Автор: Гарифулина Екатерина Ринатовна
Студент: Гарифулина Е.Р.
Научный руководитель: Прасолова И.М.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Сущность, функции, виды внеурочной деятельности
по декоративно-прикладному искусству, принципы ее организации в общеобразовательной школе
Помимо урочных занятий по ИЗО, ученики занимаются во внеурочное время любимым делом или в школе или вне ее. Такую работу педагога-художника называют внеклассной (внеурочной) и внешкольной.
Внеклассная работа – это работа выполняется учителем в рамках эстетического воспитания учащихся в той школе, в которой работает учитель ИЗО. Ее особенность заключается в тесной взаимосвязи с урочной программой по ИЗО и другим предметам эстетического цикла, иногда работа, например, в кружке является логическим продолжением урочной деятельности (завершением коллективной работы, углублением теоретических знаний об искусстве или о технике изображения и материале). Внеклассная работа носит интегрированный характер, объединяя знания обучающихся полученных на различных предметах эст.цикла и привлекая иногда учителей МХК, литературы, музыки и художественного труда к выполнению некоторых заданий (Например, конкурсы по иллюстрированию произведений, постановка кукольного спектакля, разработка и проведения лектория «Искусства импрессионизма в музыке и живописи», «Символизм в поэзии и изобразительном искусстве» и т.д.) [2, c. 224].
Ведут внеурочную деятельность по декоративно-прикладному искусству педагоги, имеющие соответствующую квалификацию и опыт работы в области искусства и дизайна. Это могут быть учителя изобразительного искусства, технологии, а также специалисты из сферы культуры и искусства, привлеченные школой для проведения дополнительных занятий. Важным условием успешного ведения данной деятельности является наличие у педагогов знаний и умений, необходимых для передачи опыта и вдохновения детям, а также способность создавать условия для свободного творчества и самореализации учащихся.
Далее мы подробнее рассмотрим сущность, функции и виды внеурочной деятельности по декоративно-прикладному искусству, а также принципы её организации в общеобразовательной школе.
Заинтересованность школы качественной организации внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты.
Школа должна обеспечить подлинную вариативность образования, возможность выбора. Анализ материалов Федерального образовательного стандарта образования нового поколения (ФГОС) подводят к выводу:
Следовательно, это выход на новый образовательный результат способность осознанно применять базовые знания в ситуациях, отличных от учебных. Другими словами, это создание ситуации успеха и обеспечение успешной социализации учащихся.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития обучающегося своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Внеурочная деятельность позволяет решать целый ряд важных задач:
Функции внеурочной деятельности:
Специфика внеурочной деятельности включает в себя опору на содержание основного образования; преимущественное внимание решению воспитательных вопросов; органичную связь культурно-досуговой деятельностью школьников; усиление психотерапевтических функций для компенсации сложностей и неудач, испытываемых ребятами в учебном процессе.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, духовно-нравственное.
Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения творческого замысла. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной действительности [7, c. 96].
Декоративно-прикладное искусство способствует изменению отношения обучающегося к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов.
Основополагающими принципами организации внеурочной деятельности в области декоративно-прикладного искусства являются:
Данные принципы определяют формы организации внеурочной деятельности:
Кружок форма добровольного объединения учащихся, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе. Кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения обучающихся к разнообразным социокультурным видам деятельности, расширения коммуникативного опыта: организации досуга и отдыха.
Успех работы кружка во многом зависит от личных качеств профессиональной квалификации учителя. Деятельность (ее объем и ритм) в кружке корректируется принципами добровольности. Самоуправления, неформальности общения. Занятия осуществляются в различных занимательных, игровых видах деятельности – соревнованиях, состязаниях, возможны занятия в форме диалога равных партнеров [5, c.144].
Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения тога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных формах выставках, фестивалях, ярмарках, мастер-классах и т.д. На базе кружков могут быть созданы клубы, творческие общества и школы, профильные группы.
