«Трудовое воспитание старших дошкольников через ознакомление с профессиями» (из опыта работы)

Автор: Москвина Ольга Ильинична

 «Трудовое воспитание старших дошкольников через ознакомление с профессиями»

(из опыта работы)

«Труд становится великим воспитателем,                                                                                                                     когда он входит в жизнь наших воспитанников,                                                                                                               дает радость дружбы и товарищества,                                                                                                                     развивает пытливость и любознательность,                                                                                                        рождает новую красоту в окружающем мире,                                                                                                   пробуждает первое гражданское чувство —                                                                                                                 чувство созидателя материальных благ,                                                                                                                           без которых невозможна жизнь человека».                                                                                               В.А.Сухомлинский 

В последнее время современные родители уделяют большое внимание интеллектуальному и умственному развитию детей, подготовке их обучению в школе и не задумываются о том, что в основе всех учебных умений лежат трудовые умения и навыки, которые не только воспитывают прилежание, целеустремлённость, самостоятельность, но и дают возможность ребёнку легче адаптироваться в социальном окружении.

На сегодняшний день проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по организации трудовой деятельности должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей.

Сейчас в ФОП ДО в области «Содержание образовательной деятельности в сфере трудового воспитания» прописаны конкретные задачи и содержание работы по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей на каждый дошкольный возраст.

То есть трудовое воспитание — одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование бережного отношения к любому труду и четкое представление о трудовой деятельности взрослых.

Важные задачи трудового воспитания:

-формировать позитивные установки к различным видам труда и   творчества;

-воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитывая  ребенка в аспекте труда и творчества.

-развивать творческую инициативу, способность самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

       Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, способствует формированию жизненно необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности, самостоятельности и ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, настраивая каждого ребенка на успешность. Трудовое воспитание в ДОУ осуществляется через различные виды труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд).

  Роль труда в формировании личности дошкольников:

·        Труд удовлетворяет потребности ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми (так воспринимает деятельность сам ребенок).

·        В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности. Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развивается самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям.

·        В процессе труда дети практические познают свойства окружающих вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомясь с условиями их обитания. У них развиваются любознательность, познавательные интересы. Труд становится важным средством умственного развития детей.

·        В трудовой деятельности осуществляется эстетическое воспитание и эмоциональное развитие. У детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид. Они радуются, замечая при поливке растения новый бутон, осматривая аккуратно прибранную комнату, чисто выстиранные кукольные вещи.

·        Труд закаливает детей физически, так как многие его виды они выполняют на воздухе. Дети становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.

·        Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с сервировкой стола, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.

Но не только сформировать навыки выполнения каких-либо трудовых поручений должен педагог, но и грамотно объяснить детям, что такое труд, профессия, зачем они нужны для людей и общества в целом. Важно уже в старшем дошкольном возрасте начинать профориентационную работу, чтобы в дальнейшем, ещё больше узнавая об особенностях той или иной сферы деятельности, детям было легче сориентироваться в выборе своей будущей профессии.

На этапе дошкольного образования подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Поэтому осознать значимость труда, войти во взрослую жизнь с уже сформированными представлениями о труде и уметь ориентироваться в мире профессий, ему должны помочь взрослые, которые находятся рядом с ним (родители, воспитатели). Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

Поэтому воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей.  В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще.

Мы с вами знаем, что в дошкольном возрасте ведущей для ребенка является игровая деятельность.

Через игру мы и знаком ребят с различными профессиями, трудовой деятельностью людей. Ведь главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!

Педагоги ДОУ через с/р игры постоянно знакомят детей с работой парикмахера, повара, продавца, учителя. Но нам этого показалось недостаточно. Это так называемые «стандартные», наиболее знакомые детям профессии. В 2022-2023 учебном году мы решили расширить этот перечень, и предоставить ребятам информацию и о других менее известных, но не менее важных и значимых  профессиях.

