Автор: Белоножкина Маиса Александровна
Предмет: география.
Класс: 9.
УМК: А.И. Алексеев, В.В.Николина. География. Москва 2021 год, «Просвещение»
Уровень обучения: базовый.
Тема урока: Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность.
Цели:
-Развивающая:
-раскрыть особенности, значение и проблемы топливно-энергетического комплекса;
-Образовательная: выявить особенности размещения угольной промышленности;
-Воспитательная: определить пути развития угольной промышленности
Предметные:
-Выявить состав угольной промышленности России и особенности размещения ее предприятий.
-Работать с картами атласа и статистическими материалами учебника.
Метапредметные: формирование умений:
— обсуждать проблемы и перспективы ТЭК и угольной промышленности;
— находить и анализировать информацию из атласов и учебников;
-прогнозировать пути развития ТЭК и угольной промышленности;
— делать выводы из таблиц и рисунков.
Личностные: осознание роли ТЭК и угольной промышленности для развития экономики России; формирование экологического мышления на основе выявления влияния угольной промышленности на состояние окружающей среды.
Основное содержание: топливно-энергетический комплекс, топливно-энергетический баланс, межотраслевой комплекс, угольная промышленность, главные угольные бассейны страны.
Деятельность обучающихся:
составлять характеристику одного из угольных бассейнов по плану. Используя карты и статистический материалам; наносить на контурную карту основные районы добычи угля.
Ценностный компонент урока: значение топливной промышленности в хозяйстве страны, угольная промышленность — одна из базовых отраслей экономики страны.
Оборудование: карты «Угольная промышленность» и «Тектоника и полезные ископаемые», диаграмма «Страны — лидеры по добыче угля (млн т) в 2011 г.».
Тип урока: изучение нового материала.
Межпредметные связи: математика, экология, экономика.
Оборудование:
-карта “Угольная промышленность России”, атласы, контурные карты;
-учебник А.И. Алексеев, В.В.Николина. География. Москва 2021 год, «Просвещение»
Ход урока
Организационный этап.
Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.
Учащиеся активно включаться в общение осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
.
Актуализация знаний.
Какое значение он имеет в хозяйстве нашей страны? Почему хозяйств России начинаем с изучения тэк?
Новая тема.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Рассказ учителя.
Тема нашего урока “Угольная промышленность России”. Уголь был главным видом топлива в первой половине 20 века, поскольку запасы угля больше запасов нефти и газа, он используется как топливо на тепловых электростанциях и в промышленностиРассмотрим подробно угольную промышленность нашей страны. Начнем с определения.
Угольная промышленность РФ – это комплекс отраслей по добыче, обогащению и переработке угля.
Уголь бывает: каменный и бурый.От каменного угля бурый уголь, как показывает самое название, отличается цветом. Самое существенное отличие от каменного угля заключается в меньшем содержании углерода и значительно большем содержании б летучих веществ. Этим и объясняется, почему бурый уголь легче горит, дает больше дыма, запах, а также и вышеупомянутую реакцию с едким калием. Содержание азота также значительно уступает каменным углям.
Уголь разрабатывают открытым (карьерами) и подземным (шахтами и штольнями) способами. Выбор способа ведения горнодобывающих работ зависит в основном от расположения угольного пласта относительно земной поверхности. Разработка открытым способом обычно ведется при глубине его залегания не более 100 м.
Что отличает уголь от других видов топлива?
( учитель перечисляет особенности )
· 1 Меньше теплоёмкость
· Дороже нефти и газа
· Сложная добыча.
· Трудоёмкое производство
· Дорогая транспортировка
· Экологически грязное топливо
· Опасная профессия- шахтер.
Сообщение: «Несколько причин, по которым шахтёрская работа считается сложной»
(Сообщение заранее подготовленного учащегося)
Работа под землёй на глубине не менее 800 метров . С увеличением глубины прохождения ухудшаются горно-геологические условия: повышается горное давление, увеличивается выделение газа в горные выработки, возрастает опасность внезапных выбросов угля и газа
Тяжёлый физический труд В течение всей смены шахтёр должен добывать ценные породы и обеспечивать их доставку на поверхность. Ему приходится часами работать не только при помощи сложного современного оборудования, но также используя отбойный молоток, кувалду и другие специальные инструменты
Повышенные психоэмоциональные нагрузки Работа под землёй в условиях замкнутого пространства по плечу не каждому ,кроме того, в забое довольно часто случаются экстремальные ситуации, связанные с риском для жизни и здоровья
Профессиональные заболевания: Из-за пыли у шахтёров могут возникать силикоз и вибрационная болезнь,также многие страдают от проблем со спиной, потому что приходится таскать тяжести.
Первичное усвоение новых знаний.
Учащиеся работают с текстом учебника.
1. Обучающиеся анализируют рисунок 5 стр. 15 учебника «Страны — лидеры по добыче угля (млн т) в 2017 г.», делают вывод о том, что Россия входит в число стран — лидеров по добыче угля.
2. Используя рисунок 6 стр. учебника 16 «Угольная промышленность» и карту атласа учащиеся определяют основные угольные бассейны страны и их географию и записывают их в тетрадь.
Первичное закрепление.
Найдите и покажите на карте месторождения каменного угля в России (учащиеся находят в картах атласа и записывают в тетрадь и затем дома, при подготовке домашнего задания обозначают на контурных картах)
Каменный уголь: Донецкий, Кузнецкий, Печорский, Иркутский, Южно-Якутский.
Бурый уголь: Подмосковный, Канско-Ачинский.
Практическое задание.
Охарактеризуйте один из угольных бассейнов России, дайте его хозяйственную оценку по плану:
1)Географическое положение
2)Способ добычи
3)Потребители
4)Возможные экологические последствия, связанные добычей угля.
5) Перспективы развития.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
(По окончании практической работы несколько учащихся читают выполненную практическую работу, класс оценивает их работу возможные ошибки)
Учащиеся сдают тетради на проверку в конце выполнения работы.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание: На контурной карте отметить угольные бассейны нашей страны, изучить параграф 4, ответить устно нв вопросы на стрр.17.
4. Рефлексия (подведение итогов занятия)
— Что нового узнали на уроке?
— Что наиболее сложно для понимания?
— Какие задачи наиболее важны на ваш взгляд7