Автор: Исаева Наталья Викторовна
ТРИЗ как развитие креативного мышления младших школьников ( Учитель: Исаева Наталья Викторовна)
Чтобы творить, необходима способность к творчеству — креативность. Ее развитию посвящено немало трудов, однако большинство исследователей сходятся на том, что в первую очередь необходимо знать, как творить. Одной из общепризнанных технологий творчества является ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, созданная Г. С. Альтшуллером.В СССР ТРИЗ появилась в 1946 году.ТРИЗ- это набор методов решения задач, в основе которых лежит креативный подход, т.е. это системная теория обучения творчеству. Цель ТРИЗ- развитие гибкого мышления и фантазии, развитие способности решать сложные задачи изящным и эффективным способом.
На земле нет областей человеческой деятельности, где не требуется постоянное увеличение доли творчества. ТРИЗ развивает системный и диалектический образ мышления, применимый к любым жизненным ситуациям. В ТРИЗ используют около 40 приёмов. Основой ТРИЗ является Изобретательская задача, которая строится на основе формулирования противоречия, которое следует решить внесением в поле задачи нового фактора.
Эксперт по ТРИЗ-педагогике Анатолий Гин выделяет пять принципов обучения:
1) Давать ученику право выбора везде, где возможно
2) Сталкивать с проблемами, без чёткого алгоритма решения и ответа
3) Обучать через опыты, практику, исследования, эксперименты
4) Постоянно отслеживать интерес учеников
5) Стремиться к максимальной пользе при минимальных затратах.
Сейчас мы попробуем выполнить упражнение «Принцесса и крестьянин». Цель: побудить людей к творческому мышлению.
Текст: Крестьянин захотел жениться на принцессе. Король, ее отец, пришел в ярость и приказал отрубить крестьянину голову за дерзость. Но крестьянин был красив, а королева добра и желала дочери счастья, поэтому она уговорила короля подвергнуть крестьянина испытанию. Было решено, что он должен вытащить из ящика одну из двух карт и принять то, что будет на ней написано, как свою судьбу. На одной карте будет написано «свадьба», а на другой – «смерть». Если он откажется, то умрет. Однако король смошенничал: пометил обе карты словом «смерть» и положил их в ящик. Королева заметила это и поспешила рассказать обо всем принцессе, чтобы та смогла предупредить своего возлюбленного о неразрешимой задаче и той ужасной опасности, что нависла над ним. Однако, когда пришло время испытания, крестьянин держался спокойно. Он вытянул карту, после чего женился на принцессе и жил после этого счастливо. Король так рассвирепел, что умер от удара, а королева унаследовала престол. Как крестьянину удалось избежать ловушки, устроенной злым королем?
Правильный ответ: правильный ответ гласит, что крестьянин вытянул карту и, не взглянув на нее, порвал на клочки, проглотил и сказал: «Пусть другую карту достанет король, и я узнаю свою судьбу из его рук. Если он вытянет «свадьбу», я буду знать, что моей картой была «смерть», и смирюсь со своей судьбой. Но если картой короля будет «смерть», я пойму, что моей была «свадьба», и смогу жениться на принцессе».
Завершение: участники часто считают, что короля тем или иным способом надули. Например, они скажут, что крестьянин подкупил человека, который клал карты в ящик, или что он попросил принцессу заменить «свадьбу» на «смерть». Один участник предположил, что эта история является старой французской сказкой, и что королева заставила короля написать букву «с», которая будет означать «смерть», а король был так глуп, что не вспомнил, что «с» означает также и «свадьбу».
В действительности не важно, какие предположения высказывают люди. Единственной целью занятия является немного встряхнуть их мозги.
Вы искали ответ методом проб и ошибок. Уолт Дисней разработал свою стратегию на основе ТРИЗ. Стратегия Уолта Диснея — один из самых известных и популярных методов развития творческого потенциала.
Суть метода в том, что каждому этапу/акту соответствует определенная роль:
1. Генерация идей — Мечтатель (вдохновение)
2. Поиск путей реализации — Реалист (прагматизм и реалистичный подход)
3. Критика — Критик (критическое мышление).
Попробуем решить ещё одну задачу, используя метод Диснея. 1 ряд- мечтатели, 2 ряд — реалисты 3 ряд — критики. Задача 3. Восьмилетний мальчик баловался со своей младшей сестрой. В результате она забежала в детскую комнату и закрыла за собой дверь. Как войти в дверь, закрытую с другой стороны младшей сестрой четырех лет? Можно применить силу или угрозы, поднять крик? Это опасно для маленькой девочки, и как-то не по-мужски даже для восьмилетнего мальчика. Как без применения силы открыть закрытую дверь?
Креативность важно при работе со школьниками, поскольку она стимулирует их воображение, навыки критического мышления и способности решать проблемы. Это позволяет им выражать себя, исследовать разные точки зрения и находить инновационные решения проблем. Креативность также повышает их мотивацию, вовлеченность и удовольствие в обучении, делая образование более эффективным и запоминающимся. Кроме того, творчество способствует адаптации и готовит детей к будущей карьере, которая требует нестандартного мышления в постоянно меняющемся мире.