Автор: Микаилова Анна Олеговна
Введение ЕГЭ по русскому языку в форме централизованного тестирования заставило еще в свое время учителя перестроить весь образовательный процесс в средних и старших классах. Усиленную работу необходимо начинать в 5 классе, продолжая до 9, так как большая часть материала реализуется уже при государственной итоговой аттестации во время экзамена в 9 классе. В 10-11 классах необходимо выйти на завершающий этап работы по изученному ранее материалу.
При разработке системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку необходимо охватить все разделы языкознания: «Фонетику», «Орфоэпию», «Лексику», «Фразеологию», «Морфемику», «Морфологию», «Пунктуацию», «Орфографию», «Культуру речи», «Развитие речи» (подготовка к сочинению). Кроме этого учитель русского языка должен ежегодно анализировать результаты тестирования прошлогоднего экзамена. Это помогает выявить трудности и проблемы выпускников по конкретным темам и заданиям и целенаправленно отработать эти недостатки в работающем классе.
Одним из проблемных разделов для выпускников является «Пунктуация». Трудными остаются не только задания, ранее включенные в КИМы , но и новое, 21 задание, где нужно уметь выделить предложения со знаками препинания на одно правило.
Отрабатывать пунктуационные навыки лучше всего по отдельным темам раздела «Пунктуация»: «Тире между подлежащим и сказуемым», «Тире в неполном предложении», «Тире в бессоюзном сложном предложении», «Знаки препинания при однородных членах предложения», «Обособленные члены предложения», «Уточняющие члены предложения», «Вводные слова и вводные предложения», «Способы цитирования. Прямая и косвенная речь», «Запятая и тире в сложносочиненном предложении», «Запятая в составе сложноподчиненных предложений», «Двоеточие в БСП». Особое внимание при отработке практических навыков уделяется правилам, которые даются в Примечании или дополнении к основным пунктуационным правилам постановки знаков препинания.
Из своего опыта могу сказать, что ученик, прослушавший лекцию на уроке, далеко не всегда усваивает материал, даже сели учитель предложит ему массу практических заданий на закрепление материала, поэтому чаще всего предлагаю ребятам самим подбирать необходимые теоретические сведения по теме, а более сильным ученикам еще и практическую часть по теме или блоку. На сегодняшний день, опираясь на требования ФГОС, это помогает дать возможность каждому подойти к вопросу творчески, проявляя самостоятельность. Поэтому все уроки в 10-11 классах выстраиваю от обратного: сначала провожу срез по определенным заданиям ЕГЭ (16-21), затем, делая диагностику, заполняя оценочные листы, определяю, какие задания западают, в чем именно ошибки, только тогда даю возможность найти теоретический материал и подобрать к нему практическую часть. Практическую часть отрабатываем как в парах, так фронтально. Большую роль на уроке играет экспертная группа. Ее составляют те ребята, которые справляются с материалом на «4» и «5». Эксперты в течение всего занятия помогают корректировать деятельность слабеньких, помогают им в отработке навыка. Это мотивирует на результат, чтобы остаться в числе экспертов. Естественно, за каждой парой наблюдаю, направляю. Таким образом, сильные ребята еще раз повторяют и закрепляют материал по теме, а слабые имеют возможность индивидуально получить материал и практически его закрепить. Самое главное — взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимоподдержка влияет на межличностные отношения в классном коллективе.
Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.
Рассмотрим несколько заданий по пунктуации, которые вызывают у ребят наибольшую трудность при подготовке к ЕГЭ. Делая срезы, анализируя работы, заполнив диагностику, я определила проблемные вопросы, на которые хочу обратить ваше внимание.
Задание 16
С начальной школы ребенок знает, что запятая ставится в предложении, если оно имеет 2 и более грамматических основ, т.е. является сложным. Они себе это усваивают и, несмотря на то, что уже в среднем звене мы говорим об отдельных случаях отсутствия запятой в сложном предложении, все-таки ее ставят. Поэтому даю задание из контрольного среза по теме экспертам собрать предложения, где есть ошибки. Вместе с этими ребятами на дополнительных уроках мы составляем карточки-сигналы, которыми пользуются ВСЕ учащиеся на уроке, по этим карточкам (ИМЕННО СОДЕРЖАЩИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ) в дальнейшем ребята работают в парах. Вместе они составляют аналогичные примеры, чтобы было ясно, что материал слабому ребенку понятен.