Кружок можно рассматривать как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующую начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.
Студия – форма добровольного объединения учащихся для занятий творчеством. Отличительными особенностями студии являются: общие задачи, единые ценности совместной деятельности, эмоциональный характер межличностных отношений [13 c.336].
Студии организуют свою работу и отношения между участниками на признании ценности любого индивидуального творчества, уникальности личности, незаменимости ее другими, права на свободное самоопределение абсолютно каждого. Тем самым создается возможность для процесса становления способности персонализации, что требует особых усилий (педагога и коллектива в целом) для сохранения благоприятного психологического климата в совместной деятельности и развития процессов интеграции.
Мастерская – форма добровольного объединения обучающихся для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою «школу производство» учеников, последователей.
Мастерская имеет определенные отличительные черты:
Проект – наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Его универсальность позволяет реализовывать все направления внеурочной деятельности, которая осуществляется на основе рабочих программ, разрабатываемых на уровне образовательной организации и учитывающих социальный запрос конкретного учреждения [23, c.176].
Программа внеурочной деятельности является нормативным документом, определяющим направление, структуру, содержание и объём внеурочной деятельности.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки обучающихся. Сумма недельных часов по внеурочной деятельности не должна превышать 10 часов в неделю на класс. Рабочая программа внеурочной деятельности предусматривает проведение занятий в количестве 1 час в неделю, общее количество 35 часов в год [21, c.368].
Таким образом, исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации на базе школы могут быть выбраны различные модели внеурочной деятельности. При организации ВУД обучающихся могут быть задействованы собственные педагоги, а также социальные партнёры (педагоги учреждений дополнительного образования).
Организация внеурочной деятельности и основные формы изобразительного искусства
Для успешного руководства внеурочной работой необходимо заранее составить план всех мероприятий, наметить их тематику. Внеклассная работа преподавателя рисования согласовывается с классным руководителем и с учащимися. Необходимо также учитывать время внеклассных занятий, количество мероприятий и возрастные особенности учащихся.
Внеурочную работу надо строить таким образом, чтобы обучающиеся продолжали развиваться, совершенствовали свое мастерство, чтобы изображения в рисунках были грамотные, реалистические. А грамотное, реалистическое рисование требует применения законов перспективы, соблюдения закономерностей светотени, правильного понимания конструктивного строения изображаемой натуры, знания законов цветоведения.
Задачи внеурочной деятельности:
Эти задачи могут успешно решаться, если внеурочная работа с обучающимися по их эстетическому воспитанию средствами изобразительного искусства проводится в системе, в которой каждое звено тесно связано с другим, логически предваряет или завершает остальные звенья.
Основные формы внеурочной работы: изокружки и факультативы по рисунку, беседы, лекции, доклады, живописи, скульптуре, декоративно-прикладному искусству, истории искусств; проведение экскурсий в музеи, на выставки, в мастерские художников; организация школьных выставок (репродукций произведений мастеров изобразительного искусства и детских рисунков), выходов на природу (на стройки, в парки, на пришкольный участок) с целью наблюдения и зарисовок; оформление школы к различным праздникам, кинофильмы, домашнее рисование учащихся по изобразительному искусству [12, c.208].
Кружок – наиболее распространенный вид внеурочной работы. Занятия изобразительным искусством в школьных кружках являются как бы продолжением классных занятий. Но кружковые занятия имеют свои особенности. Во-первых, это занятия для тех, кто серьезно интересуетсяизобразительным искусством и эти занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью. Во-вторых, структура деятельности кружка отличается от классных уроков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные вопросы, предусмотренные школьной программой. Организация же работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Конечно, это не означает, что педагог должен давать учащимся лишь то, что они хотели бы получить. Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого учащегося, и возможности кружка (обеспечение изобразительными материалами, наглядными пособиями и пр.) [15, c.336].
