Автор: Головнина Ксения Васильевна
Тренинг для педагогов
«С Любовью к себе»
Цель:
Способствовать сохранению и укреплению психического здоровья педагогов
Задачи:
— Осознание педагогами своей индивидуальности;
— Создание условий для поиска своих сильных сторон;
— Развитие умения любить и ценить себя;
-Обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния.
Ход тренинга:
Психолог: — Я рада, что мы смогли встретиться и у нас появилась возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и попутно что-то узнать о себе и о коллегах,
Наш тренинг неспроста называется «С любовью к себе».
Скажите пожалуйста, что значит ЛЮБИТЬ СЕБЯ? ( ответы педагогов)
Психолог: Любить себя — это не значит все время гладить себя по головке и все прощать. Любить себя — это значит понимать свои слабости и недостатки и даже отвратительные черты, для того, чтобы иметь силы и возможности их преодолевать, становиться лучше, сильнее, независимее. А значит, быть готовым к любым трудностям.
Полюбить себя значит понять и принять все в своей жизни, в своем окружении. Скажите честно, вы любите себя? А если честно-честно? К сожалению, далеко не каждый человек может признаться себе в любви откровенно и без «заморочек». Что же за несправедливость такая? Пора исправлять, как вы считаете?
Психолог: Многие книги, громкие лозунги, плакаты, книги твердят: «Все начинается с любви к себе!». И вроде бы все предельно просто, бери и люби, чего усложнять? Вот только КАК это реально сделать? И вообще, если честно, зачем нам любить себя? Что такого может дать это загадочное чувство? Давайте разбираться.
Психолог: Все начинается с любви к себе. Счастливые, гармоничные и здоровые отношения с мужчинами, успех в карьере, взаимопонимание с детьми и близкими ― все это превратится из несбыточной мечты в реальность лишь тогда, когда вы полюбите себя. Да, всего одно условие, но такое важное, такое необходимое! Любить себя ― значит уметь заботиться о собственном теле, ценить свое время и ресурсы, постоянно развиваться и стремиться к гармонии.
Психолог: Зачем нужно любить себя?
Очевидно, что если звезды зажигаются – значит, кому-то это нужно. Так и с любовью к себе. По мнению специалистов, именно она нужна нам для:
1. Цветущего вида. Самодостаточную (не путать с самовлюбленной!) и любящую себя женщину всегда видно издалека, правда? Она умеет себя преподнести, находит время на то, что нравится и дает энергию. А, значит, всегда отлично выглядит. И дело не только и не столько в нарядах, а в особом блеске глаз и шлейфе света вокруг нее. Замечали?
2. Гармоничных отношений. Банально, но если человек не испытывает любви к себе, как он может подарить это чувство другому? Ведь из пустого сосуда невозможно чего-то налить. Даже если очень хочется. И наоборот, если в душе гармония и счастье, так просто и естественно делиться им с родными и любимыми людьми. Отсюда и счастливые взаимоотношения.
3. Развития. Для выхода из зоны комфорта необходим мощный стимул. А где его взять, если нет ни сил, ни желания? Любовь же к себе помогает не просто любоваться собой в зеркале, но и искать пути дальнейшего развития, интеллектуального, физического, духовного.
4. Здоровья. Грустно, но привычка загонять себя, не щадить силы и постоянно чувствовать вину за все не может не сказаться на здоровье. Могут появиться психосоматические заболевания – из жалости к себе, обид, вины, зависти, несовместимых с любовью. Если же человек себя любит, он может найти ресурс для восстановления и поддержания здоровья.
Вот, вроде разобрались, что любовь к себе реально нужна. Но почему она не приходит? Если человеку сложно что-то сделать, в частности – полюбить себя, на это есть определенные причины. Давайте попробуем с ними разобраться.
Психолог: Почему мы себя не любим?
Среди основных причин можно назвать следующие:
1. Зависть. Когда у соседа забор ровнее и дом выше, сложно реально оценивать собственные достижения и перспективы. Черная жаба уверенно делает свое дело, потихоньку разрушая искреннюю жажду к жизни.
2. Перфекционизм. Да-да, хорошее и лучшее – полярно разные вещи! В стремлении к идеальным себе, отношениям, обстоятельствам, настоящая жизнь часто остается за бортом. Мало того, мы за это еще и казним сами себя, мол, недостаточно старались, все не так делали. Лентяи.
3. Высокий уровень внушаемости. Если для человека особое значение имеют даже слова незнакомой бабки из подъезда, не говоря уже о великих гуру, ему бывает сложно лавировать в мире навязанных ценностей и стереотипов. Человек сказал, ты уродина, значит, так оно и есть. И никаких «но».
