Тема деревни в произведениях отечественной литературы

Автор: Маслова Ирина Владимировна

Тема деревни в произведениях отечественной литературы

      Деревенская проза – это не просто книги на сельскую тему, это произведения о русском человеке во всей сложности и трагичности его бытия в 20 веке, о тех коллизиях, что следовали за катаклизмами в жизни и устройстве русской деревни.

    В разработке этого круга проблем были зайдействованы многие жанры. После того как  А. Солженицын в рассказе «Матренин двор» (1963 год) рассказал о  человеческих и религиозно-христианских ценностях, которые сохраняются в современной среднерусской деревне при всем ее убожестве, русская деревенская проза достигла большого подъема и в течение следующих десятилетий породила многочисленные произведения, которые могут по праву считаться лучшими в русской литературе этого периода. Ф. Абрамов в цикле романов подробно описывает деревенскую жизнь в Архангельской области; В. Белов отмечает положительные особенности крестьянской жизни до введения коллективизации в Вологодской области; С. Залыгин обличает уничтожение деревенских традиций в Сибири.

    Хотелось уделить больше внимания В.М.Шукшину. Почему? Это писатель, который не поддается классификации, о нем нельзя говорить в сравнении с кем-то. Он сам – точка отсчета.

     А теперь поподробнее. Назвать рассказы Шукшина рассказами сложно, так как они больше похожи на пересказ обывательских деревенских историй, курьезов, а портреты…, в них все чаще узнаешь своего соседа. И в то же самое время мир, куда нас приглашает автор, не копия окружающего, а нечто новое, другая реальность, сотканная пером Шушкшина.

      Свой сборник, выпущенный в 1969 году, Василий Макарович называет «Странные люди» неспроста. О том, что героя рассказа «Чудик» звали Князев Василий Егорыч, мы узнаем только в конце. А все потому, что для Шукшина не важны анкетные данные. Душа – вот, что привлекает нас в этом «странном» человеке. Да и чудиком он кажется только из-за отношения к нему окружающих, например, жены, которую он порой раздражал. На деле все в нем оказывается очень понятным и до глубины души знакомым. Василий Князев любит собак, потому что собаки – самые верные друзья, он мечтает стать шпионом, чтобы быть полезным людям и предотвращать зло. На самом деле наш чудик прост, открыт и добр ко всем, а значит беззащитен.

     Своеобразие героев-чудиков В.М.Шукшина заключается в простоте души, кристальности доброты, стремлении помочь людям. В этом и весь Шукшин. Почему в современном мире добро кажется «чудоковатым» явлением? На этот вопрос нужно искать ответ каждому в себе. Чистое детское восприятие жизни Василия Макаровича, который родился и вырос в деревне, оправдывает странность его героев и естественное стремление к добру и искренности. Деревня подразумевает не только близость к природе, земле, но и труд, старание жить, научиться жить, как надо.

     Тема деревни в творчестве Шукшина заняла центральное место, потому что это не просто творчество, это его ЖИЗНЬ.

×
×