Boт почему составляется несколько вариантов программ, предусматривающих различные установки и характер деятельности.
Основные задачи изокружка: обучающие, развивающие, воспитательные.
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Задача учителя состоит в том, чтобы вовлечь в регулярную работу кружка как можно большее число учащихся. Знания и навыки, приобретенные в кружке, они применяют при оформлении стенгазеты, выполнении театральных декораций для школьной сцены, на занятиях по географии, естествознанию, истории, физике и т. д., при организации различных оформительских работ в своем классе.
Учитывая возрастные особенности учащихся, уровень их навыков, изокружки следует комплектовать по группам: в один кружок зачислять учащихся первого – третьего классов, в другой – четвертого – шестого классов, не более 10-15 человек в каждую группу [14, c.144].
Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, искусство фотографии.
Содержанием занятий кружка у обучающихся может быть либо рисование, либо лепка и различные поделки декоративно-прикладного характера, либо составление узоров для вышивок, тканей, бордюров.
Лепят учащиеся из глины и пластилина. Вначале можно лепить с натуры простые по форме предметы: овощи, фрукты, посуду. Затем можно перейти к лепке с чучел птиц и животных и создавать художественные образы – персонажи сказок и басен.
Подбирая тематику для индивидуальных работ обучающихся, преподаватель должен учитывать и количество членов изокружка.
Организацию итоговых выставок педагог обычно планирует на конец учебного года, но данный состав кружка позволяет предусмотреть две итоговые выставки: зимнюю и весеннюю [17, c.256].
Формы и методы работы в изокружках должны быть несколько иными, чем в классе, более приближенными к художественной школе. Например, если в классе на уроках рисования с натуры дети работали за партами, то в кружке надо познакомить школьников с методикой работы за мольбертом-хлопушкой или, в крайнем случае, на планшете, установленном на стуле.
Следовательно, иными должны быть и использование материалов для рисования, и метод работы.
Руководя работой учащихся, надо не ограничиваться объяснениями, а больше показывать на практике, как работать кистью, как разводить краску, подбирать нужные тона и цвета. Желательно, чтобы на этих занятиях сам преподаватель выполнил в присутствии учащихся основной процесс работы над частью постановки [19, c.296].
На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. У учащихсяразвиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение.
Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественней вкусов, оказывает мощное влияние на формирование внутреннего мира учащихся.
Наибольший воспитательный эффект дает знакомство школьников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов.
Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом,высокими нравственно-эстетическимидостоинствами. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с учащимися.
Принципиально важным в этой системе является единство эстетического познания и содержания декоративной работы (трудовой деятельности) учащихся на материале народного декоративно-прикладного искусства, причем разрабатываются такие методические приемы, которые стимулируют творческое создание учащихся самостоятельных композиций, а не простое подражание приемам народного искусства. Для этой цели на занятиях по декоративному рисованию привлекаются народная роспись гжель. Углубляются и систематизируются эстетические познания учащихся на основе знакомства с народной керамикой , народной гравюрой – лубком [20, c.34].
Законченные работы полезно просмотреть коллективно, с тем чтобы учащиеся отметили достоинства и недостатки своих рисунков, поделок. В конце просмотра надо суммировать их высказывания и дать указания к исправлению ошибок над работами.
Лучшие работы, выполненные учащимися на занятиях в изокружке,
нужно отобрать для хранения у преподавателя.
В школьных кружках изобразительного искусства при комплектовании групп не следует разбивать обучающихся по их художественной подготовке, так как это приведет к созданию нескольких параллельных групп. Однако педагогу необходимо учитывать индивидуальные склонности и способности каждого члена кружка, помогая их развитию [10, c.160].
Самое важное условие раскрытия творческих способностей учащихся – это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от взрослого особого внимания. При выполнении заданий обучающиеся могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым. В любом случае общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослым творчества.