Вот такой материал по знакам препинания в сложносочиненном предложении мы оформили в сигналы.
В сложносочиненном предложении между двумя грамматическими основами обычно ставится запятая.
Природа к зиме просыпалась, и люди готовились к зиме
Запятая в сложносочиненном предложении не нужна |
|
В следующих ситуациях: |
Пример: |
1. Если есть общий второстепенный член предложения |
Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме. |
2. Если есть общее для частей вводное слово, словосочетание, или предложение, частица, обособленный член предложения (сравнительный оборот). |
К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара. Дальнейшие встречи были так же приятны и беседы так же полезны, как в первый раз. |
3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть |
Когда мама вошла в комнату,1/осколки вазы валялись на полу2/ и дети пытались их собрать3 |
4. Если части сложносочинённого предложения являются: 2) побудительными предложениями; 3) восклицательными предложениями; 4) назывными предложениями; 5)безличными предложениями,имеющими синонимичные слова в составе сказуемых |
1) Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться? 2) Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится! 5) Жарко и душно. Холодно и дождливо. |
Примечания:
1.При наличии общего второстепенного члена предложения запятая перед союзами ставится, если союз повторяется.
В такую погоду И волк не рыщет, И медведь не вылезает из берлоги
2. Не является объединяющим элементом противительный союз, после которого или перед которым находятся два соединенных союзом И простых предложения, поэтому запятая перед И ставится.
Ибрагим был бы очень рад избавиться, но ассамблея была дело должностное, и государь строго требовал присутствия своих приближенных (П); Он подавил вздох и стал сворачивать папироску, но почему-то дрогнули руки, и он рассыпал на колени табак (Ш); Гроза прошла, и тучи рассеялись, но духота еще сохранялась.
Задание 17
При выполнении этого задания мы сталкиваемся с тем, что ребята не могут определить границы причастных и деепричастных оборотов, многие вообще не отличают обособленные члены предложения друг от друга. Поэтому первый шаг, который я делаю, даю задание по группам подготовить теоретический материал по всем обособленным членам предложения. Снова составляем сигнал, на основании которого можно приступить к выполнению задания 17 ЕГЭ.
Обособленное – это значит выделенное запятыми с двух сторон (или с одной, если стоит в конце предложения). Здесь необходимо повторить, что же такое определение, дополнение и обстоятельство.
Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос как(ой, ая, ое, ие)?
Обстоятельство — второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы : как? когда? каким образом? и т.д.
Дополнение – отвечает на вопросы косвенных падежей.
Определение
Выделяется запятыми:
-если причастный оборот стоит после определяемого слова: Ребёнок,| заснувший у меня на руках|, внезапно проснулся.
-причастный оборот и до, и после определяемого слова, если относится к местоимению: |Расстроившаяся из-за сына|, она никак не могла взять себя в руки.
-причастный оборот до определяемого слова, если он имеет добавочное обстоятельственное значение( причины, условия, уступки): Пораженная новостью, мать медленно опустилась на стул.
(почему? по какой причине?)
-два и более одиночных согласованных определения, стоящие после определяемого слова: Ребёнок, сытый и довольный, заснул у меня на руках.
-согласованное определение, возможно и одиночное, если определяемое слово – личное местоимение: Он, сытый, быстро заснул.
Сытый, он быстро заснул.
-если оторвано от определяемого слова другими членами предложения: Благоухающая и красивая, выросла у нашего дома сирень.
Обособление несогласованного определения
Несогласованное определение обособляется, если определяемое слово:
1) местоимение: Как вы, с вашим умом, не поняли её замысла?
2) имя собственное: Лёшка, в старой куртке, ничем не отличался от деревенских ребятишек.
Не обособляется запятыми причастный или определительный оборот:
1) Если определяемое слово стоит после него (кроме исключений).
Лежащая на полу книга была открыта на пятой странице.
2) Если определение входит в состав сказуемого (составного именного).
Она была красивая.
3) Если стоит после неопределенного местоимения.
Я обязан рассказать вам что-то важное.
Приложение
Выделяется запятыми
· Как одиночное, так и распространённое приложение, если определяемое слово местоимение (Он, отличный врач, очень помог мне).
· Распространённое приложение, если стоит после определяемого слова, выраженного существительным (Мой брат, отличный врач, лечит всю нашу родню).
