведений. Метод помогает ученикам рассмотреть текст с разных точек зрения, развить критическое и творческое мышление, а также научиться выражать мысли и аргументировать свою позицию.
Инструкция к применению:
Надевая шляпу определённого цвета (буквально или мысленно), учащийся играет определённую роль, которая ей соответствует, смотрит на себя со стороны, смотрит на проблему с определённой точки зрения. Меняя шляпы, человек меняет роли, ракурс рассмотрения вопроса.
1. Белая шляпа (факты и информация).
Ученики собирают и анализируют факты, связанные с произведением. Например, факты о жизни автора, исторические события, которые могли повлиять на создание произведения, и т.д.
2. Жёлтая шляпа (позитивное мышление).
Ученики ищут положительные аспекты произведения, его сильные стороны, положительные черты героев, положительные моменты в сюжете.
3. Чёрная шляпа (критическое мышление).
Ученики анализируют слабые стороны произведения, отрицательные черты героев, возможные негативные последствия событий.
4. Красная шляпа (эмоции).
Ученики выражают свои эмоции и чувства, вызванные произведением. Например, какие эмоции вызывает у них описание природы, поведение героев, развитие сюжета.
5. Зелёная шляпа (креативность).
Ученики предлагают свои идеи и варианты развития сюжета, альтернативные концовки, а также могут создавать собственные интерпретации произведения.
6. Синяя шляпа (управление процессом).
Ученики подводят итоги обсуждения, делают выводы, определяют дальнейшие действия (например, написать эссе, подготовить презентацию, нарисовать иллюстрации к произведению).
Пример использования:
При изучении произведения А.И.Введенского «Учёный Петя».
– Белая шляпа: ученики изучают биографию А.И.Введенского и узнают об историческом контексте, в котором написано произведение «Учёный Петя». Они собирают факты о сюжете, героях и основных событиях стихотворения.
– Жёлтая шляпа: ребята выделяют положительные аспекты произведения, например, юмор и игру слов. Они отмечают, что стихотворение может научить не стесняться проявлять свои знания и одновременно показать важность того, чтобы эти знания были осмысленными.
– Чёрная шляпа: ученики анализируют возможные недостатки произведения, например, упрощённость языка или поверхностное раскрытие некоторых тем. Они могут обсудить, как некоторые элементы могут быть восприняты их сверстниками неправильно или как могут повлиять на формирование их представлений об учёности и образовании.
– Красная шляпа: ученики выражают свои эмоции и интуитивные ощущения от прочтения стихотворения. Они делятся, какие строки или ситуации вызвали у них улыбку, удивление или другие чувства.
– Зелёная шляпа: ученики предлагают нестандартные интерпретации стихотворения, например, рассматривают его как сатиру на некоторые аспекты образования. Они могут придумать альтернативные концовки или развить сюжет в другом направлении.
– Синяя шляпа: ученики планируют и организуют свою работу при анализе стихотворения, например, распределяют задачи между собой для более глубокого изучения отдельных аспектов произведения. В конце урока они подводят итоги, обобщая полученные знания и впечатления.
3. Понятийно-терминологическая карта. Приём «Толстые и тонкие вопросы».
Цель: развитие аналитического мышления у учащихся, умения анализировать текст, понимать его глубинный смысл и формулировать обоснованные ответы на вопросы, требующие глубокого осмысления прочитанного.
Инструкция к применению:
1. Подготовка к чтению произведения.
Составьте понятийно-терминологическую карту, включив в неё ключевые понятия и термины, которые встретятся в тексте. Объясните ученикам значения этих понятий и терминов перед началом чтения.
2. Чтение произведения.
Во время чтения задавайте ученикам «тонкие вопросы» для проверки понимания текста на базовом уровне. Например: «Кто является главным героем?», «Где происходит действие?». Обратите внимание на реакцию учеников и скорректируйте процесс чтения и объяснения в зависимости от уровня понимания.
3. Анализ произведения.
После чтения предложите ученикам ответить на «толстые вопросы», требующие развёрнутого ответа и анализа. Например: «Какие черты характера героя можно назвать основными и как они проявляются в сюжете?». Поощряйте учеников высказывать свои мысли и предположения, стимулируя критическое мышление.