Одновременно с учебной работой педагог ведет и большую воспитательную работу, в особенности в период организации и первых занятий кружка. Он должен объединить учащихся в единый коллектив, живущий общими интересами, с едиными творческими устремлениями. Члены кружка выбирают старосту, который становится помощником учителя. Он следит за дисциплиной, за посещаемостью. Каждый поступивший в изокружок должен посещать занятия, выполнять предусмотренные планом задания и разработанные кружком правила поведения, принимать активное участие в делах кружка [22, c.160].
Успех работы изокружка зависит от увлеченности учителя, хорошей организации занятий, обеспечения необходимым инвентарем и натурным фондом, от регулярности занятий и их четкого планирования. При планировании работы необходимо учитывать число членов изокружка, количество часов, тематику заданий, их сложность, методику проведения занятий и организацию итоговых выставок.
В школьных кружках изобразительного искусства при комплектовании групп не следует разбивать обучающихся по их художественной подготовке, так как это приведет к созданию нескольких параллельных групп. Однако педагогу необходимо учитывать индивидуальные склонности и способности каждого члена кружка, помогая их развитию [11, c.22-23].
Одновременно с учебной работой педагог ведет и большую воспитательную работу, в особенности в период организации и первых занятий кружка. Он должен объединить учащихся в единый коллектив, живущий общими интересами, с едиными творческими устремлениями.
Члены кружка выбирают старосту, который становится помощником учителя. Он следит за дисциплиной, за посещаемостью. Каждый поступивший в изокружок должен посещать занятия, выполнять предусмотренные планом задания и разработанные кружком правила поведения, принимать активное участие в делах кружка.
Таким образом, организация внеурочной деятельности и основные формы изобразительного искусства играют важную роль в развитии учащегося, помогая ему раскрыть творческий потенциал, приобрести новые навыки и получить позитивный опыт общения с искусством. В частности, деятельность кружков способствует не только обогащению знаний об изобразительном искусстве, но и формированию значимых социальных навыков, таких как работа в команде и критическое мышление. Так же стоит отметить, что продолжение и расширение подобных инициатив является необходимым условием для обеспечения условий, благоприятных для неограниченного творческого роста обучающихся.
История развития, виды и технология изготовления
гжельской росписи
Гжель, с его неповторимым стилем и богатой историей, представляет собой значительный вклад в мировое художественное наследие. Изучение данной темы позволит нам не только проследить эволюцию этого уникального искусства, но и понять сложный технологический процесс, лежащий в основе создания изысканных гжельских изделий. Проанализируем эволюцию гжельской росписи с момента ее зарождения до современности, определим основные виды и стили, а также детально опишем технологические этапы производства, от подготовки глины до финальной обработки готового изделия.
Гжельский промысел известен около 700 лет, но на самом деле, никто не знает, когда он возник, ведь первое упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 года. Гжельская волость расположена на суглинистых нечернозёмных угодьях, поэтому с древнейшех времен здесь селились в основном мастера гончарного дела. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь» (глину жгут, обжигают, глиножоги), ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу.
Широкая добыча разных сортов глины велась с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «Во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный М.В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская…, которой нигде не видал я белизною превосходнее…» [26, c.288].
Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской майолики. Здесь начинают выпускать «чернолощеную» (закопченую) керамику и «муравленую» (покрытую глазурью) посуду. К 1800 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих гончарную посуду. После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы.
Вторая четверть XIX века – период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой глиняной массы [25, c.208].
C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, производство керамики резко сокращается. Развитие капитализма в России привело к промышленному кризису. Народное искусство быстро вырождалось и на рубеже XIX-ХХ веков пришло к полному забвению.
Только после Октябрьской революции и национализации заводов в Гжели начинается восстановление промысла. В 1929 году в Гжели была создана первая артель под названием «Вперед, керамика». Через некоторое время образовалось еще несколько артелей, которые впоследствии объединились в предприятие «Художественная керамика».