· Если приложение «оторвано» от определяемого слова (Дверь открыл сын наших соседей, пятилетний малыш).
· Одиночное нераспространённое определение, если определяемое слово существительное с пояснительными словами (Он увидел своего сына, малыша, и улыбнулся).
· Любое приложение, если стоит после определяемого слова — имени собственного (Мишка, сын соседа, отчаянный сорванец).
· Обособление, выраженное именами собственными, если служат для уточнения или пояснения (А устроил пожар сын соседа, Мишка, отчаянный сорванец).
· Приложение, если стоит перед определяемым словом — именем собственным, если при этом выражается добавочное обстоятельственное значение (Архитектор от Бога, Гауди не мог построить обычный собор).
Знаки препинания с союзом «как»
1) Если союз как имеет значение «в качестве», то присоединяемый им оборот не является приложением и не обособляется.
Полученный ответ рассматривается как согласие.
2) Не обособляется также приложение с союзом как, характеризующее предмет с какой-либо одной стороны.
Мы больше знаем Лермонтова как поэта и прозаика и меньше как драматурга.
Обстоятельства
Обособленные обстоятельства
· деепричастные обороты и деепричастия, сохранившие глагольность (значение добавочного действия): Он бежал, крича мне что-то. Поев, ребёнок заснул.
· обстоятельство с предлогом несмотря на: Несмотря на дождь, дети убежали гулять.
· сравнительные обороты с союзами как, будто, точно, словно, как будто, что, чем, нежели и др. подобными: Облака плыли над самой землёй низко, неспешно, как ватные. Это не танец: двигается, как деревянная.
Не обособляются деепричастия и деепричастный обороты
1) Если они потеряли свою глагольность и имеют значение образа действия, т. е. они стали наречиями.
Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей. — Бегут как?
В метро я ехал стоя. (это положение в пространстве, а не добавочное действие)
2) Если включаются во фразеологический оборот (устойчивые словосочетания)
В трудные дни он работал с нами не покладая рук.
Он скрипя сердце отдал мне конфету.
Дополнение
Обособляются дополнения, выраженные существительными с предлогами: кроме, помимо, сверх, за исключением, включая, исключая, вместо, наряду с. В них передаются значения включения — исключения или замещения.
Никто, кроме Ивана, не знал ответа на вопрос учителя.
Из опыта могу сказать, что самым простым остается причастный и деепричастный обороты, а вот то, что касается выше перечисленных случаев пунктуации при обособлении, остается для них сложным. И снова приходится работать на подбор аналогичных примеров. Ребята по приведенным мной или экспертной группой примерам составляют подобные. Моя задача- показать им суть предложений с обособленными членами.
Обязательно нужно проговорить ребятам, что обособленные члены предложения могут быть однородными
Чтобы не ошибаться при постановке запятой в этом случае, нужно вспомнить теорию по однородным членам предложения.
Все заговорили разом, повышая голос и не слушая друг друга. Наклоняясь и выпрямляясь все чаще, солдаты рыли окоп. Мой взгляд упал на книгу, раскрытую на середине и забытую на столе.
Задание 18
Вводные слова и словосочетания
Проблемным в этом задании остается умение отличить вводные слова от членов предложения
Одни и те же слова могут употребляться как в качестве вводных, так и в качестве членов предложения! К членам предложения можно задать вопросы, к вводным словам – нельзя. Вводное слово можно безболезненно убрать из предложения. Смысл не изменится. Члены предложения просто удалить из текста, не потеряв смысла, не получится.
НАПРИМЕР:
Вы, верно, знаете этого человека. (вводное слово)
Вы верно перевели текст. (наречие)
Прежде всего, нужно ли говорить об этом? (вводное слово)
Прежде всего нужно поговорить о книге (наречие).
Он, знаешь, человек обязательный.(вводное слово)
Ты знаешь его? (глагол)
Второй момент в этой теме — это необходимость запомнить слова и словосочетания, которые никогда не являются вводными. Здесь нелишним будет сделать сигнальные карточки, на каждой из которых будет написано по одному слову. Заучивать их, просто записывая в словарик, тетрадь, бесполезно. Карточки же дают возможность зрительно эти слова запоминать.
Авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы.
Для еще большей эффективности предлагаю ребятам поиграть. Делаю массу карточек со словами, которые могут являться вводными и не могут. Смешиваю их и прошу выбрать либо одно, либо другое.
