ТЕМА РАСИЗМА В ПОВЕСТИ Д. БОЛДУИНА «ЕСЛИ БИЙЛ-СТРИТ МОГЛА БЫ ЗАГОВОРИТЬ»

Автор: Занадолбина Виктория Александровна

В повести разворачивается традиционная ситуация, воспроизводимая в американской литературе 20 века, являющейся знаменательной в борьбе афроамериканцев за права – афроамериканец невинно осужден за преступление.

Эпиграф отсылает нас к Деве Марии:

«Мария, Мария,

А как ты назовешь

Этого славного малыша?» [431 с.]

Обратимся к семантике имени: Иисус – это краткая форма еврейского имени Иехошуа, означающего «спасение». Данное значение отсылает нас к религиозной идее о появлении Господа для спасения. Д. Болдуин высмеивает эту идею, спрашивая о имени «малыша», ведь спасения не происходит.

Такая трактовка подтверждается при обращении к биографии писателя. Когда он начал осознанно подходить к проблеме неравенства, то пришел к выводу – белые использовали религию для порабощения черных, т.е. они указывали через нее на то, что негры должны находиться на своем, исторически сложившемся, месте, ведь им так указал Бог.

Исходя из авторского восприятия религии, героев повести можно разделить на две группы: религиозных и нерелигиозных. Религиозные персонажи являются отрицательными, т.к. не видят истинного положения вещей под пеленой религии, веря в предопределение Богом их судьбы.

Такими персонажи является женская часть семьи главного героя, Алонзо «Фонни» Ханта. Когда приходит время помочь герою, попавшему в тюрьму, они говорят о его нерелигиозности, из которой, по их мнению, вытекает предрасположенность совершать преступления. Нерелигиозные персонажи представлены «положительными» людьми. Это деление Д. Болдуин подчерпнул из своих наблюдений. В те времена чернокожее население делилось на тех, кто смирился, закрывшись в церкви, и тех, кто хотел добиться изменений в лучшую сторону. Одной из «положительных» персонажей является Клементина Тиш Риверс, возлюбленная Фонни, которая продолжает бороться за него до конца и противостоять обществу.

Фонни арестовывают по обвинению в преступлении, которого он не совершал. В это время герой находился со своей девушкой, но никто из служителей закона не хочет верить словам девушки-афроамериканки.

Так, проблема расизма поднимается на новый уровень – на государственный. Мы видим его проявление не от простых граждан, как выражение заложенных предками-плантаторами традиций. Расизм исходит от служителей закона, т.е. принимает узаконенную форму.

Такому развитию событий послужила встреча юноши с полицейским Беллом. Фонни заступился за свою невесту, к которой приставал белый юноша. Полицейский обвинил Фонни в избиении и хотел задержать, но за него вступились очевидцы. Полицейский затаил злобу на афроамериканца:

«Ну что ж, – говорит Белл, не сводя глаз с Фонни. – Мы еще с тобой встретимся». [535 c.]

При этом разговоре становятся понятны истинные намерения Белла. Правосудие в его сознании претерпело существенные изменения, став правом самосуда.

Чернокожие граждане в сознании белого населения были озлобленными потомками бывших рабов. Афроамериканцы для них отличаются от предков только тем, что оказались на свободе. Они остались людьми с варварскими инстинктами, которые в силу своей природы более предрасположены к преступлениям.

Поэтому полицейский Белл считает своей обязанностью арестовать Фонни, который устроил драку с белым парнем. В его сознании это настоящий преступник, которого следует остановить до того, как он совершит более серьезное преступление. Однако им движет не только желание восстановить порядок. Он преследует цель – установить свое превосходство над Фонни. Это демонстрация силы.

Фонни же представлен абсолютно беззащитным перед ним. Ему противостоит не один полицейский. Он столкнулся с целой системой.

Мы видим, что главным источником проблем афроамериканцев становятся их сограждане, которые не дают им работать, переселяться в другие районы, отстаивать равные с ними права. И по мере повествования читатель задается вопросом – на самом ли деле Фонни преступник, как его хотят выставить в полиции и суде? Или же он жертва расовой неприязни? Читатель сам должен проникнуться проблемой афроамериканцев, увидеть их жизнь и сделать выводы для самого себя.

Это отвечает идее Болдуина о решении проблемы расовой дискриминации, которая складывалась в Америке несколько столетий: проблема будет решена только тогда, когда остальные смогут узнать жизнь афроамериканцев изнутри и принять их, как таких же людей, найдя в этом сходство с самими собой. Только так, по его мнению, можно было прийти к взаимному пониманию и равенству.

 

1.    Болдуин Дж. Если бы Бийл-стрит могла заговорить: повесть. — М.: Прогресс, 1982. — 732 с.

2.    Биография Джеймса Болдуина // Эксперимент URL: https://md-eksperiment.org/ru/post/20180622-biografiya-dzhejmsa-bolduina (дата обращения: 07.03.2022).

3.    «Белый — это не цвет, это отношение». Интервью с писателем и борцом за права темнокожих Джеймсом Болдуином // kiozk URL: https://kiozk.ru/article/belyj-eto-ne-cvet-eto-otnosenie-intervu-s-pisatelem-i-borcom-za-prava-temnokozih-dzejmsom (дата обращения: 07.03.2022).

×
×