Автор: Евгения Александровна Родина
Трудности преподавания русского языка в системе среднего профессионального образования
Аннотация: В статье анализируются основные проблемы преподавания русского языка в СПО, выявляются причины их возникновения и предлагаются некоторые способы разрешения в ходе учебной деятельности.
Язык является средством и материалом формирования и становления личности человека. Язык-это непрерывный процесс познания мира, освоение его человеком. И главное, язык является основным средством общения между людьми. «Именно поэтому язык играет столь значительную, если не сказать решающую, роль в формировании личности, национального характера, этнической общности, нации». По большому счету, личность каждого из нас начинается с языка, а освоение его становится важнейшим процессом в ходе обучения.
Трудно делать выводы о человеке, если мы не имеем представления о его речи: ее содержательности или пустоте, богатстве или скудности, выразительности или безликости. Качество речи человека и его уровень владения языком заметны всегда и позволяют сделать обоснованные предположения о его личностных и профессиональных качествах. В частности, отсутствие навыка владения профессиональной терминологией изобличает как минимум слабую теоретическую подготовку человека, по поводу его практической профессиональной подготовки также возникнут сомнения. Для каждого входящего в трудовую деятельность человека становится актуальным вопрос овладения языком в целях профессиональной самореализации. Поэтому нельзя преуменьшать значение изучения филологических дисциплин, в частности, русского языка и литературы, в профессиональном учебном заведении.
К сожалению, сегодня, как показывает практика, уровень освоения русским языком для многих учащихся труднодостижим или недостижим совсем. В связи с тем, что последние несколько лет занятия проводились дистанционно из-за пандемии коронавируса, уровень подготовленности студентов первых курсов оставляет желать лучшего. Также оказывает негативное влияние именно на грамотное письмо использование современных гаджетов. Сейчас дети абсолютно не задумываются над грамотностью письма при наборе текста в мессенджерах, сообщениях. Можно даже вообще не набирать текст, например, в телефоне, так как за вас это может сделать голосовой помощник. Я много уже говорила и выступала с этой темой, о том, какое влияние оказывает использование современных гаджетов на уровень грамотности детей. Сегодня особенно заметен удручающий уровень развития связной речи у студентов.
На многих дисциплинах, на производственной практике и во внеучебных ситуациях свободно изъясняться в устной и письменной форме для многих становится непреодолимой задачей. Речь учащихся, как можем наблюдать, отличается небогатым синтаксисом, примитивностью конструкций, отсутствием образности, скудным запасом слов, отсутствием стилистической дифференциации, обилием просторечий, жаргона.
Отсутствие необходимости самостоятельно написать конспект урока для студентов, возможность взять готовый (часто очень посредственный) материал в Интернете приводят к «атрофии» навыка создания письменной речи, не говоря уже о способности творчески мыслить. В традициях педагогической подготовки всегда приветствовалась скрупулёзная работа по подготовке каждого конспекта пробного урока, он «вынашивался» неделю, терпел правку, что формировало в результате навык самостоятельной быстрой организации текста как составляющее профессиональной компетенции.
Развитие техники и возможность использования цифровых ресурсов порождают и эффект обилия предъявляемой на уроке информации одновременно с ее поверхностным усвоением, а чаще — неусвоением вообще. Прежняя запись лекций в такой ситуации была бы более благотворна: у студентов срабатывала механическая память, а также, что не менее важно, развивалась академическая речь и усваивались профессиональные термины. Неспособность студентов спонтанно выстроить «профессионально окрашенное» высказывание и невладение академической речью – на сегодня острейшая проблема педагогического образования.
Проблему грамотности усугубляет также нежелание студентов читать произведения литературы. Систематическое чтение – довольно редкое времяпрепровождение у современных студентов. Отсюда – незнание значения элементарных, казалось бы, слов, ограниченность лексикона. Отсутствие привычки к чтению имеет много причин, но одна из них и, вероятно, определяющая это состояние, имеет прямое отношение к педагогическому сообществу: содержание школьной программы по литературе очевидно нарушает педагогический принцип доступности материала.
Содержание программы по литературе для СПО также вызывает недоумение: что можно получить от предмета, предполагающего знакомство чуть ли не с половиной мировой классической литературы за сто восемнадцать часов? Поэтому изучение литературы должно происходить всю жизнь, а предмет быть обязательным в любом профессиональном учреждении на протяжении всего периода обучения.
Это о том – что читать; другой вопрос: как «читают» сегодня на уроках литературы? С начальных классов, где предмет называется уже не «Чтение», а «Литературное чтение» (что обозначает литературоведческий подход к текстам), произведением не учат наслаждаться, а «анатомируют» его, сводя на понятийный уровень и отыскивая примеры для иллюстрации понятий литературоведения. При таком подходе у обучающихся не может развиться ни чувство прекрасного, ни чутье языка, ни читательская самостоятельность и желание читать.
Поскольку теоретическое усвоение содержания дидактических единиц программы для большинства специальностей не является профессионально значимым, теоретическую подготовку можно минимизировать, заполнив содержание занятия формами и приемами работы, развивающими устную и письменную речь. Это могут быть дискуссии на актуальные темы, взаимообучение в малых группах, ведение словаря профессиональных терминов и выполнение упражнений по продуцированию речи с использованием собранного в них материала, а также многие известные приемы активизации познавательной деятельности обучающихся: Пресс-конференция, Мини-эссе, Реклама темы, Общий конспект, Кубик вопросов, «У меня возник вопрос!» и многие другие. Однако самыми эффективными приемами работы, как показывает опыт, являются следующие:
· эвристическая беседа в ходе открытия нового знания (при условии требования развернутых ответов);
· непродолжительные задания по письменному изложению собственных соображений на заданную тему или письменный ответ на поставленный преподавателем вопрос;
· пересказ по памяти содержания подготовленного сообщения (без опоры на текст);
· запись по памяти однократно зачитанного преподавателем небольшого текста (интересного или оригинального по содержанию; примерами таких текстов могут быть американская сказка «Вот он, вор!», русская народная сказка «Наговорная водица», притча о физике Нильсе Боре).
Что касается грамотности письменной речи, то можно заметить следующее явление: почти полностью утрачивается способность студентов осуществлять орфографический самоконтроль при пользовании письменной речью вне урока русского языка. Здесь на помощь могли бы прийти коллеги-преподаватели, побуждающие учащихся к объяснению того или иного написания, однако этого не происходит, чему причинами могут быть как недооценка преподавателями-нефилологами важности грамотной речи, так и нежелание работать на чужую репутацию.
Итак, проблемы лингвистического образования в профессиональной организации являются отражением современных тенденций в области обращения с языком. Для решения же проблемы снижения грамотности и уровня развития связной речи требуется, в первую очередь, пересмотр регламентирующих документов. Пока этого не произошло, остается надеяться на дальновидность преподавателей-филологов, а также их здравый смысл.