Автор: Кукурчиева Дарья Николаевна
ТОЛЕРАНТНОСТЬ, КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Кукурчиева Дарья Николаевна, студент, бакалавр.
Научный руководитель: Муева Ангелина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б.Городовикова» (г. Элиста)
Автор в статье рассматривает толерантность, как основополагающую характеристику личности в работе социального педагога. За последнее десятилетие наблюдается устойчивый рост численности граждан и семей, относящихся к категории социально незащищенных. Данная тенденция детерминирует необходимость совершенствования механизмов оказания квалифицированной помощи, а также системной поддержки и защиты со стороны государства.
Следует подчеркнуть, что профессиональная деятельность в социальной сфере предъявляет повышенные требования не только к когнитивной базе специалиста, но и к его личностным характеристикам. Основное предположение исследования заключается в наличии детерминирующей связи между уровнем сформированности толерантности у социальных педагогов и эффективностью их профессиональной деятельности. Согласно гипотезе, высокая степень развития данного качества способствует повышению результативности социально-педагогического сопровождения обучающихся за счёт оптимизации коммуникативных стратегий и этико-ценностных оснований взаимодействия.
Ключевые слова: толерантность социальных педагогов
Современная реальность выдвигает повышенные требования к качеству социальной поддержки населения, подчеркивая необходимость высококвалифицированных специалистов — социальных педагогов. Их профессиональная деятельность должна базироваться на глубоких знаниях, специализированных умениях и развитых личных качествах, позволяющих эффективно взаимодействовать с людьми, находящимися в сложных жизненных ситуациях.
Мы предполагаем, что рассмотрения данной проблеммы очень актуальна в данное время.
Толерантность представляет собой сложное социально-педагогическое явление, изучаемое в рамках различных научных дисциплин, таких как философия, психология, педагогика, право и социальная работа [1].. Термин толерантность вмещает в себя ряд значений, среди которых преобладают понятия терпимости, гуманности и милосердия.
В данной статье мы рассмотрим отечественных ученых, психологов и философов, которые внесли значительный вклад в её научное обоснование и развитие [1].. например ( В. Б. Захарович.).
Проведем комплексный теоретический анализ толерантности как ключевого компонента профессиональной деятельности социальных педагогов.
В ходе исследования установлено , что профессиональная деятельность социального педагога носит многопрофильный характер, объединяя функции исполнителя, исследователя и руководителя. Ее эффективность определяется интеграцией теоретических знаний, практических навыков и личностных качеств, направленных на поддержку лиц, находящихся в сложных жизненных ситуациях.
Особое внимание уделено психологическим особенностям личности социального педагога, среди которых выделены интеллектуально-профессиональные, нравственно-моральные, коммуникативно-информационные и организационно-волевые качества. Показано, что успешность деятельности специалиста напрямую зависит от его эмоциональной устойчивости, эмпатии, способности к саморегуляции и толерантности.
Толерантность рассмотрена как социально-педагогическая категория, базирующаяся на принципах уважения к культурному, этническому и социальному разнообразию. Она выступает не только личностным качеством, но и профессиональной компетенцией, необходимой для формирования инклюзивной среды и профилактики конфликтов. В контексте работы с уязвимыми группами (дети из неблагополучных семей, лица с ограниченными возможностями здоровья) толерантность обеспечивает гуманное взаимодействие, способствует социальной адаптации и реабилитации подопечных.
Для изучения уровня толерантности использовался экспресс-опросник «Индекс толерантности». Данный опросник разработан для выявления индивидуальных особенностей восприятия социальных взаимодействий и оценки отношения к различным социальным группам
Эмпирическая часть исследования выявила противоречивые тенденции. Диагностика уровня толерантности среди социальных педагогов показала доминирование низких показателей в этнической (10–19 баллов) и социальной (13–21 балл) сферах, что свидетельствует о наличии стереотипных установок и ограниченной готовности к межкультурному взаимодействию. При этом реализация коррекционно-развивающей программы, включавшей семинары, театральные постановки и изучение региональной культуры, позволила достичь перехода к среднему уровню толерантности (61–99 баллов) у 93% респондентов. Однако сохранившиеся проблемы в когнитивном и поведенческом компонентах подчеркивают необходимость углублённой работы над преодолением стереотипов и развитием навыков конструктивного разрешения конфликтов.
Обобщая результаты исследования, можно заключить, что толерантность является системообразующим элементом профессиональной идентичности социального педагога. Ее развитие в рамках образовательных программ и практической деятельности способствует повышению качества социально-педагогической поддержки, укреплению гуманистических ценностей в обществе и созданию условий для гармоничного развития личности в поликультурной среде.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Авдонина, Н. С. К проблеме определения компонентов структуры профессиональной идентичности // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2017 – № 3(16). – С. 127-131.
Батырева, А. Д. Подходы к определению феномена толерантности // World Science: problems and innovations : сб. ст. – Пенза, 2018 – Ч. 1 – С. 283-286.
Болучевская, В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий : монография / В.В. Болучевская. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010 – 264 с.
Бугайчук Т.В. Профессиональная идентификация будущего преподавателя на современном этапе развития образования: структура и характеристика // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013 – №8-2 (15).
Бура Л. В. Формирование профессиональной идентичности обучающихся бакалавриата // Гуманитарные науки (г. Ялта). – 2020 – №3 (51). – С. 41-48.