Запятые при обращении
Обычно обращения выделяются запятой (если стоят в начале или в конце предложения) или запятыми (если стоят посередине).
Например: Дорогие друзья, милости просим за стол. Неужели ты всерьез так думаешь, Петр Иванович?
Но если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак (следующее за обращением слово пишется с прописной буквы.
Например : Старик! О прежнемпозабудь… (Лермонтов).
Проблемным вопросом в этой теме является материал, связанный с частицами и междометиями при обращении
I.Частицы О, АХ, А и другие, стоящие перед обращениями, от них НЕ ОТДЕЛЯЮТСЯ.
Примеры: О мой милый, мой нежный, прекрасный сад (Ч.); Ах Надя, Наденька, мы были б счастливы… (Ок.); О любимые сердцем обманы, заблужденья младенческих лет! В день, когда зеленеют поляны, мне от вас избавления нет (Забол.); О солнце, раскаленное чрез меру, угасни, смилуйся над бедною землей! (Забол.); Смерть, а смерть, еще мне там дашь сказать одно словечко? (Тв.).
II. Если же перед обращением оказывается междометие, то оно ОТДЕЛЯЕТСЯ запятой или восклицательным знаком.
Примеры:Ах, поля мои, борозды милые, хороши вы в печали своей (Еc); Эй, три осьмушки под резьбу, иди возьми болт! — С того дня Захара Павловича звали прозвищем «Три Осьмушки под Резьбу» (Плат.). В качестве междометия может выступать и слово о (в значении ах): О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств.
Как отличить омонимичные частицы и междометия (о, ах, а)?
Частица имеет усилительное значение и от обращения интонационно не отделяется (не имеет самостоятельного ударения);
Междометия интонационно самостоятельны, ударны, после них имеется пауза.
Сравните:
О поле мое заветное, ты сейчас отдыхаешь после жатвы (Айтм.)
О, ветер! О, снежные бури! (Бл.).
Задание 19.
С этим заданием лучше работать по алгоритму. Алгоритм мы с ребятами составляем вместе. Моя роль- направить, помочь, скорректировать. Ребята сами ищут способы подхода к теме.
1. Прочитайте внимательно задание и предложение.
2. Найдите главное и определите, каким образом связаны с ним придаточные.
3. Если СПП с одним придаточным, необходимо поставить запятую на границе предложений.
4. Если больше одного придаточного, то желательно нарисовать схему, чтобы точно узнать тип подчинения (однородное, последовательное или параллельное). От этого зависит количество запятых.
5. В соответствии с правилами расставьте запятые.
С одной стороны, это занимает много времени, но, если выпускники научатся пользоваться этим алгоритмом, им будет проще ориентироваться в смысле предложения, а значит, они быстрее справятся с заданием.
Сложноподчиненное предложение с одним придаточным
1. Придаточное предложение стоит после главного.
[ ], ( )
Мы вернулись домой, когда начался дождь.
2. Придаточное стоит перед главным
( ), [ ]
Когда начался дождь, мы вернулись домой.
3. Придаточное находится внутри главного предложения.
[ ,( ), ].
Мы, когда начался дождь, вернулись домой.
4. Если придаточное соединено с главным при помощи сложных подчинительных союзов ( благодаря тому что, ввиду того что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, потому что, несмотря на то что, вместо того чтобы, с тем чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, так же как и др.), то запятая ставится один раз
[ ], (по мере того как ….)
…Дыхание становилось все глубже и свободнее, по мере того как отдыхало и охлаждалось его тело… (Куприн)
5. Сложный союз может расчленяться, если перед союзом
1) есть отрицание с частицей не;
2) есть усилительные или ограничительные частицы,
3) есть вводное слово
1) Пастухов сошелся с Цветухиным не потому, что тяготел к актерам (Федин).
2) Стоило ли отказываться от трудного дела только потому, что оно трудное? (Крымов)
3) …Все это имеет для меня неизъяснимую прелесть, может быть, оттого, что я уже не увижу их… (Гоголь)
Сложные союзы тогда как, словно как, в то время как, между тем как не расчленяются
6. Если перед подчинительным союзом стоят слова особенно, частности, а именно, то есть, а также и т.п. с присоединительным значением, то запятая после этих слов не ставится.
Экспедицию придется закончить досрочно при неблагоприятных условиях, а именно если начнется сезон дождей.
