Автор: Караваева Серафима Дмитриевна
Технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников.
Караваева Серафима Дмитриевна
Воспитатель
МБДОУ ЦРР-ДС «Сказка»
Аннотация: Один из современных способов организации познавательной деятельности дошкольников — технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон. В статье подробно рассмотрена структура образовательной ситуации «открытия» нового знания.
Ключевые слова: дошкольное образование, образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие», технология «Ситуация», образовательная ситуация «Открытия» нового знания, дошкольники
Согласно ФГОС ДО, дошкольное образование — это непрерывное погружение ребенка в культурный опыт через активное взаимодействие с миром, сверстниками и взрослыми. Любая деятельность — это школа жизни, развивающая умение ставить цели, планировать, добиваться результатов и оценивать их, преодолевая трудности. Системно-деятельностный подход идеально соответствует этим целям, стимулируя детскую инициативу, мотивацию и самостоятельность в познании. В нашем детском саду «Солнышко» мы успешно применяем технологию «Ситуация» (Л.Г. Петерсон) на занятиях по развитию речи и познавательных способностей. Эта технология включает ситуации «открытия» новых знаний, тренировочные и итоговые ситуации, позволяющие детям активно участвовать в процессе обучения и переживать радость собственных достижений.
В этой статье мы рассмотрим организацию образовательной ситуации «открытия» нового знания. Цель такой ситуации — расширить знания ребенка и сформировать у него умение применять новые способы действия. Эта ситуация состоит из нескольких этапов: введение, актуализация знаний, возникновение затруднения, открытие нового знания, его интеграция в имеющиеся знания и осмысление. Рассмотрим подробнее практическую реализацию каждого этапа в работе с дошкольниками.
Введение. На этом этапе, используя личностно значимые для детей ситуации из их повседневной жизни, мы пробуждаем интерес к деятельности. Плавный переход к теме занятия осуществляется через постановку «детской цели», не совпадающей с программными задачами. Цель может быть связана с желанием поиграть или помочь кому-то. Вопросы «Хотите?», «Сможете?» закрепляют уверенность детей в себе. Примеры:
1. Развитие речи: «Ребята, любите играть? Во что любите играть больше всего? Можно ли играть со словами? Хотите поиграть со словами? А сможете?»
2. Математика: «Любите гулять в осеннем лесу? Что там можно делать? Собирали гербарий? У моего знакомого, Вани (первоклассника), попросили собрать гербарий, а он боится. Поможем ему? Сможете?»
3. Окружающий мир: «Любите подарки? Что бы вы хотели получить? А что лучше всего подарить маме? В цветочный магазин привезли много цветов, продавцы просят нас помочь составить букеты. Поможем? Сможете?»
Актуализация знаний. Здесь мы организуем деятельность, которая ненавязчиво задействует имеющиеся у детей знания и опыт, необходимые для «открытия» нового. Дети воспринимают это как игру, не подозревая о скрытой цели педагога.
Давайте посмотрим на примеры актуализации знаний и создания проблемной ситуации.
Примеры актуализации:
1. Окружающий мир: «Сережа помогал в зоомагазине, чистил клетки и снял фотографии питомцев, чтобы не испачкать. Его сестренка Оля случайно их порвала. Поможем Сереже собрать фотографии?» (Дети собирают разрезные картинки с изображениями животных, называя их).
2. Математика: «У доктора Айболита две палаты: для животных холодных и жарких стран. Нужно расставить стаканы с соком на два подноса поровну.» (Дети раскладывают карточки, сравнивая их по цвету и размеру). «Покажите доктору, что групп поровну.» (Дети используют палочки, чтобы выложить знак равенства).
Создание затруднения:
На этом этапе создается ситуация, в которой дети сталкиваются с проблемой. Чтобы достичь своей «детской» цели, им нужно выполнить действие, связанное с новым знанием, которого у них пока нет. Вопрос «Смогли?» помогает осознать нехватку знаний. Вопросы «Что нам нужно узнать? Чему нам нужно научиться?» направляют детей к целеполаганию.