Уже в 1930-х 1940-х гг. здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий различной величины и тональной насыщенности, туловище – бутон с волнистыми краями шея, грудь – каплевидные лепестки. Художники и живописцы, создавая свои произведения и украшая их росписью, берут сюжеты и сцены из окружающей природы [31, c.240].
Виды гжели.
На протяжении долгой истории своего развития гжельский стиль претерпевал значительные изменения.
Выделяют пять основных видов гжели:
Узоры и элементы росписи.
Условием успешной работы в технике «гжель» является искусство владения кистью. Нужно уметь рассчитывать направление мазка, его ширину и плотность. Изящные переходы между светлыми и темными оттенками синего цвета осуществляются за счет правильной работы со светотенью.
Основные элементы и приемы гжельской росписи:
Наиболее часто встречаются следующие узоры:
Разумеется, несмотря на описанные здесь сложившиеся веками традиции письма, каждый художник всегда вносит в изображение свою собственную фантазию, частичку своей души. Это делает каждое гжельское изделие уникальным.
Технология изготовления гжельской росписи – это сложный и многоэтапный процесс, требующий высокой концентрации и точности. Он включает в себя несколько ключевых этапов:
Подготовка глины. Добыча и очистка: глина для гжельских изделий добывается из местных месторождений. Ее очищают от примесей, просеивают и тщательно перемешивают с водой, чтобы получить однородную массу [30, c.359].
Формовка: из подготовленной глины формируют изделия различными способами: ручным леплением, литьем в формы или на гончарном круге. Этот этап требует высокого мастерства и художественного чутья.
Сушка: сформованные изделия сушат в специальных условиях, чтобы удалить лишнюю влагу и предотвратить растрескивание.
Обжиг: подготовленные изделия обжигают в печах при высокой температуре (около 900-1000°С). Этот обжиг превращает глину в пористый бисквит, готовый к росписи.
Выбор эскиза: мастер выбирает эскиз, который может быть разработан им самим или взят из традиционных образцов.
Нанесение росписи: роспись выполняется специальными минеральными красками, которые разводятся водой. Традиционно используется кобальт для создания синего цвета, а также другие оксиды металлов для получения различных оттенков. Краски наносятся на бисквит кистями разной толщины, создавая тонкие линии, замысловатые узоры и детализированные изображения. Различают подглазурную и надглазурную роспись [32, c.168].
Подглазурная роспись: краски наносятся на бисквит до нанесения глазури. При обжиге они вплавляются в глину, становясь ее частью.
Надглазурная роспись: краски наносятся после нанесения глазури. Этот метод позволяет создавать более яркие и насыщенные цвета.
Сушка: После росписи изделия снова сушат для лучшего сцепления краски с поверхностью.
Глазурование. Нанесение глазури: на расписанные изделия наносят слой бесцветной или слегка молочной глазури. Глазурь защищает изделие от повреждений, придает ему блеск и глубину цвета.
Сушка: Изделия снова сушатся.
Обжиг: Изделия обжигают во второй раз при температуре около 1200-1300°С. Этот обжиг сплавляет глазурь с поверхностью, закрепляя роспись и придавая изделию прочность и водонепроницаемость.
Полировка: готовые изделия полируют для придания им дополнительного блеска.
Современные технологии позволяют использовать более совершенные печи и краски, но основные принципы остаются неизменными, передаваясь из поколения в поколение. Каждый этап требует опыта и мастерства, и только при соблюдении всех тонкостей можно получить изысканное гжельское изделие с его неповторимым очарованием [24, c.128].
Из выше сказанного можно сделать вывод, что следует уделять внимание сохранению традиций и передаче знаний молодому поколению, что способствует сохранению культурного наследия и поддержке интереса к этому виду искусства. Организованные занятия по гжельской росписи способствуют развитию у детей творческих способностей, мелкой моторики и навыков социального взаимодействия, что положительно сказывается на общем эмоциональном и интеллектуальном состоянии ребёнка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