Автор: Балашова Анастасия Александровна
Тема урока: Сочинение и рассказывание вятской сказки с использованием «карт Проппа»
План-конспект
Организационно-деятельностный компонент:
Дата:
Время:
Место: КОГОБУ СШ пгт Суна
Класс: 3
Цель: организация деятельности обучающихся для сочинения и рассказывания литературных сказок с использованием «карт Проппа»
Задачи:
Дидактические: способствовать формированию умения сочинять и рассказывать литературные сказки с использованием «карт Проппа».
Развивающие: способствовать развитию навыков рассказывания, словесно-логического мышления школьников, развитию умения высказывания своих чувств и эмоций, развитию фантазии и творчества.
Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств: любовь к природе, добру, родине; воспитание читательского и слушательского интереса к произведениям русских поэтов.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПин, гигиенических условий в кабинете; применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создание положительного эмоционального микроклимата
Планируемые результаты:
Личностные: формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование положительного отношения к предмету, к процессу познания, умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; формирование самоанализа и самоконтроля результата;
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: осознают познавательную задачу, читают, слушают, строят логическую цепочку рассуждений, сравнивают, обобщают, делают выводы; осознают смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: ставят задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, вносят коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушают и понимают других, отвечают на вопросы, задают вопросы, ведут диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивают свою позицию, грамотно строят монологическую и диалогическую речь.
Предметные: умение правильно строить предложения, выразительно рассказывать, анализировать, выделять отличительные признаки жанра сказка, отвечать на вопросы и составлять вопросы по содержанию рассказанного, определять особенности сказки.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная работа, групповая.
Основные образовательные ресурсы урока: «карты Проппа», проектор, презентация, раздаточной материал.
I. Организация начала урока.
1) Приветствие
У: Встречает ведущая в народном костюме.
-Добрый вечер, гости дорогие! Гость да гость — хозяину радость!
Прошу на избу, красному гостю — красное место, заходите , разболакайтесь!
Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в сказочную старину. Посмотрите внимательно, вокруг нас находятся предметы , которые давно вышли из обихода современного человека. Да и живем мы с вами в квартирах , а не в избах как это было раньше.
А теперь начнем наше путешествие и окажемся с вами в избе. Взрослые на работу ходили, а детишки с дедами, да бабками сидели.
Весело в избе было, много ребятишек в семьях было, по 5-7 человек бывало, да все мал, мала, меньше.
По старинному русскому обычаю
Мы вас к чаю приглашаем,
Пирогами угощаем!
А за столом , за чайком можно было побеседовать, попеть песни, послушать сказки.
II. Актуализация знаний.
У: Гости дорогие, а вот нас и встречают жители этой избушки, давайте послушаем, о чем они говорят?
Разыгрывается сценка, в которой дед и двое внуков сидят около печи и слушают сказку.
— Эх, гармошечка, гармонь,
Золотые планки,
Голсочек твой, гармонь,
Души лечит ранки…
Дед: не только ранки – глубокие раны,
Внук 1: Расскажи, расскажи, дедушка
Дед: Геть по местам
Внук 2: Деда, расскажи, расскажи
Дед: Все сказки, какие знал, я вам уже рассказал
Внук 1: тогда что –нибудь из своей жизни, все – равно любой рассказ у тебя превращается в сказку
Внук 2: про гармонь расскажи, почему она ранки лечит?
Дед: Давно это было, но не со мной. Жил в селе Истобенск парнишка. Звали его Данила, по фамилии Нелюбин. Ох, и смышленый был, работящий. Отцу своему на барже помогал. Уговорил Данила отца купить ему гармошку в Нижнем Новгороде. Парень с гармошкой на селе в большом почете был. Многие девушки на него заглядывались, но сердце его занято красавицей Дарьей было. О своем прибытии в деревню извещал Данила Дарью игрой на гармошке. Обещал на Кузьминки свадьбу сыграть.