4. Излишняя сосредоточенность на внешнем мире. Другими словами, когда мы постоянно заняты только зарабатыванием денег, выслуживанием перед кем-то или огромной массой достигаторских планов, зачастую времени и сил на себя просто не остается. Что там говорить, мы можем даже не задумываться о такой необходимости, воспринимая все как должное. Даже можем не заметить проблемы со здоровьем и отношениями.
Психолог: Скажите у кого—то есть такие причины, можете не называть какие именно, просто сказать Да или Нет????
Психолог: Наверняка, есть еще множество других, не менее важных, причин, но мы назвали самые частые случаи.
Психолог: А теперь перейдём к тому что у нас с вами профессия одна из главных и педагог в образовательном учреждении в силу своей профессиональной деятельности, испытывает сильные эмоциональные перегрузки. И в некоторых обстоятельствах педагог испытывает огромное нервно — психическое напряжение и часто не справляется с ним. Проявляется это в виде повышенной раздражительности, возбуждения, апатии к работе, которая приносила когда- то радость. Педагог с такими проблемами не способствует психическому и личностному развитию у детей, так как его негативное состояние передается им.
Психолог: Поэтому, сегодня мы с вами попробуем отвлечься от рабочих дел, ДАТЬ СЕБЕ отдохнуть и зарядиться положительными эмоциями.
1 Упражнение « Комплимент»
Каждому участнику раздают лист бумаги и карандаш. Каждый пишет своё имя, как ему нравится как его называют. И загибает листок, чтобы не было видно. Листочки все перемешиваются, и раздаются участникам, каждому нужно написать пожелание «неизвестному» человеку. Потом участники зачитывают свои пожелания.
2 Упражнение «Прокати мячик»
Участникам раздают листы бумаги, их нужно свернуть так, чтобы получился «желобок». Один участник держит корзинку ( коробку, мешок ). Ведущий запускает по первому «желобку» мячик, задача участников продолжить «дорогу», чтобы мяч докатился в корзинку.
Держать себя в руках – удел мужчин,
А мне не стоит этим так морочиться;
Я – женщина! Есть миллион причин,
Чтоб быть всегда такой, как сердцу хочется!
Психолог: Слова говорят о том, что мы Девушки, Женщины, Мы можем плакать, когда нам хочется плакать, Мы можем смеяться, когда нам хочется смеяться, Мы можем быть сильными! Мы можем быть слабыми! Главным остаётся то, что Мы должны Ценить себя и Любить себя!
3 Упражнение «Весёлые танцы»
Все участники встают в колонну. Первый участник смотрит на ведущего, остальные отвёрнуты в другую сторону. Ведущий первому участнику показывает движение, задача участника запомнить и передать следующему и так далее. Потом последний участник показывает движения которые «дошли» до него.
4 Упражнение «Театр Кабуки»
Ход: Игра напоминает игру «Камень, ножницы, бумага».
В театре Кабуки есть 3 главные роли:
Принцесса. Чтобы изобразить Принцессу надо присесть покачивая плечами и сказать: «Хи!».
Дракон. Вверх поднимают обе руки изображая когти и произносят: «Р-р-р!»
Самурай. Выхватывают воображаемый меч и резко произносят: «Ха!»
Каждая из команд посоветовавшись выбирает себе роль. При этом надо учитывать, что Самурай убивает Дракона, Дракон съедает Принцессу, а Принцесса очаровывает Самурая. Победившая команда получает очко. Игра продолжается до 5 очков.
5 Упражнение «Ресурсы»
На листах бумаги вам необходимо в виде схемы, например, солнышка с лучиками изобразить все, что способно улучшить вам настроение, те дела или предметы (это могут быть даже мелочи, которые доставляют вам радость). Постарайтесь вспомнить как можно больше, ведь это ваши ресурсы, из которых вы черпаете силу и энергию.
Все, что вы сейчас записали – это ваши ресурсы в борьбе со стрессом. Например, после работы чувствуете усталость, а домашние как назло не готовы это понять – дайте себе несколько минут, уйдите в другую комнату, включите любимую мелодию и просто полежите, придите в себя… Вы приведете свое состояние в норму, и легче будет общаться с домашними…
Психолог: Кто хочет поделиться своими способами? Обмен опытом всегда обогащает… Сложно ли вам было выполнять это задание? Что вы заметили в процессе его выполнения?
6 Упражнение медитация «Люби себя».
Педагоги располагаются в удобную позу, и слушают медитацию.
Психолог: Молодцы! Как ваши ощущения? Получилось расслабиться? Отдохнуть? Может о чём-то задумались?
Психолог: Я хочу сказать вам, в погоне за чем-то не забывайте о главном! О Себе! Умейте радоваться всему что вас окружает. Находите плюсы там, где их казалось бы совсем нет! И Если ситуацию нельзя изменить, Измените отношение к ней и не тревожьтесь по пустякам. Вы все уникальные, таких как вы больше нет в этом мире! Вы такие, какие вы есть принимайте себя, уважайте себя, Цените себя, любите себя!