А для того, чтобы ребенок усвоил полученную информацию важно, чтобы она была ему интересна. А как замотивировать, заинтересовать детей? Мы решили, что знакомить ребят с новыми профессиями мы будем исходя из их собственного желания.

Для этого в начале учебного года был проведен опрос среди воспитанников старшей и подготовительной к школе группы. Детям предлагались вопросы: «Какие профессии ты знаешь», «Кем работают твои мама и папа», «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь», «О какой профессии ты бы хотел узнать». В результате, мы получили целый перечень профессий, с которыми хотят познакомиться дети: экскурсовод, художник, актер, пожарный, спасатель, эколог, экономист, модельер, визажист, фотограф.

Был составлен план работы по ознакомлению детей с профессиями, в который  была включена и работа с родителями, как участниками образовательного процесса в ДОУ.

В течение всего учебного года педагоги не только беседовали с ребятами об особенностях этих профессий, обращая внимание на специфику каждой из них, раскрывая особенности трудовых действий, какие навыки, знания и умения необходимы людям данной профессии, но и проводили специальные занятия, организовывались «Встречи с интересными людьми», «Мастер-классы от профессионала», дети участвовали в совместных мероприятиях с родителями.

Так воспитанники старшей группы познакомились с профессией «Актер», узнали много интересных фактов о театре. Вместе с воспитателями и родителями показали для ребят младших групп спектакль по  сказке «Рукавичка».

В роли актеров были сами дети и родители, а художниками-декораторами – воспитатели группы.

     А ребята подготовительной к школе группы, подготовив инсценировки сказок, не раз показали их детям 2 младшей группы. И в роли ведущего-рассказчика, и в роли актеров выступили сами воспитанники/

Для ознакомления с работой пожарных ребята побывали на экскурсии в музее пожарной охраны. Где им рассказали об этой важной профессии, показали спецодежду пожарных, познакомили с необходимым оборудованием при тушении пожара, напомнили правила пожарной безопасности.

Также с целью знакомства с профессией «Спасатель» и формирования знаний детей о безопасном нахождении на водоемах в ДОУ были приглашены представители «ВОСВОД». В рамках недели безопасности проводились инструктажи по теории и практике безопасности на воде (в разное время года). Детям было рассказано много интересных фактов о службе спасателей, о том, какими умениями и навыками должен обладать спасатель. Ребята внимательно рассматривали одежду и оборудование у спасателей, с увлечением отрабатывали на практике приемы «спасения» людей из воды.

      После каждого мероприятия, в группах, проводилось обсуждение, где дети делились впечатлениями, задавали интересующие вопросы о профессиях, с которыми познакомились,  слушали мнения других ребят.

     Знакомя ребят с профессией экскурсовод, Марина Владимировна, воспитатель подготовительной к школе группы, кроме беседы и показа картинок по теме, провела необычное по форме занятие – виртуальную экскурсию по Вологде, где в роли экскурсоводов выступили сами дети этой группы. Данное занятие было показано коллегам в рамках методической недели ДОУ.

    В рамках «Встреч с интересными людьми» в группу была приглашена мама воспитанника, которая работает сотрудником уголовно-исполнительной системы. Мария Сергеевна рассказала, какими умениями и качествами должны обладать сотрудники правоохранительных органов. Дети узнали (а также наглядно увидели в альбоме с изображениями) о разных специалистах, которые работают в этой сфере.

     Воспитатели старшей группы в рамках тематической недели «В мире прекрасного» не просто знакомили ребят с различными жанрами живописи, но и пригласили в гости  вологодскую художницу, Ольгу Карпачёву.  Ольга Владимировна познакомила ребят  со своей интересной, творческой профессией, рассказала особенности работы с различными материалами: карандашами, красками для создания картин, показала детям несколько своих работ и ответила на вопросы.

     Ребята так заинтересовались этой творческой темой, что вместе с родителями посетили в библиотеке им.Бабушкина мастер-класс по живописи «Рисуем рыжую лисичку», который провела художник декоративно-прикладного искусства Юлия Захарова.