4. Обсуждение и дискуссии.
Организуйте обсуждение, задавая вопросы разных уровней сложности. Например, попросите учеников поделиться своими мыслями о символике в произведении или о том, как автор относится к событиям и персонажам. Поддерживайте активное участие всех учеников в дискуссии, поощряя их задавать вопросы и высказывать свои идеи.
5. Использование карты и вопросов для подготовки к сочинению или проекту.
Предложите ученикам использовать понятийно-терминологическую карту и ответы на «толстые вопросы» для подготовки к написанию сочинения или выполнению проекта. Помогите ученикам структурировать свои мысли и идеи, используя информацию из карты и ответы на вопросы.
6. Оценка и рефлексия.
Проанализируйте, насколько хорошо ученики усвоили информацию и научились анализировать текст. Поощряйте рефлексию, задавая вопросы о том, что было наиболее интересным или сложным в процессе работы с понятийно-терминологической картой и вопросами.
Пример применения:
При изучении произведения Э. Н. Успенского «Над нашей квартирой».
«Тонкие» вопросы (самостоятельно составленные детьми):
– Кто живёт над квартирой главного героя в рассказе Э. Н. Успенского «Над нашей квартирой»?
– Какие звуки издаёт петух, живущий наверху?
– Кто ещё, кроме петуха, живёт в квартире сверху?
– Как называется рассказ Э. Н. Успенского, который мы прочитали?
«Толстые» вопросы формулировались при помощи учителя и подсказок на доске. Примеры:
– Как вы думаете, почему автор решил рассказать именно о соседях сверху?
– Какие чувства мог испытывать герой рассказа, когда слышал звуки из квартиры сверху?
– Как вы считаете, что хотел сказать автор этим рассказом? Чему он может научить читателей?
– Если бы вы могли поговорить с автором, какие вопросы вы бы ему задали по поводу этого рассказа?
4. Приём «понятийное колесо».
Цель: выявить и наглядно представить ключевые понятия, связанные с анализируемым объектом; установить взаимосвязи между этими понятиями; расширить и углубить понимание произведения; стимулировать критическое мышление и творческую активность учащихся.
Инструкция к примению:
1. Выберите ключевое понятие: это может быть главный герой, основная тема или проблема, с которой сталкиваются персонажи. Например, если вы читаете сказку о дружбе, ключевым понятием может быть «дружба».
2. Напишите ключевое понятие в центре листа или доски: это будет центром вашего «понятийного колеса».
3. Сформулируйте понятия, связанные с выбранным: например, если ключевое понятие — «дружба», можно написать такие понятия, как «доверие», «помощь», «предательство», «взаимопонимание».
4. Разместите связанные понятия вокруг ключевого: нарисуйте круги или напишите слова вокруг центрального понятия. Это поможет визуализировать связи между различными аспектами произведения.
5. Обсудите каждое понятие с учениками: попросите их объяснить, почему это понятие связано с ключевым, как оно проявляется в произведении. Это поможет углубить понимание текста и его основных идей.
6. Задайте вопросы для анализа: например, «Как дружба влияет на развитие сюжета?», «Какие примеры дружбы вы можете найти в произведении?» Это поможет ученикам применить полученные знания на практике и развить навыки критического мышления.
7. Проведите групповую работу: разделите класс на группы и попросите каждую группу обсудить одно из связанных понятий и привести примеры из текста. Это способствует активному участию всех учеников и обмену идеями.
Пример применения:
Приём использовался при изучении произведения Э. Н. Успенского «Чебурашка». Для этого ученикам было дано задание самостоятельно составить список слов и понятий, связанных с изучаемым текстом. Как пример можно использовать: Чебурашка, крокодил Гена, Шапокляк, дружба, доверие, зверёк, магазин, приключения, игрушки, удивление. Можно использовать и другие понятия, которые возникают при прочтении или обсуждении произведения (упомянуть элементы сюжета, характерные черты персонажей, их взаимоотношения и т.д.).
После составления списка необходимо нарисовать колесо, в центре которого будет написано «Чебурашка», а вокруг – перечисленные понятия.
5. Приём «Фишбоун».
