«Участие родителей в принятии решений, касающихся образования и здоровья детей с ментальным нарушением»

Автор: Хадаева Елена Вениаминовна

Хадаева Елена Вениаминовна,

учитель-дефектолог КОУ НВШООВЗ №2                         

 

  «Участие родителей в принятии решений, касающихся образования и здоровья детей с ментальным нарушением»

                                                                         

Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.

 

 В вашей жизни появился ребенок с интеллектуальной недостаточностью, вы должны понимать, что жизнь не остановилась, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть. Следует научиться воспринимать такого ребенка, как ребенка со скрытыми возможностями.

Для более успешного развития ребёнка важен не только благоприятный психологический климат в семье, но и не менее важно, чтобы семья не зацикливалась на своём горе, не уходила « в себя », не стеснялась своего больного ребёнка.

Детско-родительские отношения в семьях, где есть дети с интеллектуальной недостаточностью, представляют собой чрезвычайно важную и сложную проблему.  Социальная адаптация такого ребёнка напрямую зависит от правильного родительского (прежде всего, материнского) поведения.

Воспитание ребенка с проблемами развития требует от родителей много терпения, настойчивости и понимания.

Немалую роль в формировании умения управлять своим поведением играет семейное воспитание. Зная особенности своего ребенка, родители смогут скорее найти подход к нему и помочь педагогу выбрать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае.

Адаптация детей с нарушениями в развитии во много зависит от своевременной и конструктивной помощи специалистов.

Педагогическая система, для детей с нарушениями в развитии, должна решать задачи коррекционно-педагогической поддержки и вопросы его социализации.

Чрезвычайно важна способность к волевым усилиям. Ребенок, вместо «хочу это», должен заставить себя делать то, что «надо». В играх, при выполнении хозяйственных поручений дома, на специально организованных занятиях необходимо ставить перед ребенком задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца.

Условия успешного обучения ребенка с нарушением в интеллектуальном развитии:

1.     Умственная готовность.

Еще одним необходимым условием обучения является определенный уровень умственной зрелости ребенка. Умственная готовность определяется познаниями ребенка об окружающем мире, о живой и неживой природе.  Он должен уметь делать простые обобщения.  Дети с интеллектуальной недостаточностью сами не проявляют умственной активности, не задают вопрос «Почему?». К этому их надо побуждать, создавая такие ситуации, в которых ребенку придется решать несложные задачи.

2.     Речевое развитие.

Речевая готовность подразумевает, чтобы ребенок с особенностями в развитии понимал разговорную речь и сам владел ею. Родители должны постоянно следить за тем, как он произносит слова, правильно ли строит фразы, использует ли слова по назначению. Необходимо вводить в речь ребенка новые слова, разъясняя их смысл.

3.     Память.

Для успешного обучения большое значение имеет определенный уровень развития осмысленной памяти. У детей с интеллектуальной недостаточностью память снижена. Они с большим трудом запоминают новый материал. Исследования психологов свидетельствуют, что память таких детей можно значительно улучшить при условии систематической и целенаправленной работы, поэтому родители должны использовать любую возможность, чтобы научить детей приемам запоминания и припоминания.

4.     Моторика.

Не следует забывать и о том, что для формирования навыка письма необходима ручная ловкость, координированность движений, развитие моторики мелких мышц кисти. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. У детей с интеллектуальной недостаточностью общая моторика слабо развита. Они неловки, неуклюжи. Движения мелких мышц руки отличаются напряженностью. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления двигательного и практического опыта.

5.     Трудовая деятельность.

Труд служит средством физического воспитания детей, поскольку происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. Большое значение имеет формирование произвольности движений в процессе трудовых действий. Достижение трудовых целей, их результаты доставляют радость, вызывают эмоциональный отклик. Труд способствует как физическому, так и психическому развитию. В процессе овладения трудовыми навыками происходит укрепление памяти, внимания.

Необходимо привлекать таких детей к работе по дому. Этот труд должен быть посилен и правильно организован.

6.     Игровая деятельность.

Активное включение ребенка с интеллектуальной недостаточностью в игровую деятельность способствует формированию у них личностных свойств и коррекции познавательной деятельности.

Наиболее важны для ребенка ролевые игры. В них он воссоздает в доступной для себя форме отношения, которые складываются в мире взрослых. Именно игра является тем механизмом, который переводит внешние требования социокультурной среды в собственные потребности ребенка.

В игре создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего психофизического развития ребенка и коррекции, имеющихся недостатков. У ребенка воспитываются активность, самостоятельность, инициативность. Развивающий потенциал игры дает возможность стимулировать двигательную активность детей, совершенствовать мелкую моторику, координацию движений. Таким образом, организованная игровая деятельность обладает возможностями развития и коррекции у детей с умеренной умственной отсталостью.

7.     Соблюдение распорядка дня.

Родителям, при соблюдении всех рекомендаций, занимаясь с детьми с интеллектуальной недостаточностью дома всегда нужно помнить о здоровье сбережении. Главное, на что необходимо обратить внимание – это режим дня. Уже в дошкольном возрасте нужно приучать к распорядку дня.

В каждой семье должен быть определённый отрезок времени для занятий с детьми – это важно для развития познавательных процессов.

Из всего сказанного следует вывод – что именно семья должна способствовать формированию волевой регуляции.

Родителям следует помнить, что жизнь детей, а позднее и взрослых с интеллектуальной недостаточностью будет проходить в коллективе сверстников и в общении с другими людьми. Поэтому необходимо формировать у них чувство товарищества, доброжелательного отношения к людям.

По мере взросления большое место в воспитательной работе должно занимать формирование социального опыта. В зависимости от интеллектуальных возможностей он будет неодинаков. Прежде всего необходимо научить правилам поведения в общественных местах: в транспорте, в магазине, на улице и т.д. Подростков необходимо учить планировать семейный бюджет, совершать покупки разнообразных предметов бытового назначения. Не следует забывать и о дальнейшем формировании навыков самообслуживания.  Родители, обладая определенными знаниями, могут очень многое сделать для своего ребенка, помочь ему адаптироваться в жизни. Дети, которые проходят школу жизни вместе с родителями, имеют больше возможностей для своего развития. Поэтому, чем больше усилий приложено родителями к воспитанию и обучению умственно отсталого ребенка, тем более благоприятной будет его судьба.

 

С целью выявления потребностей в сопровождении семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью на родительском собрании была предложена к заполнению анкета-опросник.

При анализе анкеты были выявлены следующие показатели:

На вопрос «У моего ребенка есть трудности в учебе» наиболее часто встречается ответ «ИНОГДА»- 80%

 

На вопрос: У моего ребенка есть трудности в общении в школе с учителями, одноклассниками:

 

На вопрос: У моего ребенка есть проблемы в поведении:

 

 

На вопрос: В воспитании моего ребенка мне не хватает времени

 

На вопрос: В воспитании моего ребенка мне не хватает терпения

На вопрос: В воспитании моего ребенка мне не хватает знаний и умений, как с ним взаимодействовать

На вопрос: В воспитании моего ребенка мне нужна помощь и поддержка специалистов

 

Рекомендации родителям.

1. Дарите ребёнку свою любовь и внимание.

2. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

3. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

4. Чаще прислушивайтесь к советам педагогов и психологов.

5. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Делитесь своим опытом.

И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка будут обязательно вознаграждены!

×
×