Автор: Костюк Алла Ивановна
Тематическое планирование
занятий пришкольного профильного лагеря
по традиционной народной культуре
« Живая Русь»
Быт, культура, обычаи русского народа с древних времён.
5 — 6 класс
Тематическое планирование занятий профильного объединения
«Живая Русь»
|
|
|
|
|
1 |
Великая и древняя земля Россия. Народная культура как целостный мир. |
Начать знакомство детей с достижениями предков, формирование общего представления о культуре русского народа, |
Рассказ с использованием иллюстраций. |
|
Русский народ и его предки – славяне. Вера в силы природы. Образность сказок, их смысловое значение, передача информации от поколения к поколению в зашифрованном виде. |
с жизнью предков и их воззрениями на природу. Воспитывать у детей чувство благодарности к родной природе. Учить понимать образность сказок. |
Показ иллюстраций природы во все времена года. Чтение русских народных сказок. |
||
2 |
Занятия жителей в старину. Круглый год сельского жителя. |
Рассказать детям о том, что в старину труд был источником существования человека. Земледелие – основа жизни и быта крестьян. |
Чтение народного календаря Показ иллюстраций. |
|
Народный календарь.
|
Дать детям знания о том, что жизнь предков была тесно связана с жизнью природы и строилась на основе народного календаря: приметы, пословицы, поговорки – отражение в устном творчестве наблюдений за природой и жизнью общества. Заучить пословицы. |
Рассказ о народном календаре. |
||
|
||||
3. |
Язычество. Вера о духах. Дальнейшее знакомство со смысловой информацией сказок.
|
Познакомить с духами и нечистью в былинах и преданиях русского народа Воспитание у детей чувства уважения к старикам, к своим предкам, к женщине – матери. |
Чтение сказки с показом иллюстраций. Беседа о прочитанной сказке. Рассматривание игрушек (тряпичная кукла, домовой, леший). Изготовление куклы – оберега |
|
|
Разучить народные игры: «Курилка», «Гори – гори ясно», «Воротики». |
|||
4 |
Село, деревня. Чем отличалось село от деревни? Крестьянский двор. |
Дать детям знания о том, чем отличалось село от деревни, что можно было увидеть на крестьянском дворе. |
Показ иллюстраций. Чтение поговорок. Отгадывание загадок. Рисование предметов русской избы. |
|
5 |
Народные песни и игры. |
Обобщить знания детей о народной песне, об игре. |
Слушание в записи народных песен, разучивание игр. |
|
6 |
Одежда наших предков. Народный костюм.
|
Рассказать детям о том, что первая одежда человека – это рисунок на теле. Одежда младенца, ребёнка, юноши, девушки, женщины, стариков. Головные уборы и украшения. |
Просмотр иллюстраций. Рисование русского народного костюма. |
|
7 |
Народный календарь. Приметы, пословицы, поговорки. Летние праздники
|
Продолжить знакомство с народным календарём. Выучить пословицы, приметы о летних праздниках. Познакомить детей с народным праздником «Жаворонки». |
Рассказ детям о народном календаре, о весеннем празднике «Жаворонки». |
|
9. |
Народные музыкальные инструменты.
|
Познакомить детей с различными музыкальными инструментами, историей их создание, сравнить роль музыки в древности и сейчас, воспитывать интерес к истории и культуре родного народа, чувство патриотизма. |
Показ иллюстраций музыкальных инструментов, слушание музыкальных произведений (звучание свирели, гуслей, гармони, балалайки). |
|
Цветы и травы – земной красоты начало.
|
Уточнить знания детей о цветах и травах, об их целебных свойствах, воспитывать любовь и уважение к родной природе посредством народной культуры. |
Рассматривание иллюстраций «Лекарственные травы», рассказ об их целебных свойствах, заучить стихи Е. Серовой о цветах, чтение загадок о цветах, растениях. |
||
10. |
Праздники лета: Семик, Троица, Иван Купала.
|
Продолжить знакомство с народными праздниками, их происхождением. Способствовать приобщению детей к традиционной русской культуре, духовному богатству, красоте и мудрости русского народа. |
Рассказ учителя о летних праздниках, разучивание игр, хороводов, показ иллюстраций. Выставка работ детей. Вождение хороводов, исполнение русских песен, игра в любимые народные игры. |
|
|
|