Цель: помочь ученикам проанализировать и структурировать информацию о произведении, выявить причинно-следственные связи между событиями, поступками героев и их мотивами.
Инструкция к применению:
1. Определение проблемы или вопроса.
Учитель формулирует основной вопрос или проблему, которую необходимо рассмотреть при анализе произведения. Например, это может быть вопрос о характере главного героя, основной теме или идее произведения.
2. Запись вопроса в «голову рыбы».
Основной вопрос или проблема записываются в верхней части схемы, которая выглядит как рыбий скелет.
3. Выявление причин или факторов.
Ученики предлагают причины или факторы, которые привели к возникновению проблемы или ситуации в произведении. Эти факторы записываются в «косточки» на «позвоночнике» схемы. Например, если анализируется характер героя, то можно выделить черты характера, которые влияют на его поступки.
4. Анализ последствий или решений.
Ученики анализируют, какие последствия или решения возникли в результате действий персонажей или событий в произведении. Эти последствия или решения записываются в «нижние косточки» на «позвоночнике» схемы.
5. Обсуждение и выводы.
После заполнения схемы ученики обсуждают полученные результаты, делают выводы и формулируют ответы на поставленные вопросы.
6. Визуализация.
Схема «Фишбоун» может быть оформлена на доске, на листе бумаги или в цифровом формате. Это помогает наглядно представить информацию и облегчает её восприятие.
Пример использования:
При изучении темы «Выделение главной мысли (идеи) рассказа В.Ю.Драгунского «Тайное становится явным». С его помощью на уроке можно:
– Определить главную проблему или основной вопрос, который затрагивается в произведении (например, почему важно говорить правду и не обманывать).
– Выявить причины поступков главного героя и последствия этих поступков для развития сюжета.
– Проанализировать характерные черты главного героя и то, как они влияют на его решения и поступки.
– Выявить ключевые события и моменты развития сюжета, которые помогают понять главную мысль рассказа.
– Сформулировать выводы о значении произведения для читателя, его основных идеях и уроках, которые можно извлечь из чтения.
6. Приём «Инсерт».
Цель: стимулировать активное взаимодействие с текстом во время чтения, научить детей выделять ключевые моменты, основные идеи и детали, помочь анализировать и оценивать информацию, формулировать свои мысли и вопросы, облегчить запоминание и понимание содержания произведения, сделать процесс чтения более интерактивным и увлекательным, научить детей эффективно работать с информацией, структурировать её и использовать для ответа на вопросы.
Инструкция к применению:
1. Объясните учащимся правила работы с текстом. Расскажите, что они должны делать во время чтения:
— отмечать знаком «+» информацию, которая уже была известна;
— отмечать знаком «–» информацию, которая противоречит их представлениям;
— отмечать знаком «?» информацию, которая вызывает вопросы или требует дополнительной информации;
— отмечать знаком «!» информацию, которая показалась особенно важной или интересной.
2. Прочитайте текст вместе с учащимися. Во время чтения учащиеся делают пометки в тексте, используя выбранные знаки.
3. Обсудите результаты работы. После прочтения текста проведите обсуждение, в ходе которого учащиеся делятся своими впечатлениями и мыслями. Попросите их объяснить, почему они поставили тот или иной знак.
4. Закрепите полученные знания. Попросите учащихся ответить на вопросы по тексту, выполнить задания на понимание прочитанного или обсудить с партнёром по парте свои мысли и впечатления.
5. Организуйте работу с информацией. Учащиеся могут создать таблицу или схему, в которой систематизируют информацию из текста. Это поможет им лучше запомнить содержание и выделить основные идеи.
В качестве примера можно привести удачное использование приёма на уроке литературного чтения при изучении произведения Д.И.Хармса «Врун»
7. Синквейн.
Цель: развитие речи учащихся, умение кратко и ёмко выражать свои мысли, а также формирование эмоционального восприятия и анализа прочитанного.
1. Введение в тему: перед чтением произведения кратко обсудите с учениками основные понятия или темы, которые будут затронуты в тексте.
2. Объяснение структуры синквейна: расскажите ученикам о правилах составления синквейна: это короткая форма не рифмованного стихотворения из пяти строк, где каждая строка раскрывает определённый аспект темы.