Примеры создания затруднения:
1. Математика: У каждого ребенка картинка с тремя полками товаров: на первой — товары желтого и красного цвета, на второй — круглые и квадратные, на третьей — большие и маленькие. Воспитатель просит детей-продавцов обозначить товары на полках значками. Дети затрудняются. «Смогли записать? — Нет. — Почему? — Не знаем значков для цвета, формы и размера.» (Ранее дети вспоминали значок для количества — цифру). «Значит, что нам нужно узнать? — Значки для цвета, формы и размера.»
2. Окружающий мир: (Пример для этой области не приведен в оригинальном тексте, но его можно добавить по аналогии с первым примером).
Дети расставили знакомые цветы по вазам: садовые, луговые, лесные. Но появились новые цветы, и дети не знают, куда их поставить. «Смогли помочь продавцу? — Нет. — Почему? — Не знаем, где растут эти цветы. — Значит, что нам нужно узнать? — Где растут эти цветы.»
Открытие нового знания:
Вопросы «Что делать, если чего-то не знаешь? Как мы это узнаем?» подталкивают детей к поиску решения: спросить, посмотреть в книге, придумать самим. Новое знание обязательно проговаривается или фиксируется с помощью символов.
Примеры:
1. Математика: Дети предлагают придумать обозначения. Воспитатель направляет их к идее обозначать цвет цветным пятном, форму — фигурой, размер — изображением дерева (большого или маленького). После выполнения задания дети сверяются с таблицей в тетради, переживая успех. Таблица помогает закрепить новые обозначения.
2. Окружающий мир: Дети решают обратиться к информационному источнику — плакату с цветами. Найдя нужный цветок, они узнают его название и место произрастания («Георгин — садовый цветок») и ставят его в нужную вазу. Все справились — ситуация успеха.
Включение нового знания в систему знаний:
Детям предлагаются разнообразные игры, где новое знание применяется в разных условиях. Вопросы «Что будете делать? Как? С чего начнете? Как проверите?» помогают в планировании. Используются самопроверка, взаимопроверка, работа в группах, парах и индивидуально.
Осмысление:
Вопросы «Где были? Чем занимались? Кому помогли?» помогают детям осмыслить свою деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели.
Дети расставили знакомые цветы по вазам: садовые, луговые, лесные. Но появились новые цветы, и дети не знают, куда их поставить. «Смогли помочь продавцу? — Нет. — Почему? — Не знаем, где растут эти цветы. — Значит, что нам нужно узнать? — Где растут эти цветы.»
Открытие нового знания:
Вопросы «Что делать, если чего-то не знаешь? Как мы это узнаем?» подталкивают детей к поиску решения: спросить, посмотреть в книге, придумать самим. Новое знание обязательно проговаривается или фиксируется с помощью символов.
Примеры:
1. Математика: Дети предлагают придумать обозначения. Воспитатель направляет их к идее обозначать цвет цветным пятном, форму — фигурой, размер — изображением дерева (большого или маленького). После выполнения задания дети сверяются с таблицей в тетради, переживая успех. Таблица помогает закрепить новые обозначения.
2. Окружающий мир: Дети решают обратиться к информационному источнику — плакату с цветами. Найдя нужный цветок, они узнают его название и место произрастания («Георгин — садовый цветок») и ставят его в нужную вазу. Все справились — ситуация успеха.
Включение нового знания в систему знаний:
Детям предлагаются разнообразные игры, где новое знание применяется в разных условиях. Вопросы «Что будете делать? Как? С чего начнете? Как проверите?» помогают в планировании. Используются самопроверка, взаимопроверка, работа в группах, парах и индивидуально.
Осмысление:
Вопросы «Где были? Чем занимались? Кому помогли?» помогают детям осмыслить свою деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели.
Список использованной литературы.
1. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка — ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. (Методические рекомендации, часть 3), М: Ювента, 2011, 208 с.
2. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000» // Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000», 2007, 124 с.