В то время бродил по свету Злой рок, который не захотел, чтобы люди счастливо жили В ожидании из навигации своего любимого Дарьюшка вся светилась от счастья. Вот и положил на нее глаз сын богатея из соседнего села. А мать Дарьюшка за подарки и посулы отдала дочку замуж за нелюбимого. Вернулся Данила из рейса, стал играть на гармошке, вызывает любимую на свидание, а ее и нет.
— Устал я внучики, продолжу рассказ завтра. (Дед засыпает)
III. Постановка учебной задачи.
У: Старенький был дедушка, вот и уснул, не успев рассказать ребятам до конца сказку
У: Давайте сегодня на занятии мы с вами попробуем сами сочинить продолжение этой сказки, а может в будущем и свои сказки тоже будете сочинять. В конце занятия создадим свой мультфильм. А умеете ли вы их придумывать? Как вы думаете сказки сочинять легко или трудно? (ответы детей)
У: Я хочу проверить, так ли вы любите сказки, как говорите.
Предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение», я начну, а вы продолжайте по цепочке начиная…..
— С каких слов может начинаться сказка?
(педагог начинает говорить, а дети заканчивают предложение)
Зачин:
«Жили-….были»,
«В некотором царстве,…….в некотором государстве»,
«За тридевять земель,…….. в тридевятом царстве».
» Однажды…..в далекие времена».
— А какими словами может заканчиваться сказка?
Концовка:
«Жили они долго ……………. и счастливо»
«И стали они жить-поживать, ………..да добра наживать»,
«И я там был, мед, пиво пил,………. да усы лишь обмочил».
«Вот вам сказка …………..а мне баранок связка.
«Вот и сказочки конец, ………. а кто слушал молодец.
— Какое главное условие сказки? ( там добро всегда побеждает зло)
У: Молодцы!
У: Скажите, а с чего начинаются сказки?
О: С зачина: «Жили, были…», «В некотором царстве, тридевятом государстве» Зачин. Экспозиция: ситуация до начала действия.
У: Что идет после зачина?
О: Основная часть. Завязка: герой сталкивается с новой ситуацией. Развитие действия: герой отправляется в путь, пересекает границу иного мира, кульминация: герой между жизнью и смертью. Падение действия: напряжённые моменты. В ней происходит развитие действия.
У: Дальше?
О: Концовка. Развязка: разрешение противоречий, свадьба, воцарение героя
У: Что обязательно должно быть в сказке?
О: Борьба добра и зла, троекратное повторение, волшебство, она должна чему-то учить.
IV. Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний.
У: Посмотрите на домик, на вершине которого мы видим сказку, а в каждом кирпичике написана сказочная ситуация.
У: Скажите какая сказочная ситуация подходит к отрывку сказки.
О: Дети зачитывают отрывки из сказок.
1. Отлучка кого — либо из членов семьи.
Жила-была старая коза. Было у нее семеро козлят, и она их так любила, как может любить только мать. Раз собралась она идти в лес, корму принести…
(«Волк и семеро козлят». Братья Гримм)
2. Запрет, обращенный к герою.
– Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек…
(«Гуси-лебеди». Русская народная сказка)
3. Нарушение запрета.
В ту пору Иван-царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашел там лягушачью кожу и бросил ее в печь, сжег на огне…
(Царевна-лягушка. Русская народная сказка)
4. Вредительство (или недостача).
А лисица ходит около волка и приговаривает:
– Ясни, ясни на небе звезды,
Мерзни, мерзни, волчий хвост!
(Лиса и волк. Русская народная сказка)
5. Получение волшебного средства.
– А ну тащи меня, старая карга!
– Огниво взял? — спросила ведьма.
– И то верно, — отвечал солдат, — совсем было забыл. — Пошел и взял огниво.
Вытащила его наверх ведьма, и вот он опять на дороге, только теперь карманы его, и сапоги, и ранец, и кивер полны денег.
– На что тебе огниво? — спросил солдат.
– Не твое дело! — отвечала ведьма. — Получил свое — отдавай мое! Ну же!
