Учёт психофизиологических особенностей учащихся как необходимое условие обучения геометрических задач

Автор: Ирина Ауль

Учёт психофизиологических особенностей учащихся как необходимое условие обучения геометрических задач

Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы учета психических и физиологических особенностей учащихся при обучении геометрических задач.

Ключевые слова: психофизиология, индивидуальный подход, геометрические задачи.

 

Методики преподавания предполагают создание конкретных направлений для каждой дисциплины. В обучении решении геометрических задач также необходимо учитывать определенные критерии учащихся, в частности, их индивидуально психофизиологических особенностей. Для этого в преподавании необходимо применять индивидуальный подход, который позволяет выявлять наиболее эффективные способы усвоения материала учащимися.

К индивидуальным особенностям можно отнести своеобразие мышления, памяти, воображения, темперамента, воображения, интересов и прочее. Из перечисленных факторов создается полноценный образ учащегося, уникальный и требующий личного внимания преподавателя при обучении.

Применение индивидуального обучения в процессе решения геометрических задач направлено на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности образовательной программы и возможностями учащегося.

В процессе индивидуализации также применяются и групповые задания.

Среди основных направлений развития методики обучения геометрических задач учащимся являются:

— создание условий для индивидуального развития каждого учащегося;

— выявление и развитие аналитического ума;

— выявление и развитие когнитивного мышления;

— выявление и развитие пространственного мышления;

— создание условий для эффективных групповых занятий;

— выявление физиологических способностей учащихся во время проведения учебного занятия.

Эти методики должны помогать выполнять основные цели обучения геометрии:

1) образовательная. Она предполагает формирование умения у учащегося использования теоретических геометрический понятий для решения задач.

2) развивающая. Она предполагает формирование пространственного, образного, логического, когнитивного мышлений.

3) воспитательная. Она предполагается формирование понимания важности основ геометрического знания в научном мировоззрении.

Аналитический склад ума выявляется и формируется в процессе поиска решения геометрической задачи. Он осуществляется через множество действий типа «условие-следствие». Применение различных схем поиска решения задач позволят визуализировать этот процесс, выявить и понять причины затруднений обучающихся, помочь им при решении задач [1].

Визуализация процесса решения входит в сферу пространственного мышления.

Пространственное мышление — специфический вид мыслительной деятельности, которая необходима при решении задач, требующих ориентации в пространстве, и основывается на анализе пространственных свойств и отношений реальных объектов или их графических изображений.

В процессе решения геометрических задач учащиеся при помощи преподавателя оперируют пространственными образами: геометрическими, графическими и так далее. И путем восприятия или представления выводят главные свойства и отношения рассматриваемых объектов. Это и позволяет впоследствии выводить логические связующие цепочки для решения задач.

Важно в использовании этого метода преподавания учитывать образы, которые воспроизводят пространственные свойства и отношения объекта задачи (геометрические формы, размер, пропорции и так далее). Помимо развития пространственного мышления, методика позволяет выявить физиологические особенности учащихся: кто из них быстрее и внимательнее, кто предпочитает медленный темп и так далее.

Выявление и формирование когнитивного мышления у учащихся позволяет преподавателю понимать и направлять стратегию обучения для его наиболее эффективного результата.

Важнейшая задача, которая выполняется при выявлении когнитивных стилей, — определение причин затруднений в процессе решения геометрических задач.

Когнитивный стиль — это способ восприятия, переработки, анализа, систематизации и структурирования информации. Это тот механизм, благодаря которому возможна умственная деятельность человека в целом, работа с новыми данными и обучение, в частности. Когнитивные (познавательные) стили тесно связаны с интеллектом, по мнению ряда ученых, являются его составной частью [2].

Однако все вышеперечисленные методики не всегда необходимо реализовывать только в индивидуальном формате. Для развития коммуникации и способности коллективного взаимодействия, проявлений лидерских и исполнительских ролей необходимо организовывать занятия с использование задач с групповым условием. Важно, чтобы в решении задачи участвовали все члены созданной группы. Так преподавателю будет легче выявить сильные стороны учащихся: знание теории (память), нестандартные решения (воображение), творческие способности (в процессе черчения и прочее) и так далее.

Также вышеперечисленные методики преподавания решения геометрических задач с наиболее эффективным усвоением и результатом позволяют преподавателю выявить физиологические особенности учащихся, которые он также должен учитывать при проведении занятий. Среди них выделяется временной период деятельности (активность/пассивность), внимательность, способность концентрации, усидчивость и так далее.

Необходимо всегда учитывать взаимосвязь психологических и физиологических факторов.

При этом анализ рассматриваемых методик решений геометрических задач с учетом психофизиологических особенностей учащихся показал, что самостоятельно, без помощи учителя, с поставленными задачами самостоятельно справиться смогут не все. Большинство учащихся — поленезависимые.

При анализе ошибок учителю важно выяснить параметры дифференцированности поля своих учеников. Причиной неуспеваемости может быть преобладание полезависимости, то есть неспособность преодолевать заданный контекст задач и сепарироваться от внешних раздражителей с концентрацией на рассматриваемом объекте.

Таким образом, применение преподавателем комплексного подхода с учетом всех рассматриваемых в данной статье методик решения геометрических задач с учетом психофизиологических особенностей учащихся позволяет преодолевать основную проблему в этой сфере – снижение уровня полезависимости.

 

Список литературы

1.                  Боженкова, Л.И.  Методика формирования универсальных учебных действий при обучении алгебре [Текст] / Л.И. Боженкова. — М.: Лаборатория знаний, 2017. — 240 с.

2. Шкуратова, И.П.  Когнитивный стиль и общение [Текст] / И.П. Шкуратова. — Ростов н/Д.: Издательство Ростовского педагогического университета, 1994. — 156 с.

×
×