Тематическое планирование занятий пришкольного профильного лагеря по традиционной народной культуре « Живая Русь»

Автор: Костюк Алла Ивановна

   Тематическое планирование

                                           занятий пришкольного профильного лагеря
                                                 по традиционной народной культуре

                « Живая Русь»


      Быт, культура, обычаи             русского народа с древних времён.

                                                    5 — 6 класс


 

                                                                                                                                        

 

                                                                                                                          

Тематическое планирование занятий профильного объединения

                                                      «Живая Русь»



Тема занятия.


Задачи.


Методические приёмы.

 

1

Великая и древняя земля Россия.

Народная культура как целостный мир.

Начать знакомство детей с достижениями предков, формирование общего представления о культуре русского народа,

Рассказ с использованием иллюстраций.

 

Русский народ и его предки – славяне. Вера в силы природы. Образность сказок, их смысловое значение, передача информации от поколения к поколению в зашифрованном виде.

 с жизнью предков и их воззрениями на природу.

Воспитывать у детей чувство благодарности к родной природе.

Учить понимать образность сказок.

Показ иллюстраций природы во все времена года. Чтение русских народных сказок.

2

Занятия жителей в старину. Круглый год сельского жителя.

Рассказать детям о том, что в старину труд был источником существования человека. Земледелие – основа жизни и быта крестьян.

Чтение народного календаря

Показ иллюстраций.

 

Народный календарь.

 

Дать детям знания о том, что жизнь предков была тесно связана с жизнью природы и строилась на основе народного календаря: приметы, пословицы, поговорки – отражение в устном творчестве наблюдений за природой и жизнью общества. Заучить пословицы.

Рассказ о народном календаре.

 

3.

Язычество. Вера о духах. Дальнейшее знакомство со смысловой информацией сказок.

 

Познакомить с духами и нечистью в былинах и преданиях русского народа

Воспитание у детей чувства уважения к старикам, к своим предкам, к женщине – матери.

Чтение сказки с показом иллюстраций. Беседа о прочитанной сказке. Рассматривание игрушек (тряпичная кукла, домовой, леший). Изготовление куклы – оберега

   

 

 

 

Разучить народные игры: «Курилка», «Гори – гори ясно», «Воротики».

 

4

Село, деревня. Чем отличалось село от деревни? Крестьянский двор.

Дать детям знания о том, чем отличалось село от деревни, что можно было увидеть на крестьянском дворе.

Показ иллюстраций. Чтение поговорок. Отгадывание загадок. Рисование предметов русской избы.

5

Народные песни и игры.

Обобщить знания детей о народной песне, об игре.

Слушание в записи народных песен, разучивание игр.

 

6

Одежда наших предков. Народный костюм.

 

Рассказать детям о том, что первая одежда человека – это рисунок на теле. Одежда младенца, ребёнка, юноши, девушки, женщины, стариков. Головные уборы и украшения.

Просмотр иллюстраций. Рисование русского народного костюма.

7

Народный календарь. Приметы, пословицы, поговорки. Летние праздники

 

Продолжить знакомство с народным календарём. Выучить пословицы, приметы о летних праздниках. Познакомить детей с народным праздником «Жаворонки».

Рассказ детям о народном календаре, о весеннем празднике «Жаворонки».

9.

Народные музыкальные инструменты.

 

Познакомить детей с различными музыкальными инструментами, историей их создание, сравнить роль музыки в древности и сейчас, воспитывать интерес к истории и культуре родного народа, чувство патриотизма.

Показ иллюстраций музыкальных инструментов, слушание музыкальных произведений (звучание свирели, гуслей, гармони, балалайки).

 

Цветы и травы – земной красоты начало.

 

Уточнить знания детей о цветах и травах, об их целебных свойствах, воспитывать любовь и уважение к родной природе посредством народной культуры.

Рассматривание иллюстраций «Лекарственные травы», рассказ об их целебных свойствах, заучить стихи Е. Серовой о цветах, чтение загадок о цветах, растениях.

10.

Праздники лета: Семик, Троица, Иван Купала.

 

 

 

 

 

Продолжить знакомство с народными праздниками, их происхождением. Способствовать приобщению детей к традиционной русской культуре, духовному богатству, красоте и мудрости русского народа.

Рассказ учителя о летних праздниках, разучивание игр, хороводов, показ иллюстраций. Выставка работ детей. Вождение хороводов, исполнение русских песен, игра в любимые народные игры.

   



×
×