– Как бы не так! — сказал солдат. — Сей же час говори, на что оно тебе, не то саблю из ножен — и голова с плеч!
– Не скажу! — упорствовала ведьма.
Тут солдат взял, да и отрубил ей голову. Упала ведьма замертво, а он связал все деньги в ее передник, взвалил узел на спину, огниво — в карман и прямиком в город…
(Огниво. Ганс Христиан Андерсен)
6. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков.
Уехал вельможа, а Емеля полежал еще и говорит:
– По щучьему веленью,
По-моему, хотенью –
Ну-ка, печь, поезжай к царю.
Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю…
(По щучьему веленью. Русская народная сказка)
7. Беда или недостача ликвидируются.
Открылись ворота, и когда девушка оказалась под ними, вдруг пошел сильный золотой дождь, и все золото осталось на ней, так что вся она была сплошь покрыта золотом.
— Это тебе за то, что ты так хорошо работала, — сказала госпожа Метелица и вернула ей также и веретено, упавшее в колодец.
(Госпожа Метелица. Братья Гримм)
8. Возвращение героя.
Ни много, ни мало прошло времени — стосковался Иван по своим родителям, захотелось ему на святую Русь.
— Что невесел, муж дорогой? — спрашивает Василиса Премудрая.
— Ах, жена моя любимая, видел я во сне отца с матерью, дом родной, сад большой, а по саду детки бегают. Может, то братья мои да сестры милые, а я их наяву и не видывал.
Опустила голову Василиса Премудрая:
— Вот когда беда пришла! Если уйдем мы, будет за нами погоня великая. Сильно разгневается морской царь, лютой смерти нас предаст. Да делать нечего надо ухитряться.
(Сказка про Василису Премудрую. Русская народная сказка)
9. Герою предлагается трудная задача.
Стало на сердце попа веселее,
Начал он глядеть на Балду посмелее.
Вот он кричит: «Поди-ка сюда,
Верный мой работник Балда.
Слушай: платить обязались черти
Мне оброк до самой смерти;
Лучшего б не надобно дохода,
Да есть на них недоимки за три года.
Как наешься ты своей полбы,
Собери-ка с чертей оброк мне полный».
(Сказка о попе и работнике его Балде. А.С.Пушкин)
10. Победа, подарок, радость.
Сыграли свадьбу царевны с Иванушкой и сделали пир на весь мир.
(Сивка-бурка. Русская народная сказка).
У: Ребята вы читали и знаете много сказок.
У: Ученый профессор Владимир Пропп (портрет ученого) занимался изучением русских народных сказок. Он обнаружил, что все сказки строятся из набора сказочных ситуаций. Эти ситуации кирпичики, при помощи которых создаётся здание сказки. Итак, карты Проппа –это название сказочных ситуаций.
У: Сегодня я вам предлагаю поработать с этими карточками и придумать окончание нашей сказки.
У: Давайте с вами убедимся, правда ли в сказках встречаются вот такие сказочные ситуации.
V. Обобщение и систематизация знаний.
У: Сегодня при помощи карт Проппа мы попробуем составить свою сказку.
Работа в группах
У: Ребята, у нас с вами три команды
У: Каждая команда вытягивает по три карты, где написаны сказочные ситуации, для каждой команды свои сказочные ситуации. Ваша задача придумать и развить продолжение начатой сказки, описать сюжет придуманной вами сказки.
Потом раскрасить и дорисовать эту карту и приклеить на кино ленту.
VI. Рефлексия.
У: Ребята, вам понравилось сочинять сказки?
О: Да.
У: Что нового сегодня на уроке вы узнали?
О: Мы узнали, что есть такие волшебные «карты Проппа», по которым можно сочинить и рассказать собственную сказку. И у нас с вами получилось продолжение вятской сказки Розы Андреевны Агафоновой «Эх, гармошечка!»
У: Мне очень понравилось с вами работать. Вы молодцы, очень активные, хорошо читаете. Спасибо за урок! До свидания!