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
СПП с несколькими придаточными имеют следующие типы подчинения:
1) Последовательное (каждая последующая часть зависит от предыдущей)
Я люблю утро, потому что можно увидеть рассвет, который навевает мне приятные мысли.
2) Однородное (придаточные части зависят от одной главной части, отвечают на один вопрос, относятся к одному слову)
Я считаю,что вы устали и что вам необходимо подкрепиться.
Перед союзом И не ставим запятую, так как придаточные части однородны и соединены союзом И
Я считаю, что вы устали, что вам необходимо подкрепиться.
Здесь между придаточными нужна запятая, поскольку нет союза И.
3) Неоднородное (параллельное) (придаточные части зависят от разных слов в главной части или отвечают на разные вопросы)
Где бы ты ни был, помни, что дома тебя любят и ждут.
Обращаю внимание ребят: в СПП главное и придаточное предложения могут быть связаны как союзом, так и союзным словом.
Запятая НЕ ВСЕГДА ставится перед союзом, так как союзу или союзному слову могут предшествовать другие слова. Обычно путаница происходит со словом КОТОРЫЙ.
Например: Он позвал меня на мероприятие, в целесообразности которого я сильно сомневался.
Задание 20
Сложность 20 задания заключается в том, что при выполнении нужно правильно определить границы в составе сложного предложения с сочинительной, подчинительной и бессоюзной частями. Именно потому снова предлагаю ребятам составить алгоритм выполнения этого задания.
Алгоритм выполнения:
1)Сначала выделяем грамматические основы, находим границы предложений, чтобы не упустить какое-либо.
2) Далее находим главное предложение в составе: одно должно быть без союза. Это может быть как простое, так и ССП.
3) Ищем придаточные предложения от главного, если их несколько, смотрим как связаны между собой (см. Задание 18, а именно, однородное, неоднородное, последовательное подчинения). Расставляем запятые в соответствие с правилами.
4) Если от придаточных зависят другие придаточные, расставляем и там запятые.
5) Стык союзов (два союза рядом). Ищем стык союзов и проверяем по правилу.
Знаки препинания на стыке союзов
На стыке двух союзов (сочинительного и подчинительного или двух подчинительных) нужно обратить особое внимание!
и когда/ и, когда
и что/ и, что
и где/ и, где
что если/ что, если и др.
Проверяем следующим образом: берем придаточную на стыке и переставляем ее в другое место или в конец предложения. Если можно переставить – ставим запятую на стыке. Нельзя переставить – не ставим.
Запятая нужна
На стыке подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними ставится, если можно изъять придаточное предложения и конструкция всего предложения не потребует перестройки.
Мы гуляли по набережной и, когда начался дождь, открыли зонты.
Мы гуляли по набережной, поэтому, когда начался дождь, зашли в кафе.
Запятая не нужна
На стыке подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними не ставится, если за придаточным предложение следует вторая часть двойного союза.
Начался дождь. Он знал, что если он выйдет на улицу, то промокнет до нитки.
Задание 21
Задание 21 — это новое с прошлого года задание . Оно проверяет умение учащегося проводить пунктуационный анализ.
Звучит оно следующим образом
«Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации».
Определяем темы, которые необходимо знать, чтобы решить это задание:
ТИРЕ
ТИРЕ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Межу подлежащим и сказуемым, если:
1. Сущ. им. п.- сущ. им. п.
Россия-страна великих талантов.
2. Перед словами «вот», «это», «значит», «это есть»
Успех-это результат большого труда.
3. Инф.-инф., инф.-сущ. им. п., сущ. им. п.-инф.
Курить- здоровью вредить. Ждать- большое искусство. Наш долг- защищать Родину.
4. Числ. им. п.-числ. им. п., сущ. им. п.- числ. им.п., числ. им.п.-сущ. им.п.
Семью семь- сорок девять. Большая медведица- семь ярких звезд. Пять- счастливое число.
5. Перед сказуемым, выраженным фразеологизмом.
Мой друг- семи пядей во лбу.
Важно отметить, что запятая не ставится между подлежащим и сказуемым, если подлежащее выражено личным местоимением в им. п, а сказуемое- сущ. в им. п.
Исключение составляют два случая:
1. Если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое- сущ. в им. п. и есть противопоставление.
Ты теоретик-, а я- практик.
2. Если есть логическое подчеркивание сказуемого.
Я- страница твоему перу.