3. Составление синквейна до чтения: попросите учеников составить синквейн, отражающий их предварительные мысли и ассоциации по теме произведения. Это поможет выявить их предварительные знания и ожидания.
4. Чтение произведения: после прочтения произведения попросите учеников составить новый синквейн, отражающий их впечатления и понимание текста.
5. Обсуждение синквейнов: организуйте обсуждение, в ходе которого ученики поделятся своими синквейнами и объяснят свой выбор слов и фраз. Это поможет выявить различные интерпретации текста и углубить понимание произведения.
6. Сравнение синквейнов: попросите учеников сравнить свои первоначальные синквейны с теми, что они составили после чтения. Обсудите, как изменилось их восприятие темы.
7. Использование синквейнов для анализа персонажей: попросите учеников составить синквейн, описывающий главного героя или второстепенных персонажей. Это поможет ученикам лучше понять характеры и мотивы персонажей.
8. Творческое применение: предложите ученикам использовать синквейн для выражения своих эмоций и впечатлений от прочитанного, а также для создания краткого пересказа сюжета.
9. Оценка и рефлексия: используйте синквейны как инструмент для оценки понимания учениками текста и их способности выразить свои мысли кратко и точно. Обсудите с учениками, что они узнали нового и как изменилось их восприятие после чтения произведения.
10. Интеграция с другими заданиями: включите составление синквейнов в более широкие задания по анализу текста, например, при подготовке к написанию эссе или обсуждении проблемных вопросов.
Структура синквейна предполагает следующую последовательность:
Первая строка определяет тему одним существительным, что позволяет установить центральный объект рефлексии.
Вторая строка уточняет тему двумя прилагательными, обеспечивая более детальное описание.
Третья строка описывает действия или характеристики объекта тремя глаголами, углубляя понимание его сути.
Четвертая строка представляет собой короткую фразу из четырех слов, выражающую личное отношение или оценку.
Пятая строка резюмирует тему одним словом, но на более высоком уровне абстракции или эмоционального восприятия.
Примеры использования на уроке литературного чтения при изучении сказки «Как Джек ходил счастье искать»:
– Джек.
Любопытный, смелый.
Ищет, путешествует, находит.
Герой отправляется на поиски счастья.
Путешественник.
– Счастье.
Большое, далёкое.
Искать, мечтать, находить.
Счастье – цель Джека.
Мечта.
– История.
Интересная, поучительная.
Рассказывает, учит, вдохновляет.
История о Джеке и его поисках.
Сказка.
8. Чтение с остановками.
Цель: это развитие навыков осмысленного чтения, понимания текста и прогнозирования его дальнейшего развития.
1. Предварительная работа с текстом. Определите ключевые моменты и сложные для понимания места в тексте. Подготовьте вопросы, которые помогут ученикам сосредоточиться на основных идеях и деталях.
2. Чтение текста. Разделите текст на смысловые части. Читайте текст вслух, делая остановки в заранее определённых местах.
3. Обсуждение после каждой остановки. Задайте вопросы, которые помогут ученикам понять смысл прочитанного. Попросите учеников высказать свои мысли и предположения о дальнейшем развитии сюжета. Обсудите характеры героев, их поступки и мотивы. Ученики могут поделиться своими эмоциями и впечатлениями от прочитанного.
4. Анализ текста. После прочтения всего текста проведите общий анализ: обсудите основные темы, идеи и проблемы, поднятые в произведении. Попросите учеников выразить своё отношение к прочитанному.
5. Повторное чтение. В некоторых случаях может быть полезно вернуться к определённым частям текста и перечитать их для более глубокого понимания.
6. Использование приёма на разных этапах урока. Метод чтения с остановками можно использовать не только при первичном знакомстве с текстом, но и при повторном обращении к произведению для более глубокого анализа.
Примеры вопросов для обсуждения:
Что вы думаете о поступке героя?
Как вы думаете, что произойдёт дальше?
Какие детали в описании места действия важны для понимания сюжета?
Какие чувства вызывает у вас этот текст?
