Автор: Шарпацкая Инна Николаевна
Учебные задания, направленные на формирование познавательных УУД
Учебный предмет: русский язык.
Задание 1.
Класс: 2.
Тема: Однокоренные слова.
Умение: строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте.
Оля и Миша подбирали родственные слова к слову лес. Оля записала: лесник, лесной. Миша записал: лестница, колесо. Кто из ребят выполнил задание правильно? Докажите свое мнение. Придумайте свои слова к слову лес.
Ответ: задание правильно выполнила Оля, т.к. слова, которые придумала Оля, близки по смыслу и имеют один корень, т.е. являются родственными или однокоренными словами.
Критерии оценивания:
Правильно выполнено задание – 2 балла
Ответ доказан, но не придуманы родственные слова – 1 балл
Неправильно выполнено – 0 баллов
Учебный предмет: математика.
Задание: 2.
Класс: 2.
Тема: Геометрические величины.
Умение: поиск и выделение необходимой информации, анализ задачи, нахождение заданной информации.
Саша сделал из проволоки квадрат со стороной 12 см. Если из той же проволоки он сделает прямоугольник с шириной 6 см, то какова будет длина? Запиши ответ и объясни решение.
Ответ: 18 см. Решение:
12 х 4 = 48 (см) – периметр квадрата.
6 х 2 = 12 (см) – длины двух сторон прямоугольника.
48 – 12 = 36 (см) – длины двух других сторон прямоугольника.
36 : 2 = 18 (см) – длина прямоугольника.
Критерии оценивания:
Правильно выполнено задание – 1 балл
Неправильно выполнено – 0 баллов
Задание 3.
Класс: 2.
Тема: Сложение и вычитание.
Умение: поиск и выделение необходимой информации (анализ задачи, нахождение заданной информации).
Базовый уровень. Костин папа часто ездит в командировки. Построй диаграмму командировок папы по наклейкам на чемодане и узнай, в какой город он ездит чаще всего. Запиши решение и узнай, сколько всего поездок совершил папа. В каком городе папа бывал чаще?
Москва |
Москва |
Москва |
Москва |
Москва |
Москва |
Москва |
Сочи |
Сочи |
Сочи |
Сочи |
Сочи |
Сочи |
Сочи |
Сочи |
Сочи |
Ростов |
Ростов |
Ростов |
Ростов |
Омск |
Омск |
Омск |
Омск |
Омск |
Решение:
|
|
|
|
\s
Чаще всего папа был в командировке в Сочи (8 раз). Всего папа совершил поездок: 7+4+5+8=24.
Критерии оценивания:
Задача решена верно, нет вычислительных ошибок, построена диаграмма, записан ответ – 3 балла
Задача решена верно, но допущена ошибка в вычислении, записан ответ – 2 балла
Задание не выполнено – 0 баллов
Задание 4. Поиск лишнего или Четвертый лишний.
Класс: 2.
Тема: Нумерация чисел в пределах 100.
Умение: поиск и выделение информации. Формирование умения выделять закономерность. Построение логической цепи рассуждения.
Базовый уровень. Записаны ряды чисел, в каждом из которых 3 имеют общее свойство, а одно число этим свойством не обладает. Укажите, что это за свойство и какое число лишнее.
1) 5, 9, 12, 4;
2) 11, 39, 77, 24;
3) 54, 100, 99, 8.
Ответы:
1) Свойство – однозначные числа, лишнее – 12;
2) Свойство – нечетные числа, лишнее – 24;
3) Свойство – четные числа, лишнее – 99.
Повышенный уровень. Составь и запиши ряды чисел по следующим свойствам:
1) Все числа – двузначные;
2) Все числа больше 28 и меньше 37;
3) Все числа, которые имеют в разряде единиц цифру 5;
4) Все числа, в которых количество единиц и десятков одинаковое.
Критерии оценивания:
Правильно выполнено задание – 1 балл
Неправильно выполнено – 0 баллов
Задание 5.
Класс: 2.
Тема: Решение задач.
Умение: установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. Умение осознанно строить речевые высказывания в письменном виде (объяснять алгоритм вычисления, последовательность решения задач, записывать пояснения к действиям).
Учащимся второго класса было предложено такое задание: С одного участка собрали 50 кг картофеля, а с другого – на 10 кг меньше. Задайте вопрос к задаче, чтобы она решалась в два действия.
Дополните условие задачи числом, которое получилось в ответе предыдущей задачи и решите полученную задачу. С двух участков собрали кг картофеля и разложили поровну в 2 мешка. Сколько кг картофеля положили в каждый мешок?
Учащиеся выполнили задание так: Задали вопрос к первой задаче «Сколько всего кг картофеля собрали с двух участков?» Ответив на вопрос и дополнив условие второй задачи полученным ответом, они решили задачу. Определи, какое из данных выражений составили второклассники? Свой ответ докажи. Объясни, почему не подходят другие выражения.
1) (50+10):2 2) (50+50-10):2 3) 50-10:2 4) 50+(50-10):2
Ответы:
Решение первой задачи можно записать так: 1) 50 – 10 = 40 (кг) – собрали со второго участка; 2) 50 + 40 = 90 (кг) – столько всего собрали с двух участков. Получив в первой задаче ответ 90 кг и вставив его в условие второй задачи, решать вторую задачу будем так: 90:2 = 45 (кг). Таким образом, для решения данной задачи второклассники составили выражение под номером 2.
Не подходит первое и третье выражения, т.к. в решении используются всего два действия, а у нас задача решается в три действия. Четвертое выражение не подходит, т.к. допущена ошибка в нарушении порядка выполнения действий.
Критерии оценивания:
Задания выполнено верно – 3 балла
Задания выполнено неверно – 0 баллов