    Мастер-класс показала мама воспитанницы старшей группы, которая работает фитнес инструктором. Анна Леонидовна провела веселую зарядку для наших ребят и рассказала о своей профессии.

А папа воспитанницы, Артем Сергеевич познакомил с профессией «Тренер», показал приемы работы с мячом у футболистов, дал важные советы по ЗОЖ. Артем Сергеевич тренер в спортивной школе.

Можно просто поиграть в повара, а лучше пригласить в гости настоящего  профессионала. Сергей Николаевич, папа нашего воспитанника, работает шеф-поваром, он рассказал ребятам особенности своей «вкусной» профессии и провел мастер-класс по приготовлению полезного завтрака для дошколят. Дети также узнали несколько секретиков приготовления салатов.

Детям очень понравились такие «мастер-классы с профессионалами», поэтому в этом учебном году мы также планируем приглашать к нам в гости родителей-представителей других увлекательных профессий.

В конце учебного года все наработки были объединены в «Атлас профессий», который было решено продолжить и в 2023-2024 учебном году, занеся в него новые странички-профессии.

Основные итоги 22-23 учебного года вы видите на экране.

Наступил новый 2023-2024 учебный год. И наши уважаемые педагоги с новыми силами продолжают вводить ребят в удивительный мир профессий.

Накануне нашей встречи было проведено занятие-знакомство с профессией «Эколог», которое вы могли заранее посмотреть. Экологическое воспитание дошкольников важный и значимый процесс. Мы практически ежедневно с ребятами затрагиваем тему экологии: уход за комнатными растениями в уголке природы, бережное отношение к деревьям на участке, посадка цветов и саженцев, ребята с педагогом и родителями участвуют в экологических акциях и конкурсах, а кто такой эколог не знают. Поэтому занятие называлось «Эколог — защитник природы». Дети не только узнали отличительные особенности этой профессии, но и повторили правила поведения в природе, закрепили знания о сортировке мусора, важности чистого воздуха, воды и почвы для всех живых организмов на планете.

А недавно воспитатели старшей группы организовали настоящий банк у себя в группе, и знакомят ребят с профессией «Экономист». Педагоги не только беседуют об этой сложной профессии, но и формируют основы финансовой грамотности ребят. Дети «зарабатывают» звездочки, совершая добрые поступки в течение дня, и приносят на хранение в свою «банковскую ячейку». В конце недели идет подсчет звездочек и выбирается «Экономист недели». Заработанные звездочки дети могут подарить другу (у которого мало или вообще нет звезд), потратить в магазине, купив необходимый товар. Получение звезд стимулирует ребят на примерное поведение и добрые поступки.

Педагоги данной группы очень инициативные, творческие, они изготовили декорации не только для данной с/р игры, но и для игры «В космосе далеком» (ракета), атрибуты для инсценировки сказки «Рукавичка», помогли в организации фотозоны к 1 сентября.  В процессе создания данных декораций воспитатели знакомили ребят с профессией «Художник-декоратор».

После знакомства с любой профессией мы подводим детей к пониманию того, что это труд. Для достижения каких-либо результатов необходимо приложить усилия, применить определенные умения и навыки. Любая профессия важна и нужна. И нужно уважать чужой труд и бережно относится к результатам этого труда.

Работа по данному направлению продолжается. Нам предстоит еще немало удивительных открытий в мире профессий (остались неизученные нами: модельер, визажист, фотограф). Но мы уже сейчас видим, что выбранные формы знакомства с профессиями эффективны. Дети замотивированы на получение знаний о новых профессиях, с увлечением примеряют на себя «новые роли», да и родители с азартом подхватывают увлекательные идеи своих педагогов, участвуя в различных мероприятиях.

Главная задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может быть успешно решена только при правильно организованной совместной работе «педагог-ребенок-родитель».

Закончить свое выступления мне бы хотелось словами  Василия Александровича Сухомлинского:  «Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим».

  

 

×
×