Пример использования при изучении сказки братьев Гримм «Бременские музыканты» по плану:
– Первая остановка. Читаем первый абзац сказки, где рассказывается о том, как осёл, собака, кот и петух оказались одни в лесу. Учитель обсуждает с детьми, что они узнали из прочитанного. Например, можно спросить: «Кто главные герои? Почему они оказались в лесу?». Учитель задаёт вопросы: «Что вы заметили? Какие чувства у вас возникли? Как вы думаете, что произойдёт дальше?» Дети могут поделиться своими мыслями и предположениями.
– Вторая остановка. Учитель читает следующую часть сказки, где герои решают объединиться и отправиться в Бремен, чтобы найти работу. Учитель обсуждает ключевые моменты и персонажей. Например, можно спросить: «Почему герои решили объединиться? Как это влияет на сюжет?». Учитель задаёт вопросы: «Почему герои поступили так? Как вы думаете, что будет дальше?» Дети могут обсудить мотивы героев и предположить дальнейшее развитие сюжета.
– Третья остановка. Учитель читает часть сказки, где герои достигают Бременских ворот и своим необычным видом пугают стражников. Обсуждается, как действия героев влияют на сюжет и какие эмоции вызывает у детей этот момент. Вопросы могут быть такими: «Что вы думаете о поступке героев? Как бы вы поступили на их месте? Чему нас учит эта часть сказки?» Дети могут поразмышлять о том, как важно быть смелыми и не сдаваться в трудных ситуациях.
– Четвёртая остановка. Учитель читает кульминацию сказки, где герои, благодаря своей находчивости, получают признание и работу. Обсуждаются уроки, которые можно извлечь из действий персонажей. Например, как дружба и взаимопомощь помогают преодолеть трудности. Вопросы могут быть такими: «Чему нас учит эта часть сказки? Какие качества героев вам понравились?»
– Заключение. После прочтения всей сказки учитель обсуждает с детьми основные идеи и уроки, которые они извлекли из сказки. Например, можно спросить: «Какие уроки мы можем извлечь из этой сказки? Что мы узнали о дружбе и взаимопомощи?». Учитель просит детей поделиться своими впечатлениями и эмоциями. Например, можно спросить: «Что вам больше всего понравилось в сказке? Какие моменты вас тронули?». Можно также обсудить, какие персонажи им больше всего понравились и почему. Например, учитель может спросить: «Какой персонаж вам больше всего запомнился? Почему?».
9. Разбивка на кластеры.
Цель: структурирование информации, улучшение понимания текста, развитие критического мышления, активное участие в уроке, визуализация информации, поддержка групповой работы, обобщение и повторение материала.
Инструкция к применению:
1. Определение ключевых понятий: учитель вместе с учениками выделяет основные понятия и идеи, которые встречаются в произведении. Например, в басне это могут быть мораль, персонажи, их поступки и т. д.
2. Разбивка на кластеры:
— Ученики делятся на группы или работают индивидуально.
— Каждая группа или ученик получает задание выделить определённые ключевые понятия и сгруппировать их по смыслу.
— На доске или на листе бумаги ученики рисуют схему, где в центре находится основное понятие, а вокруг него — связанные с ним идеи.
— Например, в стихотворении можно выделить кластеры, посвящённые настроению, образам, конфликтам, темам и т. д.
3. Обсуждение и анализ:
— Группы или ученики представляют свои кластеры классу.
— Происходит обсуждение, в ходе которого ученики объясняют свой выбор и аргументируют свои решения.
— Учитель задаёт вопросы, которые помогают глубже понять произведение и его элементы.
5. Выводы:
— На основе обсуждения ученики делают выводы о том, как ключевые понятия связаны друг с другом и как они помогают понять произведение в целом.
— Учитель подводит итоги и помогает ученикам обобщить полученные знания.
Кластеры могут быть посвящены:
— персонажам и их характеристикам;
— событиям и конфликтам;
— темам и идеям;
— настроениям и эмоциям;
— художественным средствам и приёмам.
Пример использования:
– Кластер «Герои сказки»: в центре записывается название сказки, а вокруг – имена главных и второстепенных персонажей. Ученики могут обсудить, какие черты характера есть у каждого героя, и как они влияют на сюжет.
