Автор: Подорванов Владислав Андреевич
УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В управлении системой образования речь идет о процессе организации и координации образовательных учреждений, а также разработке и реализации стратегий и политик, направленных на повышение качества образования. Управление системой образования играет важную роль в обеспечении эффективного функционирования образовательной системы и достижении поставленных целей. Управление системой образования – это комплекс организационных, административных и методических мер, направленных на эффективное функционирование и развитие образовательных учреждений, повышение качества образования и достижение поставленных целей.
Ключевые слова
Образование, управление, система, качество образования.
Сегодня система образования претерпевает значительные изменения, связанные с глобализацией, информатизацией, демографическими процессами и другими факторами. Это влечет за собой необходимость адаптации образовательных программ и методик к новым условиям, а также совершенствования управленческих механизмов.
Управление системой образования играет важную роль в повышении качества образования. Оно направлено на организацию и координацию всех процессов, связанных с образованием, с целью достижения оптимальных результатов.
Определение качества образования
Качество образования – это мера успешности достижения образовательных целей и ожидаемых результатов обучения. Оно включает в себя не только знания и навыки, полученные студентами, но и их развитие в различных аспектах – интеллектуальном, социальном, эмоциональном и т.д.
Управление образовательными системами педагогика рассматривает в качестве воздействия внешней направленности на управляемую систему с целью обеспечить с ее стороны необходимое поведение. Управление образовательными системами регулируется Законом «Об образовании» в Российской Федерации. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» выделяются три основные группы органов управления образованием: федеральные, субъектов Федерации и муниципальные.[1] Объем полномочий каждой группы установлен действующим законодательством. Ст. 30 данного закона устанавливает порядок разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления образованием, в соответствии с которым:
· компетенция в области образования федеральных органов государственной власти, федеральных органов управления образованием и органов государственной власти субъектов Российской Федерации является исчерпывающей и не может быть изменена иначе как законом.
· разграничение компетенции в области образования между федеральными органами законодательной и исполнительной власти в области образования определяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации законом, регулирующим деятельность Правительства Российской Федерации.
· разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти определяется Правительством Российской Федерации.
· разграничение компетенции в области образования между органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также между их органами регулируется законодательством субъектов Российской Федерации.
Управление системой образования выполняет ряд важных функций, которые направлены на обеспечение эффективности и качества образовательного процесса. Рассмотрим основные функции управления системой образования:
Планирование является одной из основных функций управления системой образования. Оно включает определение целей и задач образовательной системы, разработку стратегий и программ развития, а также определение необходимых ресурсов для их реализации. Планирование позволяет оптимизировать процесс обучения, учитывая потребности и возможности образовательной системы.
Организация – это функция управления, которая включает создание и поддержание оптимальной структуры и организационной системы образовательного учреждения. Она включает в себя распределение ролей и ответственности, установление связей между участниками образовательного процесса, а также обеспечение необходимых ресурсов для его реализации.
Контроль и оценка – это функция управления, которая направлена на проверку и оценку результатов образовательного процесса. Она включает в себя разработку системы контроля и оценки знаний и навыков учащихся, а также оценку эффективности работы педагогов и образовательных учреждений.
Координация и сотрудничество – это функция управления, которая направлена на обеспечение согласованности и взаимодействия различных участников образовательного процесса. Она включает в себя установление связей и взаимодействия между педагогами, учащимися, родителями, администрацией и другими участниками образовательной системы
Все эти функции взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Их реализация позволяет обеспечить эффективное и качественное функционирование системы образования, а также достижение ее целей и задач.
Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер. [1]
В заключение, управление системой образования играет ключевую роль в повышении качества образования. Оно обеспечивает разработку и реализацию образовательной политики, организацию и координацию образовательных процессов, обеспечение доступности и равенства образования, мониторинг и оценку качества образования, а также профессиональное развитие учителей.
Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием заключается в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования, предоставлении педагогам, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе типа образовательного учреждения. Выбор прав и свобод делает человека не только объектом образования, но и активным субъектом, который самостоятельно определяет свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов, отношений.