темы «Современные подходы к организации воспитательной деятельности детей с ОВЗ»

Автор: Филиппова Нина Валерьевна

Название темы «Современные подходы к организации воспитательной деятельности детей с ОВЗ»

 

 

Государственное автономное профессиональное образовательное  учреждение

«Буинский ветеринарный техникум»

 

Филиппова Нина Валерьевна- мастер

производственного обучения

 

Аннотация: в данной статье рассмотрены основные особенности организации воспитательной деятельности в процессе обучения  студентов с ограниченными возможностями здоровья образовательных учреждений среднего профессионального образования. Предложены методы работы с данным контингентом обучающихся,  освещены основные моменты, которые чаще всего встречаются в работе с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: учебная деятельность, обучение, метод, индивидуальный подход, группа ОВЗ

Работая в группе детей с ограниченными возможностями здоровья, меня посетила мысль о том, что не плохо было бы поделиться наблюдениями из личного опыта с теми педагогами, которым только предстоит знакомство и работа с данной категорией детей. Таким образом, в статье перечислены основные моменты, которые необходимо учитывать, начиная работу с детьми  с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, так же как и все дети Земли, хотят заниматься интересными делами, хотят творить, узнавать что-то новое. Им очень важно чувствовать, что они не одиноки, не брошены, не забыты всеми. К таким детям всегда требовался особенный подход. Во всех странах и любой группе общества есть дети с ограниченными возможностями здоровья, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. Ребенок с физическими ограничениями наравне с другими должен получать образование  развиваться.  Мировое сообщество развивается, развивается и отношение к особенным детям. Сегодня для них создаются все условия для  получения равных возможностей в образовании.

До недавнего времени такой термин, как «дети с Ограниченными Возможностями Здоровья» не употреблялся. О том, что воспитание детей с ОВЗ в дошкольном учреждении должно рассматриваться как важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, стали много говорить после вступления в силу Федерального закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями, из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.

Необходимо разделить два понятия: ребенок-инвалид и ребенок с ОВЗ. Какие же существуют отличия?

Ребенок инвалид – это физическое лицо возрастом до 18 лет со стойкими расстройствами функций организма, спровоцированными последствиями травм, заболеваний или врожденных дефектов, приводящих к ограничению жизнедеятельности и потребностям в социальной защите.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 20февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»).

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п. 16 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)

Установленный статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

Поэтому если обучение ребенка-инвалида не всегда требует изменений условий и программы образования, то ОВЗ является более легкой формой нарушения, при которой ребенок только нуждается в предоставлении особых условий обучения и развития. 

Таким образом, обучающийся с ОВЗ не всегда является инвалидом, а ребенок с инвалидностью может не нуждаться в создании специальных условий обучения.

Понимая все вышеперечисленное, можно сделать вывод, что нет определенной черты в состоянии или поведении таких детей, которые можно бы было считать закономерными для всех детей с ОВЗ. Именно с этим и столкнулась я в работе с этой категорией детей.

Состав групп, с которыми работала, не был  однородным. Это и дети с легким нарушением аутического спектра, с различной степенью умственной отсталости и диагностированной олигофренией, легкой степенью шизофрении. Каждый из обучающихся моих групп ОВЗ обладает особенным, более ранимым характером, особенным восприятием, закрытостью от посторонних. Особенной чертой таких ребят можно отметить правдивость в любой деятельности и способность высказывать свои мысли сразу же, не задумываясь о реакции учителя на их высказывание.

Основные минусы, с которыми приходиться столкнуться педагогу в первую очередь – это неумение таких студентов записывать лекцию на слух, рассеянное внимание, быстрое расстройство и потеря мотивации. В такие моменты ребенок замыкается. При любом, даже необходимым ходом занятия повышении голоса, практически невозможно привлечь группу к работе. Особенно ярко это проявляется во время сезонных обострений психических заболеваний, которые крайне тяжело купировать в условиях образовательного процесса. Часто повышенная возбудимость одного из студентов требует особенного отношения именно к нему, в то время как другие дети вынуждены ждать разрешения этой ситуации.

Что же можно предложить педагогу для работы с этой категорией студентов? Несмотря на все трудности данной работы, есть и плюсы. Не смотря на замкнутость, дети с ОВЗ быстро привыкают к своему основному педагогу, всегда готовы делиться с ним всеми возникающими вопросами и проблемами. Да, они не принимают в свой круг посторонних, но человек, заслуживший их доверие, может рассчитывать на полную искренность, готовность следовать правилам, отсутствие противостояния нормам. Среди моих воспитанников мне не приходилось встречать студентов с агрессией к педагогам. Все это позволяет выстроить программу обучения на доверительных отношениях. Необходимо начать с адаптации и знакомства и плавно переходить к личным беседам. Без такого индивидуального подхода невозможно добиться полного взаимопонимания. Преподавателя, работающего с группой ОВЗ долгое время и наладившего контакт с ребятами, заменять можно только в крайних случаях, избегая стрессовых ситуаций, связанных с их настороженным отношением к новым людям.

Так, постепенно налаживая связь, можно плавно переходить к освоению образовательной программы. Поощрять и одобрять правильные действия, не осуждать резко и грубо неверные действия, уметь сразу прийти на помощь в выполнении поставленной задачи и проявлять понимание – вот те самые необходимые качества педагога в работе с такими детьми.

 

Все это требует высокой психологической устойчивости самого учителя, способности сопереживать, природной любви к детям. Умением планировать и работу с родителями и корректировать их действия по отношению к ребенку. Это кстати оказалось самым сложным в работе с группой. Также необходимо обеспечить терпимое (толерантное) отношение остальных студентов к детям из групп ОВЗ, исключить буллинг, учитывая психологическую неготовность общества принимать этих  детей полноправными членами. Также необходим непрерывный психологический мониторинг. На данном этапе развития инклюзивного образования остается актуальным вопрос о создании системной модели совместного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной среде нормально развивающихся сверстников.

 

×
×