– Кластер «События сказки»: в центре – название сказки, а вокруг – ключевые события или эпизоды. Ученики могут определить последовательность событий, выделить завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.
– Кластер «Темы и идеи сказки»: в центре – название сказки, а вокруг – основные темы и идеи, которые поднимаются в произведении (например, дружба, взаимопомощь, преодоление трудностей). Ученики могут обсудить, как эти темы раскрываются через героев и события.
– Кластер «Характеристика героев и их поступки»: в центре – герой, а вокруг – его основные поступки и черты характера. Ученики могут анализировать, как поступки героев влияют на развитие сюжета и на их взаимоотношения.
– Кластер «Чему нас учит сказка»: в центре – название сказки, а вокруг – выводы и уроки, которые можно извлечь из произведения. Ученики могут сформулировать свои мысли о том, какие ценности и мораль содержатся в сказке.
10. Конспект.
Цель: помочь ученикам лучше усвоить и запомнить содержание прочитанных произведений, выделить основные события и персонажей, а также структурировать информацию.
Инструкция к применению:
1. Введение и объяснение темы урока. Перед чтением произведения кратко расскажите о жизни и творчестве автора, историческом контексте или особенностях жанра произведения. Это поможет ученикам лучше понять материал.
2. Составление конспекта. Предложите ученикам создать конспект основных моментов произведения. Это может быть краткое описание сюжета, характеристики главных героев, ключевые события и идеи. Используйте ключевые слова и фразы для записи.
3. Чтение произведения. Прочитайте произведение вслух или дайте возможность ученикам прочитать самостоятельно. Во время чтения ученики могут делать пометки в конспекте.
4. Обсуждение и анализ. После прочтения проведите обсуждение, в ходе которого ученики могут поделиться своими впечатлениями, задать вопросы и высказать предположения. Используйте конспект для структурирования обсуждения.
5. Выделение основных идей. Попросите учеников выделить основные идеи и темы произведения в конспекте. Это поможет им лучше понять и запомнить материал.
6. Работа с цитатами. Ученики могут выписать в конспект наиболее яркие цитаты из произведения, которые помогут им лучше понять характеры героев и основные идеи.
7. Творческие задания. Используйте конспект для выполнения творческих заданий, например, написания краткого пересказа, сочинения на основе произведения или создания иллюстраций.
8. Повторение и закрепление. Перед контрольной работой или тестом по произведению предложите ученикам повторить конспект, чтобы систематизировать знания.
9. Проверка понимания. В конце урока проверьте, насколько хорошо ученики усвоили материал, задавая вопросы по конспекту.
Пример выполнения:
Сказка рассказывает о том, как мужик и медведь решили вместе посеять поле и поделить урожай. Мужик предложил делить урожай так: медведю — вершки, а мужику — корешки.
Мужик посеял репу, а медведь — рожь. Репа выросла большой и сладкой, а рожь — высокой, но безвкусной. В итоге мужик собрал хороший урожай и остался доволен, а медведь получил мало пользы от своего выбора.
Сказка учит тому, что важно заранее продумывать последствия своих решений и не доверять слепо обещаниям других.
11. Разработка «Колесо баланса».
Цель: помочь ученикам провести первичный и контрольный самоанализ познавательной деятельности на уроке литературного чтения.
Инструкция к применению:
1. Создание шаблона «колеса баланса». Обсуждение критериев оценивания.
2. Самостоятельное проведение самоанализа умений и навыков учащихся по критериям, представленным на «колесе баланса». Заполнение шаблона.
3. Формулирование выводов.
Повторная диагностика происходит по завершению работы на уроке или по окончании изучения модуля. Таким образом, учащиеся в результате самоанализа могут наглядно увидеть результаты своей деятельности.
Список использованных источников:
1. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. — Москва: Просвещение, 2023. – 185 с.
2. Лутошкина О. В. Развитие критического мышления учащихся на уроках литературного чтения // Начальная школа. — 2023. — № 3.
3. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. — Москва: АРКТИ, 2023. – 283 с.
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2024 г. № 1/15).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287 (ред. от 22.01.2024).
6. Яковлева Н. Ф. Проектная методика в образовательном процессе. — Челябинск: Взгляд, 2023. – 248 с.