Тревожность младших школьников

Автор: Разина Мария Сергеевна

Изучение тревожности младших школьников считается актуальным в современном мире. Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в практике. Актуальность проблемы, несомненна, так как число тревожных детей стремительно растет и важно знать причины, способствующие возникновению тревожности, чтобы своевременно предотвратить их. В последние годы данной проблеме уделяется значительное внимание, так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям.

В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности. Так, А.М. Прихожан указывает, что тревожность – это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности».

Согласно К. Хорни, различают 2 типа тревожности: базальную тревожность, которая возникает в ответ на потенциальную опасность и явно выраженную тревожность, которая возникает в ответ на явно выраженную опасность.

Тревожность того и другого типа — потенциальная или явно выраженная — может быть по различным причинам вытеснена; тревожность может проявляться лишь в сновидениях, в сопутствующих физических симптомах, в общем беспокойстве, но сознательно не восприниматься.

Младший школьный возраст, период наибольшей пластичности нервной системы и восприимчивости к обучению, в нем закладывается фундамент дальнейшего развития ребенка. Поэтому проведение коррекционной работы по понижению уровня тревожности в этом возрасте будет наиболее эффективной. Особенно если она будет, проводится в игровой форме. Поскольку в школьном возрасте игра все еще остается важной деятельностью. Эмоции, вызванные игрой, помогают ребенку младшего школьного возраста противостоять неприятным ощущениям. В игре положительные эмоции нейтрализуют отрицательные, способствуют возникновению у ребенка произвольных действий.

Коррекция тревожности в младшем школьном возрасте в свою очередь включает специальные средства и техники, направленные на снижение уровня тревожности. Большинство отечественных психологов, таких как Б. Кочубей и Е. Новикова, В. С. Мухина, А. М. Прихожан считают, что коррекцию тревожности нужно вести в трех направлениях: повышать самооценку ребенка, внушать ему веру в свои способности; учить ребенка снимать мышечное напряжение, расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку; обучать умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство.

Для коррекции тревожности в младшем школьном возрасте применяется большое количество способов и методов. Одним из таких методов является арт-терапия, который использовали как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов коррекции тревожности З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Маслоу. С точки зрения этих психологов коррекционные возможности данного метода связаны с предоставлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я». Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышают самооценку младшего школьника и степень его самопринятия и самоценности. К тому же арт-терапия способствует расслаблению, снятию напряженности у детей.

Куклотерапия еще один популярный метод, используемый как в зарубежной, так и в отечественной практике коррекционной работы с младшими школьниками. Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Это частный метод арт-терапии. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия младшего школьника и психолога. Любимая игрушка «участвует» в спектакле, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется.

Сказкотерапия также является способом коррекции тревожности, использующим сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Выделяют следующие коррекционные функции сказки: психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое реагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации.

С. Кратохвил, Е. Крамер, А. И. Захаров применяли проективное рисование как вспомогательный метод при коррекции страхов и тревожности у младших школьников, поскольку он помогает диагностировать и интерпретировать эмоциональные проблемы, работать с чувствами, которые дети не осознают по тем или иным причинам. По мнению А. И. Захарова, рисуя, школьники дают выход своим чувствам, желаниям, перестраивают свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасаются с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

В проективном рисовании используются следующие методики: свободное рисование- рисунок выполняется индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Коммуникативное рисование- группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему. Обсуждение- совместное рисование: несколько человек молча рисуют на одном листе. По окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками.

З. Миллер и В. Ю. Завьялова использовали музыкотерапию в качестве основного метода коррекции тревожности, страхов, эмоциональных отклонений. Разработанные ими различные методики предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности. В. Ю. Завьялова выделяет следующие направления коррекционного действия музыкотерапии: эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии, развитие у младших школьников навыков межличностного общения, регулирующее влияние на психовегетативные процессы.

Г. Юнова использовала психогимнастику как самостоятельный метод коррекции тревожности. По методике каждое занятие, включет в себя ритмику, пантомимику, коллективные игры и танцы, состоит из трех фаз: снятие напряжения, пантомимическая часть, заключительная фаза закрепляет чувство принадлежности к группе, в ней используются различного рода коллективные игры и танцы. Очень полезны упражнения на релаксацию. Они основываются на понимании релаксационного состояния как антипода стресса с точки его проявления, особенностей формирования и механизмов запуска.

Таким образом, можно выделить следующие методы и способы для коррекции тревожности в младшем школьном возрасте: психогимнастика, музыкотерапия, арт-терапия, куклотерапия, проективное рисование, метод активной нервно-мышечной релаксации. Каждый метод представляет собой набор техник, направленных на: повышение самооценки ребенка, внушение веры в свои способности, обучение ребенка снимать мышечное напряжение, расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку, умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение ее уровня, разнообразны и являются как внутриличностными (внутренний конфликт и эмоциональный опыт, так и внешними (условия семейного воспитания, школьная успешность, взаимоотношения с учителями и со сверстниками). Однако и то и другое в младшем школьном возрасте поддается коррекции.

×
×