Автор: Галимуллина Ландыш Хабировна
Галимуллина Ландыш Хабировна
МБДОУ “Детский сад №151 комбинированного вида” Ново-Савиновского района г. Казани”
Тренинг на сплочение коллектива «Сила в единстве»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения; сплочение педагогического коллектива и построение эффективного командного взаимодействия; совершенствование коммуникативных навыков; вызвать ощущение доверия и психологического комфорта в данной группе людей.
Задачи:
· Улучшение эмоционального состояния педагогов;
· Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;
· Снятие эмоционального напряжения педагогов.
Ход тренинга
Приветствие
-Здравствуйте, уважаемые участники! Приглашаю всех в один общий круг (Все садятся на стулья, которые расположены по кругу).
-В каждом тренинговом кругу есть правила. Давайте и мы с вами познакомимся с ними. Если кто-то хочет добавить правило, пожалуйста, смело озвучивайте.
Правила:
• Здесь и сейчас (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь).
• Говорю за себя.
• Внимательно слушать друг друга.
• Не перебивать говорящего.
• Уважать мнение друг друга.
• Безоценочность суждений.
• Активность.
• Правило «стоп».
• Конфиденциальность (все, что происходит здесь, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы).
Ход тренинга
Упражнение 1. «Только хорошее»
Ход: Участникам предлагается поздороваться и вспомнить, что хорошее произошло с ними этим утром.
Анализ:
Насколько легко вспомнить хорошие моменты? Замечаете ли вы их в обычной жизненной ситуации?
Вывод:
Упражнение хорошо показывает насколько участники обращают внимание на положительные моменты и как концентрируются на негативе.
Упражнение 2. «Постройтесь по…»
Цель: преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.
Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось.
Можно также построиться в шеренгу по
· цвету волос;
· размеру ноги;
· по цвету глаз от самых светлых до самых темных.
Анализ:
§ Что было легко, что давалось сложнее?
§ Удалось взаимодействовать с закрытыми глазами?
§ Как вы себя ощущали во время упражнения?
Упражнение 3. «Я еду в путешествие»
Цель:
Ход: Участникам предлагается поехать на юг, однако есть одно условие, выполнение которой дает возможность поехать на отдых. Каждый должен сказать «я еду на юг и беру с собой … (предмет, который начинается на ту же букву что и имя участника)». Если участник не догадался и ведущий ответил «мы не можем взять тебя на юг», то передает другому слово и продолжает думать. Упражнение продолжается до тех пор, пока все не будут готовы к путешествию, услышав «мы берем тебя на юг».
Анализ:
· Какие чувства испытываете сейчас и какие испытывали во время игры?
· Были ли какие-либо трудности или упражнение далось легко?
Упражнение 4. «Сиамские близнецы»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Ход: Участники делятся на пары. Тонким шарфом или платком связываются руки участников в паре. Вторая рука участников остается свободной. Каждой паре даётся лист бумаги. Участникам предстоит сделать бумажный самолет, а после запустить его. Действовать можно только той рукой, которая свободна.
Анализ:
· Трудно ли было создавать самолёт вместе?
· Если да, то в чём именно заключалась трудность?
· Обсуждали ли порядок действий? Были ли споры и конфликты?
Вывод:
По ходу упражнения можно пронаблюдать какие роли на себя берут участники в паре (работа на равных, руководящая роль или подчиняющаяся, пассивное участие и т.д.).
Упражнение 5. «Рисуночное письмо»
Ход: Участники делятся на 2 команды и каждой дается письмо, которое они должны передать другой команде при помощи рисунка. Другая команда угадывает. В качестве письма могут использоваться песни и стихи.
Письмо №1.
Пусть бегут неуклюже
Пешеходы по лужам,
А вода по асфальту рекой.
И неясно прохожим
В этот день непогожий,
Почему я веселый такой.
Письмо №2.
Если долго, долго, долго,
Если долго по тропинке,
Если долго по дорожке
Долго ехать и бежать,
То, пожалуй, то конечно,
То, наверно, верно, верно,
То, возможно, можно, можно,
Можно в Африку прийти!
Анализ:
Упражнение 6. «Приятное письмо»
Ход: Каждому участнику раздается листок, который подписывается. Дальше каждый передает листок соседу, он, в свою очередь, пишет положительное качество об этом человеке. Упражнение продолжается пока листок не вернется к своему хозяину.
Упражнение 7. «Большая семейная фотография»
Ход: Участникам предлагается представить, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Участники коллективно выбирают «фотографа», которому необходимо расположить всю «семью» для фотографии. Все помогают «фотографу» эмоционально, активно распределить роли для каждого. После того, как все готовы, делается фотография коллектива, которую в дальнейшем предлагается распечатать и поставить в рамку.
Рефлексия.
§ Получили ли что-то новое для себя?
§ Какие выводы, наблюдения сделали на будущее?
§ С какими ощущениями завершаете тренинг?
Итог.
— Завершая нашу встречу в этом кругу хочется сказать, чтобы вы не забывали, что Вы – единое целое, каждый из Вас важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!